belsut4                            

iso9001

oms1

ПО ОО "БРСМ"
За что мы любим Гомель

video

               

         

              

Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 2017

logo-color-2

                           

                           

Яндекс.Метрика

             

         

БелГУТ в социальных сетях

vk   ok   fb   ln  in  yt

    

     

Международные связи

vk   ok   fb

                     

                    

                     

18.09.2017 - 24.09.2017

НЕДЕЛЯ  ПОД  ЧЕРТОЙ


История

Кафедра создана в 1956 году под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». После разделения в 1958 году специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 г. – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт» в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 г. кафедра была разделена на две кафедры: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электроподвижной состав».

Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Казаков Виктор Николаевич, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».

В сентябре 1957 года кафедру возглавил дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Гутковский Владимир Антонович.

С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, доктор технических наук, профессор Сохачевский Николай Александрович, именем которого в настоящее время названа тепловозная лаборатория кафедры. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры. Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили преподаватели кафедры Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В. Под его руководством создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием.

С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Филимонов Александр Иванович – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.

С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов, профессор Крюгер Павел Константинович. Аспирантуру Крюгера П.К. закончили Шидловский В.В., Секерин Е.В., Лазеев В.М. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е., работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация, посвященная совершенствованию устройств песочного хозяйства локомотивных депо.

С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов, к.т.н., доцент Костромин Анатолий Михайлович. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А., Френкель С.Я.

В 1988 году за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» (авторы Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я. и др.) БелИИЖТ награжден дипломом ВДНХ СССР. В 1979-1986 гг. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Гизатуллин Растам Каримович – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований ныне доктора технических наук, профессора кафедры Гизатуллина Р.К. успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.

С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелГУТа (БелИИЖТа). С 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Овчинников Вячеслав Михайлович. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом. В настоящее время профессор кафедры Овчинников В.М. руководит созданным по его инициативе научно-исследовательским центром экологической безопасности и энергосбережения на транспорте (НИЦ ЭиЭТ).

В период с 1993 по 2001 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Сухопаров Сергей Иванович. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Созданы лаборатории «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы». В этот период (1999 г.), также произошло разделение кафедры на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электроподвижной состав».

С 1999 г. по 2016 г кафедрой «Электроподвижной состав» бессменно руководил Могила Владимир Степанович. При эго непосредственном участии произошло открытие и становление новых специальностей: 1-37 02 02 «Тяговый состав железных дорог (электровозы и метрополитен)» и 43 01 03 06 «Электроснабжение железных дорог». Также продолжалась подготовка инженеров по специальности 1-37 01 05 «Городской электрический транспорт (специализация техническая эксплуатация городского электрического транспорта)». В становлении новой кафедры принимали участие к.т.н., доценты В.В. Рафаловский и Л.А. Ергучев.

В 2007 г. при кафедре «Электроподвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта». Руководитель лаборатории к.т.н. Евдасев И.С., научный руководитель – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являются: • разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; • разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; • разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; • разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.

С 2001 по 2011 гг. кафедрой («Тепловозы и тепловые двигатели») руководил к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был создан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок». Совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» В.С. Могилой разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)» (2008 г.). Создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У. В этот период интенсивно ведутся научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертации на соискание степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.

С 2011 года кафедру возглавляет к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. В 2013 году разработаны образовательные стандарты второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» и 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)» (последний стандарт совместно с В.С.Могилой). В 2014 году приобретен мультимедийный комплекс для повышения эффективности аудиторных занятий, обновлено лабораторное оборудование для дисциплин «Электрооборудование тепловозов», «Автоматика и автоматизация тепловозов», «Программируемые цифровые устройства» и «Передачи мощности локомотивов». В 2016 году начались работы по глубокой модернизации станции испытания ТЭД методом взаимной нагрузки.

В сентябре 2016 года произошло объединение «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электроподвижной состав» в одну кафедру - «Локомотивы».

В настоящее время исполняет обязанности заведующего кафедрой к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Преподаватели кафедры в разное время работали проректорами БелИИЖТа, БелГУТа – Гутковский В.А., Гизатуллин Р.К., Сухопаров С.И., Самодум Ю.Г. и деканами факультетов – Гутковский В.А., Филимонов А.И., Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Кучма М.П., Гизатуллин Р.К., Сухопаров С.И., Самодум Ю.Г. В настоящее время на кафедре работают ее выпускники: проректор по учебной работе Самодум Ю.Г., зав. каф. Скрежендевский В.В., доцент Френкель С.Я., старшие преподаватели: Ананьева О.А., Брильков Г.Е., Дединкин А.П., Дорощук Д.В., Евдасев И.С., Загорцев В.А., Лазеев В.М., Невзоров В.В., Шкрабов Е.В., ассистент: Сахаров П.А.

Поделиться: