НИЛ "Физика поверхности и тонких пленок"
Основные направления научно-исследовательской работы, проводимые в лаборатории ФПТП в интересах транспортного комплекса:
- Разработка технологии поверхностного упрочнения мелкоразмерного инструмента, калибров, штампов, твердосплавного инструмента, в том числе и паяного, деталей гидроаппаратуры с помощью многослойных вакуумных покрытий (включая алмазоподобные слои), позволяющая в 2–5 раз увеличить ресурс их работы.
- Плазмохимическая технология. Нанесение покрытий на основе тефлона и углерода на поверхность резинотехнических изделий позволяет снизить коэффициент трения и набухание в 1,5–4 раза, значительно уменьшить износ резины и стального вала и ее прилипание к поверхности. Установлено повышение долговечности РТИ до 10 раз.
- Технология восстановления тонкостенных вкладышей подшипников скольжения с помощью покрытий толщиной до 200 мкм из тройных сплавов свинец–олово–сурьма. Позволяет уменьшить коэффициент трения и интенсивность изнашивания пары трения покрытие–стальной вал до 2 раз по сравнению с покрытием из двойного сплава олово–свинец, а также восстанавливать изношенные детали из баббита, бронзы (разработана совместно с НИИ ФХП БГУ).
- Технология нанесения композиционных электрохимических покрытий «никель–триоксид молибдена» из стандартного никелевого раствора с добавлением наночастиц. При этом нанокомпозиционные покрытия имеют в 1.5–3 раза большую микротвердость, интенсивность изнашивания в 1.5–8 раз ниже покрытий, не содержащих наночастиц. Оптимальная концентрация наночастиц в стандартном растворе составляет сотые доли грамм на литр при относительно невысокой их стоимости (разработана совместно с НИИ ФХП БГУ).
- Проводится определение химического состава, структуры и механических характеристик металлопродукции; выявление причин разрушения деталей, подвергаемых циклическим нагрузкам; лабораторные испытания и экспертная оценка смазочных и антифрикционных материалов; разработка новых композиционных материалов и технологий их формирования.
Детали оборудования, восстановленные и упрочненные
по новым технологиям, разработанным в НИЛ ФПТП