УПП - 65! Факультет в лицах
- Опубликовано: 25.11.2019 10:09
Факультету 65! Много это или мало? По меркам человека – уже солидный возраст, когда пройдено много жизненных этапов. Чем мерить возраст факультета? Выпускниками!
Каждый год он принимает в свою семью юных первокурсников и каждый год отправляет покорять вершины дипломированных специалистов. Сегодня у факультета более шести тысяч выпускников: есть академики, начальники железных дорог, руководители предприятий, депутаты, писатели, инженеры, педагоги… Факультету есть кем гордиться!
Каким же был факультет 65 лет назад, когда все только начиналось? Чем жили студенты, что их интересовало? Какая она была – студенческая жизнь – шесть десятилетий назад? Как менялся наш факультет из года в год, в то время, когда сегодняшние преподаватели были ровесниками современных студентов? Об этом рассказывают выпускники факультета.
Рассказ Виталия Предыбайлова
Первый набор студентов в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта состоялся в 1953 году. Среди них поступать приехала группа студентов из Москвы, в числе которых был Предыбайлов Виталий Митрофанович, который на всю жизнь связал свою судьбу с железной дорогой: прошел трудовой путь от дежурного по станции Череповец до начальника Северной железной дороги, был депутатом Государственной Думы РФ, академик Академии транспорта России, заслуженный работник транспорта Российской Федерации.
«Наше поколение отличали самодисциплина, порядочность, скромность, способность ценить все, что имели. Не всегда сытые, но очень дружные!
В течение первого года обучения институт был на полувоенном положении. Некоторые преподаватели ходили в форме. Мы, будучи дежурными по курсу, докладывали по-военному: «Товарищ генерал-директор тяги, курс в составе 300 человек к занятиям по такой-то дисциплине готов. Старший по курсу Предыбайлов». На приветствие ректора сотни голосов отвечали: «Здравия желаем, товарищ генерал-директор тяги!».
Профессор Владимир Алексеевич Белый возглавлял учебную часть института. Владимир Алексеевич требовал неукоснительного соблюдения порядка во всем и не любил делать замечания дважды. Если студент выходил из общежития за пять-семь минут до начала занятий, это считалось опозданием. В холле в это время не только опоздавший студент не пройдет, муха не пролетит незамеченной. Опоздавшие будут стоять «на ковре», отвечать на вопросы, демонстрировать воротнички. Нет уважительной причины для опоздания, грязный воротник - ходить тому студенту неделю к заведующему учебной частью, являя аккуратность и пунктуальность.
Организацию движения поездов вел замечательнейший человек, д.т.н., профессор, завкафедрой Иван Григорьевич Тихомиров, основатель белорусской научной школы эксплуатационников. Предмет начался с третьего курса. Стиль преподавания удивительно простой и приемлемый: формула, пояснение к ней. Когда я открывал конспекты и по записям освежал в памяти пройденный материал, все становилось понятно и складывается в единое целое. Иван Григорьевич обладал не только энциклопедическими знаниями, но и безупречным вкусом. Костюмы, сорочки, в тон подобранные галстуки - все служило предметом для подражания. У этого человека можно было поучиться культуре речи, манере вести диалог, приковывать к себе внимание.
Многие традиции, заложенные профессором И. Г. Тихомировым, живы и по сей день. Почти тридцать лет проводятся предметные олимпиады среди студентов 3-го и 4-го курсов на лучшее знание Правил технической эксплуатации и Инструкции по движению поездов и маневровой работе. Ежегодно определяются победители в конкурсе на лучший курсовой проект.
Первая летняя общедорожная практика проходила в 1954 году в Литве. Практика в Вильнюсе проходила на станциях и в локомотивном депо. Я попал в молодую локомотивную бригаду. На паровозе кроме машиниста и помощника должен быть еще и кочегар, а их не хватало. Поэтому этой тяжелой грязной работой предстояло заняться мне. Растопить топку и поддерживать в ней постоянный огонь - дело непростое. Машинист, сидя за рулем управления, открывает топку, дергая за рукоятку, помощник аккуратно раскидывает уголь по топке, а кочегар, то есть я, подает этот уголь помощнику машиниста из тендера».
Отрывки из книги В.М. Предыбайлова "Северные версты"
Рассказ Владимира Кузнецова
Факультет в моем сердце и душе!
В БелИИЖТ я поступил в 1972 году с жаждой получить высшее образование и абсолютно не понимая свою будущую специальность. Но было стремление научиться, и я с упорством осваивал учебные дисциплины. Мне повезло прослушать лекции таких замечательных педагогов, как Банек Т.С., Богданов В.П., Демченко Л.Н., Дехта Л.Г., Диренок Е.Д., Захаров В.А., Купчинов И.И., Пырх Д.Ф, Потапенко З.И., Рубина С.Е., Сунцов Н.Н., Тихомиров И.Г., Правдин Н.В., Залесский Е.М., Циркунов Г.А., Ярошевич В.П. и многих других. Каждый своими индивидуальными особенностями обучения формировал нас, студентов, не только будущими специалистами, но воспитанными, культурными людьми. Безусловно признанным авторитетом среди преподавателей был профессор Иван Григорьевич Тихомиров, которого студенты боготворили за его профессионализм и умение творчески, с упоением подать учебный материал. Каждая его лекция, занятие было открытием для нас: его глубокое понимание транспортных процессов покоряло нас, мы верили ему беспрекословно. Тихомиров И.Г. убеждал нас, что без культуры невозможно стать настоящим инженером, и мы стремились быть такими. Тихомиров И.Г. был моим дипломным руководителем и требовал от нас только новых прогрессивных идей, он говорил нам: «Не бойтесь фантазировать! То, что сегодня фантазия, завтра - проект, послезавтра – реальность».
Сплочению группы способствовали неоднократные поездки на сельхоз работы в сентябре месяце, где мы вместе помогали в уборке урожая, а вечерами собирались вместе в сельском клубе или пели песни под гитару.
Интересным моментом учебы была обменная практика со студентами Дрезденской высшей школы, в которой готовили специалистов для железных дорог ГДР. Общение с немецкими студентами, которые вначале приехали к нам в Гомель, а затем в ГДР расширили наши знания об учебе в немецких вузах. Познавательными были ознакомительные поездки по различным железнодорожным объектам, расположенным в разных частях страны, а также изучение истории и культуры Германии.
Наш факультет в мои годы учебы был лидером в учебе, спорте, досуге. Декан факультета П.Б. Мухо и заместитель декана Пищик Ф.П. были нам гораздо больше чем руководители, владели всей обстановкой на факультете и всегда разумно по-отцовски решали сложные проблемы. На факультете царили два правила: дисциплина и ответственность. Декан безжалостно расставался с теми, кто не хотел учиться, постоянно нарушал процесс обучения: в итоге из 120 человек, поступивших на факультет, диплом получили 80, которые затем достойно работали на железной дороге и приносили славу факультету.
В тоже время П.Б. Мухо активно развивал принцип студенческого самоуправления через комитет комсомола факультета, куда входили настоящие студенческие лидеры, которые взяли на себя многие молодежные вопросы: помощь в учебе отстающим студентам, организацию спортивных мероприятий, культурных мероприятий и многие другие. Работа в комитете комсомола помогла многим из ребят стать впоследствии руководителями крупных транспортных предприятий.
Для меня годы учебы в институте - это годы приобретения новых друзей, с которыми я иду по жизни, и многим из которых я благодарен за помощь и поддержку.
В день юбилея хочу пожелать факультету жаждущих знаний студентов, профессиональных преподавателей, новых идей в обучении, творческого сотрудничества с железной дорогой, прекрасных условий для учебы и научного творчества.
Рассказ Ларисы Редько
Студенческие годы - это самые прекрасные годы! Дружба, взаимопомощь и взаимовыручка, которые сохранились до сих пор, совместные поездки в колхоз, студенческий отряд, праздники и студенческие «Огоньки». И, конечно же, замечательные учителя – Иван Георгиевич Тихомиров и Петр Степанович Грунтов. Их великолепные лекции и общение с нами студентами. Иван Георгиевич не только посвящал нас в профессию. Запомнились его лекции о культуре и интеллигентности, которые должны быть неотъемлемой частью образованного человека. Тихомиров И.Г. стал основателем традиции проведения на кафедре предметной олимпиады на лучшее знание ПТЭ и Инструкции по движению поездов, которая позволяет студентам показать свои знания и умения в освоении будущей профессии.
Факультет был большой и дружный. С огромной теплотой вспоминаю декана факультета к.т.н., доцента П.Б. Мухо. Павел Брониславович был не просто деканом, который следил за успеваемостью студентов, но и жил жизнью каждого из них. С большим доверием и уважением студенты относились к своему декану, всегда могли получить от него отеческую поддержку.
В этот юбилейный год хочется пожелать факультету дальнейшего процветания, хороших студентов, успехов в подготовке высококвалифицированных специалистов транспорта.
Рассказ Людмилы Гончаровой
Студенчество - особая пора в жизни человека, это период перехода из детства во взрослую жизнь, период становления личности. По вступлению в этот новый жизненный этап вчерашний школьник обретает большую самостоятельность и большую ответственность. Это время самоопределения и самореализации, интересных знакомств и новых друзей.
Я поступила в Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в юбилейный 1983 год. Самые первые и яркие впечатления - это знакомство с группой, нашим старостой Перистым Виталием и руководством факультета: деканом Ярошевичем Валентином Петровичем и заместителем декана Пищиком Федором Платоновичем. При этом ощущение себя как части факультета, института пришло при участии нас, первокурсников в новых железнодорожных формах, в мероприятиях к 30-летию БИИЖТа.
Нам очень повезло с преподавателями: это Ярошевич Валентин Петрович, Шульженко Петр Алексеевич, Банек Тамара Семеновна, Еловой Иван Александрович, Цыркунов Григорий Артемович, Пищик Федор Платонович, Захаров Владимир Александрович, Негрей Виктор Яковлевич и многие другие. Нас учили не только профессиональным навыкам и знаниям, но передавали традиции факультета «Управление процессами перевозок», Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта и гордость, что мы студенты одного из престижных железнодорожных вузов СССР.
Именно в стенах института многие из нас открывали в себе качества и умения, о которых раньше и не подозревали. Мы старались участвовать везде, будь то стенгазета, хор, самодеятельность, дискотека или стройотряд. Для нас институт, факультет стали вторым домом, а студенческая группа - второй семьей. Дружба, которая зародилась в институте, прошла испытание временем и сохранилась.
Искренне хочется, чтобы наш факультет «Управление процессами перевозок» поддерживал и продолжал традиции, заложенные 65 лет назад.
Рассказ Екатерины Федченко
Моя любовь к БелГУТу соизмерима с любовью к родителям, мужу, родине... Когда отец ещё в детстве говорил, что студенческие годы - самые лучшие, я не могла в это поверить! Они не просто самые лучшие, они самые ЯРКИЕ, ЗАПОМИНАЮЩИЕСЯ, ТРОГАТЕЛЬНЫЕ, ВОЛНИТЕЛЬНЫЕ, ИСКРЕННИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ, ДРУЖНЫЕ И НАСТОЯЩИЕ! Прошло два года с момента моего окончания такого родного университета, и не было НИ ДНЯ, чтобы я с теплом, любовью, гордостью и уважением не вспомнила мой факультет УПП! Работая дежурным по станции, где большинство коллег так же вышли из стен БелГУТа, я всегда с улыбкой на лице и со слезами на глазах делюсь, как прошли именно мои студенческие годы, где было много поражений, но в пять раз больше побед!
Факультет УПП всегда был для меня семьёй! Семьёй, которая всегда поддержит, всегда окутает своей любовью и заботой. Декан факультета Берлин Николай Петрович и заместители декана Шкурин Михаил Иванович и Альховская Елена Михайловна с первых дней обучения стали родными и всегда поддерживали моё желание помимо учёбы ещё заниматься творческой деятельностью! На факультете очень много замечательных педагогов, которым действительно низкий поклон и огромная благодарность за те знания, которые они вложили в наши такие юные головы!
Я хочу от всей души пожелать моему родному факультету УПП оставаться семьёй для новых студентов, быть поддержкой и опорой в сложные минуты. Желаю огромного здоровья деканату и преподавателям! Желаю, чтобы все студенты, окончившие наш факультет, всегда с любовью, уважением и радостью вспоминали студенческие годы! Сейчас я с уверенностью могу сказать - они действительно САМЫЕ ЛУЧШИЕ!