Задача – умножать наши достижения на поприще науки


Наш университет является крупнейшим образовательным и научным центром транспортного и строительного комплексов Республики Беларусь. Соединять новые научные исследования с призводством – одно из приоритетных направлений.

В 2022 году по заказу предприятий и организаций Республики Беларусь было выполнено около 1000 научно-исследовательских и инженерных работ и свыше 250 зарубежных контрактов с предприятиями и организациями Китая, Франции, Узбекистана, России, Эстонии, Чехии, Латвии, Казахстана, Туркменистана.

Университет сотрудничает с многими крупнейшими предприятиями реального сектора экономики: ГО «Белорусская железная дорога», УП «Минский метрополитен», ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод», ОАО «Минский вагоноремонтный завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ОАО «БМЗ» - управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания», ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Гомельтранснефть Дружба», ОАО «Белорусский автомобильный завод», ЗАО «Штадлер Минск» и другие.

Активно развивается международное сотрудничество. В настоящее время действуют 85 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами, научными центрами и организациями четырнадцати стран. В 2022 году заключено 7 договоров о сотрудничестве.

БелГУТ аккредитован как Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг. По результатам 2022 года: выдано 73 сертификата соответствия техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 61 – иностранным заявителям; зарегистрировано 40 деклараций о соответствии техническим регламентам Евразийского экономического союза, из них 30 – иностранных заявителей; выдано 3 сертификата соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь; оформлено 123 акта идентификации запасных частей в рамках Решения Евразийской экономической комиссии.

В университете функционирует Испытательный центр железнодорожного транспорта (ИЦ ЖТ), аккредитованный на осуществление работ по: испытаниям объектов. В 2022 году выполнено более 140 договоров на проведение испытаний железнодорожной продукции, выдано 330 протоколов по результатам проведения испытаний, из них 165 – иностранным заказчикам. 

За 2022 год ОНИЛ «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава» проведено техническое диагностирование с целью продления срока службы 197 вагонов пассажирских и 222 грузовых вагонов для Белорусской железной дороги и промышленных предприятий Республики Беларусь и 57 грузовых вагонов собственности зарубежных предприятий.

Научно-исследовательской лабораторией «Управление перевозочным процессом» по заказу Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь выполнены НИР, направленные на совершенствование системы управления безопасностью транспортной деятельности и общественной безопасности, проведен анализ правоприменительной практики законодательства о железнодорожном транспорте и разработка предложений по его совершенствованию.

НИЛ «Грузовая, коммерческая работа и тарифы» для Белорусской железной дороги актуализированы тарифы на дополнительные работы и услуги, связанные с организацией и осуществлением перевозки грузов, с учетом экономической эффективности и конъюнктуры транспортного рынка.  

НИЛ «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» для предприятий и организаций Российской Федерации выполнены зарубежные контракты по оценке функциональной безопасности оборудования, экспертизе технической документации и испытаниям на безопасность и электромагнитную совместимость технических средств.

НИЛ «Диагностика, испытание и исследование строительных материалов и конструкций» им. И.А.Кудрявцева участвует в выполнении программ Президента Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, распоряжений областного и городского исполнительных комитетов в составе специальных рабочих групп по проведению обследований объектов: образования, здравоохранения, сельскохозяйственных, социального назначения и других. В 2022 году с целью оценки технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации было обследовано около 100 объектов.

Университетом выполнялось 5 проектов, финансируемых БРФФИ.

На кафедре «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» выполнен проект «Нестационарная динамика и колебания тонкостенных элементов конструкций с учетом температурных воздействий и связи с деформируемыми основаниями», выполняются проекты «Деформирование упругопластических композитных элементов инженерных конструкций при однократных и циклических нагрузках с учетом повреждаемости материалов и взаимодействия с окружающей средой» и «Термосиловое деформирование трёхслойных пластин, контактирующих с двухпараметрическим основанием».

На кафедре «Локомотивы» выполняется проект «Разработка комплекса технических и технологических решений для повышения надежности электроснабжения рельсового транспорта».

На кафедре «Техническая физика и теоретическая механика» выполняется проект «Развитие теории расчета креплений на железнодорожном подвижном составе грузов с высокой деформируемостью с учетом криволинейности пути в плане и профиле».

В 2022 году учеными университета выполнялись 4 задания по государственным программам научных исследований.

По ГПНИ «Материаловедение, новые материалы и технологии» изучено влияние состава и структуры олигомеров и полимеров и их соотношения на формирование многокомпонентной химически связанной органической матрицы; изучена адгезия фторопластов, полиамидов, фенольной смолы и полиэтилентерефталата к алюмооксидной и карбидокремниевой керамике, кварцу, граниту.

По ГПНИ «Механика, металлургия, диагностика в машиностроении» разработаны методики моделирования динамики и прочности транспортных машин за счет учета влияния погодных факторов при движении по участкам с заданным профилем.

По ГПНИ «Конвергенция-2025» разработана механико-математическая модель неупругого деформирования трехслойных круговых пластин со сжимаемым заполнителем.

В университете издается три ежегодных международных сборника научных трудов:

и научно-практический журнал «Вестник Белорусского государственного университета транспорта. Наука и транспорт», включенные в Перечень ВАК Республики Беларусь.

В 2022 году университетом организовано и проведено 22 международные, республиканские и региональных конференции и семинара.

Более 1000 ученых и практиков из Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья приняли участие в XII Международной научно-практическая конференции «Проблемы безопасности на транспорте», посвященной 160-летию Белорусской железной дороги.

Научный поиск – это всегда движение вперед. И каждый год в наших рядах появляются полные энтузиазма и желания творить молодые ученые. Так, лауреатами конкурса работ молодых ученых и специалистов на присуждение премий Гомельского областного исполнительного комитета за 2022 год стали доцент кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции», к. ф.-м. н. Алина Нестерович, аспирант Кристина Сирош и заместитель декана механического факультета Леонид Огородников.

За достигнутые результаты работы в 2022 году стипендия Президента Республики Беларусь на 2023 год назначена аспирантам Марине Марковой и Кристине Сирош.

В прошедшем году сотрудники университета защитили 3 кандидатские диссертации. Это доцент кафедры «Строительная механика, геотехника и строительные конструкции» Нестерович А.В., доцент кафедры «Локомотивы» Сахаров П.А., заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» Фёдоров Е.А.

Наша задача – умножать наши достижения на поприще науки.

Александр ЕРОФЕЕВ,
проректор по научной работе, к. т. н., доцент

erofeev

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter