Как не стать жертвой киберпреступника
- Создано: 03.03.2021 13:01
Развитие информационных технологий с одной стороны – благо. Наша жизнь с ними становится более комфортной и качественной. Но, как и у любой медали, у этой тоже есть обратная сторона. Это и фейки, с которыми мы не перестаем бороться, и прямые финансовые потери, которые возможны при неосторожном поведении в Сети.
В настоящее время в Республике отмечается бурный рост преступности в сфере высоких технологий. В 2020 году в сравнении с 2019 году киберпреступность возросла в 3 раза.
Более 90% всех регистрируемых киберпреступлений на территории Беларуси и соседних стран совершаются против чьей-то собственности. Злоумышленники похищают деньги с карт-счетов, шантажируют людей в сети, используя различные вирусы-вымогатели и мошеннические схемы. Мошеннических схем у злоумышленников множество. По статистике около 60% используют методы социальной инженерии, например вишинга: звонят по телефону и, представившись сотрудником банка, якобы под предлогом защиты средств, имеющихся на счете, выманивают у людей реквизиты карты либо логин и пароль от интернет-банкинга. Также популярным способом является выманивание реквизитов банковских карт через социальные сети, интернет-мессенджеры.
Второй по популярности способ – фишинг. Практикуется на интернет-площадках по продаже товаров: злоумышленники отправляют фишинговую ссылку, после открытия которой пользователю необходимо заполнить реквизиты банковской карты для доставки, к примеру, ранее заказанного товара в интернет-магазине.
Данный вид киберпреступлений очень популярен, поскольку не требует каких-то особенных знаний и рассчитан на людей, которые не понимают, что передача сведений о реквизитах банковских карт может повлечь хищение.
Потерпевшего подкупает то, что злоумышленники обращаются к потерпевшему по имени отчеству и в ряде случаев достоверно знают клиентом какого банка он является, и даже в единичных случаях приблизительный баланс денег на счете.
Основным обстоятельством, способствующим получению от потерпевшего необходимых сведений является предрасположенность последнего к психологическому воздействию и личная доверчивость.
Дабы не стать жертвой киберпреступлений настоятельно рекомендуем:
- при использовании торговой площадки Kufar совершать все действия исключительно на самой платформе объявлений;
- не переходить по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники;
- не предоставлять третьим лицам сведений об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге (логин, пароль, сенсорный ключ);
- ни под каким предлогом не передавать кому-либо реквизиты своих банковских карт, в том числе CVV-код;
- при звонке с подобными просьбами от якобы сотрудника банка стоит прекратить разговор и при необходимости перезвонить в клиентскую службу банка (номер указан на банковской карте) для уточнения всех вопросов.
Помните, что сотрудник банка никогда не будет получать информацию у клиента о полных реквизитах карты, тем более по телефону.
В случае утери банковской платежной карты нужно обратиться в банк для ее блокировки.
В случае если все же указанная ситуация случилась и деньги со счета пропали, незамедлительно обращаться в банк, сразу по телефону указанному на сайте банка либо на банковской карте и далее, в обязательном порядке с письменным заявлением в банк.
Помните, только письменное заявление в банк является основанием для возможного возврата денежных средств по оспариваемым операциям.
Решение о возврате денежных средств принимается только сотрудниками банковского учреждения счет в котором скомпрометирован. Данное решение, в том числе зависит от результатов проверок проводимых ОВД.
Не смотря на то, что злоумышленники действуют с высокой степенью сокрытия следов в сети Интернет и владеют программным обеспечением, позволяющим оставаться анонимным в сети Интернет, на территории Республики Беларусь уже задержаны ряд организованных групп занимавшихся преступлениями по подобной схеме, которым в соответствии с действующим законодательством грозит от 5 до 12 лет лишения свободы.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter