«Феноменология транспорта в литературе: прошлое, настоящее, будущее» - II международная научно-методологическая конференция


2

На конференцию было заявлено более 40 докладов по следующим направлениям секционных заседаний:

  • конструкторско-технические особенности транспорта;
  • синхронический и диахронический анализ художественных произведений о транспорте;
  • сравнительно-сопоставительный анализ транспортной терминологии в художественных произведениях о транспорте;
  • методологические проблемы андрагогики в обучении профильным дисциплинам на примере художественной литературы.

Конференцию открыл доктор ф.-м. н, ректор БелГУТа Ю. И. Кулаженко. Он поздравил участников и гостей с началом работы и отметил уникальность конференции, которая можно сказать, является междисциплинарной диалоговой площадкой для обмена мнениями и результатами научных теоретических исследований по проблемам изучения различных видов транспорта через художественную литературу не только в историческом ракурсе, но и современных тенденциях. Ректор подчеркнул, что тема транспорта в литературе многогранна, необыкновенно глубока и заслуживает внимания специалистов как технических, так и гуманитарных направлений.

21

22

В работе конференции принял участие член-корреспондент НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор Ю. М. Плескачевский, которым в приветственном слове обращено внимание участников на возможность сближения предметных областей разных наук и специальностей, консолидацию усилий научного сообщества в решении транспортных проблем в современных условиях. Ю. М. Плескачевский отметил, что необходимо развивать интерес у молодых ученых к междисциплинарной исследовательской и проектной деятельности в области транспорта и техники, показывать инновационные технологии и новые форматы педагогического сопровождения учебного процесса, совершенствовать профессионализм педагогов.

23

 18

На пленарном заседании конференции с докладами выступили:

  • проректор по научной работе БелГУТа, к.т.н., доцент А. А. Ерофеев;
  • д.т.н., профессор кафедры «Управление эксплуатационной работой и охраны труда» БелГУТа В. Я. Негрей;
  • старший научный сотрудник, к.и.н., доцент Республиканской лаборатории историко-культурного наследия Центра исследований белоруской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси А. Л. Киштымов;
  • профессор кафедры русского, общего и славянского языкознания ГГУ им. Ф. Скорины доктор филологических наук В. И. Коваль;
  • декан факультета обучения иностранных граждан БелГУТа, к.т.н., доцент Т. А. Власюк, к.т.н., доцент кафедры «Общетехнические и специальные дисциплины А. А. Михальченко и старший преподаватель этой же кафедры Л. А. Гончарова.

19

26

27

7

8

9

5

3

4

10

На секционных заседаниях были заслушаны и обсуждены доклады:

  • Интерес как мотивация процесса обучения (на примерах литературного творчества и инженерной деятельности Н. Г. Гарина –Михайловского) (А. К. Головнич, БелГУТ);
  • Феномен инженерного творчества в рассказе Н. Г. Гарина-Михайловского «Вариант» (О.В. Низова, БелГУТ);
  • Отражение роли городского транспорта в судьбе литературных героев (А.А. Михальченко, БелГУТ);
  • Будущее городов и городского транспорта в отечественной литературе ХХ века (А.Г. Ташкинов, БелГУТ);
  • Образ лодки в литературе (С.Л. Шатров, БелГУТ; С.П. Вакуленко, Московский государственный университет путей сообщения, РУТ, Российская Федерация; П.В. Куренков, Филиал СамГУПС в г. Нижний Новгород, Российская Федерация);
  • «Фольклорный образ поезда» на примере рома Н. Островского «Как закалялась сталь» (Т.А. Власюк, БелГУТ);
  • Легенды Трои и транспорт информации (В.Г. Шевчук, БелГУТ);
  • Железнодорожные магистрали на страницах литературных произведений немецких писателей (Н.А. Гришанкова, БелГУТ);
  • Путешествие как ключевой мотив немецкой литературы эпохи романтизма (Е.Л. Батурина, БелГУТ);
  • Особенности табакокурения в Росиии ХIХ века в быту и на транспорте в литературных произведениях и воспоминаниях современников (С.М. Васильев, А.В. Нагибина, БелГУТ).

Темы и проблемы, которые были рассмотрены на конференции, охватывают одну из важнейших сфер деятельности человека – транспорт, роль и значение которого ярко выражены на страницах известных литературных произведений. Как отмечали участники конференции, транспорт придает динамичность сюжету, его описание характеризует место действия, эпоху, помогает визуализировать основные этапы его формирования и развития, что нашло отражение в таких докладах как «Станционный смотритель А. С. Пушкина и тяговое обслуживание поездов» (М.И. Шмулевич, ЗАО «Промтрансниипроект», Российская Федерация), «Историческая трансформация аксиологии образа железной дороги в Российской поэзии» (Н.И. Мартишина, Сибирский государственный университет путей сообщения), «Транспорт прогностической функции в произведениях Жюль Верна» (Ч.Ш. Союнова, Д.А. Курбанова, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад), «Актуализация транспорта и технологий в романе В. Одоевского «4338-йгод: Петербургские письма» (М.Д. Беркелиева, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад) и др.

Именно через художественный образ транспорт воспринимается многогранно, ярче и шире «Транспорт в мотивационном бестселлере Ричарда Брэнсона «Берегись и делай» (Н.А. Кулев, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад), «Отражение транспорта в Туркменской поэзии ХХ века» (Г.Н.Ашырова, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад), «Роль транспорта в романе «Вокруг света за 80 дней» (А.Р. Мухаммедова, Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана, Ашхабад) и др.

На конференции были обсуждены вопросы практического применения литературного наследия в учебном процессе, например, «Терминология железнодорожного транспорта: от сленга к терминам» (А. А. Ерофеев, БелГУТ), «О культуре применения понятий, терминов и размерностей в эксплуатационной литературе» (Ю. О. Пазойский, Московский государственный университет путей сообщения, РУТ, Российская Федерация), «Взгляд на проблемы транспортных систем и урбанистики в белорусской поэзии» (Д.В. Капский, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь) и др.

На конференции и в ходе заседания круглого стола присутствующим была предоставлена возможность обсудить результаты научного поиска, поделиться опытом с коллегами, а также наладить контакты для будущего сотрудничества.

Таким образом, как было отмечено участниками конференции, транспорт изменил не только сложившийся на протяжении уклад жизни людей, но и психологию человека.  Он обладает особым онтологическим статусом, специфическими функциями, закономерностями развития и функционирования, и поэтому сегодня заслуживает глубокого осмысления не только исходя из технических условий, но и культурологических аспектов.

Следует отметить, что участники конференции могли ознакомиться с выставками литературы, посвященной 160-летию Белорусской железной дороге, а также «Железная дорога в русской и советской литературе».

По итогам конференции будет издан сборник материалов.

14

16

13

17
25
24
29

25

Оргкомитет

Фото Елены Белоус

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter