ТРАГЕДИЯ ДЕРЕВНИ ХАТЫНЬ


Деревню Хатынь сегодня не найдешь ни на одной географической карте. 22 марта 1943 года каратели стерли ее с лица земли вместе со стариками, женщинами, детьми.

Спокойно читать рассекреченные КГБ документы об уничтожении деревни, хранящиеся в Национальном архиве, невозможно: дневниковые записи партизан, списки раненых и погибших во время боя, акт о сожжении Хатыни, выдержки из отчетов самих карателей, воспоминания и признания жандармов, обвиняемых, пострадавших и свидетелей.

Из материалов КГБ известно, что Хатынь сжигали не только немцы, там был и украинский взвод. Операцией руководил командир 118-го полицейского охранного батальона, майор охранной полиции Эрих Кернер.

21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из партизанской бригады «Дяди Васи» (Василия Воронянского). Утром 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении Логойска выехала легковая автомашина в сопровождении двух грузовиков с карателями из 118-го батальона шуцшманшафта 201-й немецкой охранной дивизии. В завязавшемся бою были убиты гауптман шуцполиции Вельке и трое украинских полицейских, а также двое полицейских ранены. 

Гитлеровцы были взбешены гибелью Ханса Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером. Они стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь.

По приказу Эриха Кернера и под непосредственным руководством Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Сарай обложили соломой, облили бензином, и переводчик-полицейский Лукович поджёг его. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать; но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулеметов, автоматов и винтовок. Приказ открыть огонь отдали Кернер, Смовский и Васюра. Стрельба прекратилась лишь тогда, когда затихли крики и стоны, и пока не обвалилась крыша сарая.

4

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам – Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, обе девушки погибли.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар. Среди трупов односельчан он нашёл своего сына Адама. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника мемориального комплекса.

5

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень.

Хатынь получила вторую жизнь, посмертную. Восстала из пепла непокоренной, несломленной. С момента открытия в 1969 году мемориального комплекса «Хатынь» эта белорусская деревня стала символом человеческой скорби и жутким примером того, что же такое фашизм на самом деле. Хатынь стала символом страданий и мужества беззащитного мирного населения, перенесшего ужасы войны, горькой памятью всем белорусским деревням, стертым с лица земли фашистами.

6

Доцент кафедры «Философия,
история и политология» Скрябина Л. С.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter