Современное состояние и перспективы развития транспортного комплекса Республики Беларусь
Основные тенденции мирового развития показывают, что транспортный комплекс является одним из системообразующих элементов мировой экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. Мировое сообщество интенсивно формирует единую транспортную систему, которая базируется на географическом положении и ресурсном потенциале государств и включает сеть международных транспортных коридоров, связывающую различные континенты для обеспечения экспортно-импортного товарообмена и международного транзита. Поэтому государства, управляющие международными транспортными коммуникациями глобального характера и имеющие развитую транспортную инфраструктуру, могут играть лидирующую роль и в мировом хозяйственном обороте. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что транспортная система государства становится вместе с финансовой, политической и социальной одним из базисов, обеспечивающих устойчивость его положения в мировом сообществе.
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь роль транспортного комплекса обусловлена рядом факторов, связанных с особенностями географического положения и экономического уровня нашей страны, а также современными тенденциями развития мировой экономики. К этим факторам можно отнести увеличение товарооборота между Европой и Азией, перевод промышленных предприятий из Европы в Азию, энергетическую зависимость стран Восточной и Западной Европы от энергоносителей России, функционирование отечественной промышленности преимущественно на импортном сырье, значительную долю экспорта (около 60%) национального ВВП, а также географическое расположение республики на пересечении трансъевропейских железнодорожных и автомобильных магистралей, нефте-, газо- и продуктопроводов. При этом на предприятиях транспортного комплекса республики занято около 5% от общей численности работающих, он объединяет около 17% производственных фондов, а на его развитие ежегодно отчисляется примерно 11% всех капиталовложений. Кроме того, он является крупным потребителем топливо-энергетических ресурсов: ежегодно транспортным комплексом используется около 5% электроэнергии, 75% бензина и 54% дизельного топлива от общереспубликанского потребления. Удельный вес транспортного комплекса в ВВП страны составляет более 8%, что позволяет считать его одной из важнейших отраслей, обеспечивающей экономический рост и повышение уровня жизни населения.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Беларусь составляет около 82 тыс. км, в том числе республиканских – около 16 тыс. км и местных – примерно 66 тыс. км. При этом дороги с твердым покрытием составляют около 71 тыс. км или 87%, а грунтовые – 11 тыс. км или 13%. Кроме того, на автомобильных дорогах Республики Беларусь имеется более 5200 мостов и путепроводов общей длиной около 170 тыс. метров.
История Белорусской железной дороги восходит к 1862 году. 29 (16) ноября 1871 года был сдан в эксплуатацию участок Смоленск – Минск – Брест Московско-Брестской железной дороги, протяженностью 612 км. К 1914 году на территории Беларуси было проложено 3888 км железных дорог.
В настоящее время эксплуатационная длина железнодорожных путей в Республике Беларусь составляет 5583 км из которых около 2000 км (35 %) электрифицировано. При этом развернутая длина железнодорожных путей составляет 11787,4 км, в том числе главных – 7193,1 км, станционных – 3472,9 км и подъездных – 1121,4 км. Общая длина пути на деревянных шпалах составляет 3986,2 км, а на железобетонных – 7799,6 км. Протяженность бесстыкового пути составляет 4367,7 км. Общее количество стрелочных переводов составляет 12561 шт. Общее количество переездов – 1834 шт. Численность работников, занятых в основной деятельности Белорусской железной дороги, составляет около 78 тыс. чел.
Таким образом, транспортный комплекс Республики Беларусь имеет огромный технический и производственный потенциал, реализация и увеличение которого возможны только с участием специалистов, обладающих современными знаниями в области проектирования и строительства железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственных сооружений, инженерных сетей и объектов транспортной инфраструктуры. Высококачественную подготовку данных специалистов осуществляет строительный факультет Белорусского государственного университета транспорта, базируясь на многолетних традициях и проверенных временем программах обучения, а также научном и производственном опыте преподавателей и сотрудников старшего и энергии молодого поколения.
В основу образовательного процесса на факультете положены три важнейших принципа:
- обеспечение получения качественного образования, соответствующего современному уровню развития науки и экономики;
- формирование перспективного научно-педагогического потенциала;
- реализация практико-ориентированного образовательного процесса и стимулирование научно-исследовательской деятельности студентов.
Сегодня на факультете внедряются новые образовательные технологии, совершенствуется организация учебного процесса. Для усиления практической составляющей в подготовке специалистов обновляются базы практик, темы курсовых и дипломных проектов связываются с проблемами производства, укрепляется учебно-лабораторная и материально-техническая базы.
Студенты факультета кроме основной специальности имеют возможность получить образование по программам подготовки офицеров запаса и младших командиров.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter