Секция № 7. Работа ХII Международной научно-практической конференции «Проблемы безопасности на транспорте»


24-25 ноября 2022 года в Белорусском государственном университете транспорта (БелГУТ) состоялась ХII Международная научно-практическая конференция «Проблемы безопасности на транспорте», посвященная 160-летию Белорусской железной дороги, в рамках которой состоялось заседание секции № 7 «Безопасность пассажирских перевозок» (председатель Т. А. Власюк, декан факультета обучения иностранных граждан, к.т.н., доцент, секретарь Л. А. Гончарова, старший преподаватель кафедры «Общетехнические и специальные дисциплины»).

40

10

На конференции были представлены доклады профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов БелГУТа, Белорусского национального технического университета (г. Минск), Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (г. Минск), Брестского государственного технического университета, Гомельского филиала УГЗ МЧС Беларуси, Российского университета транспорта (г. Москва), ПГУПС Императора Александра I (г. Санкт-Петербург), Нижегородского филиала СамГУПС (Самара), Казанского филиала СамГУПС, Оренбургского техникума железнодорожного транспорта, Гуанчжоуского железнодорожного профессионально-технического колледжа (КНР), а также представителей Белорусской железной дороги, Минского метрополитена и др.  Всего на заседание секции было подано более 35 докладов.

Особый интерес вызвал у присутствующих доклад по актуальным вопросам повышения безопасности нахождения пассажиров в Минском метрополитене, с которым выступили В.А. Бартошевич (главный ревизор по безопасности движения в Минском метрополитене) и А. А. Аксёнчиков (старший преподаватель БелГУТа, кафедра «УЭР и охрана труда»). Докладчиками отмечено, что обеспечение безопасности движения поездов на Минском метрополитене является первостепенной задачей. Для этого внедряется современная техника и реализуется ряд организационных мероприятий, среди которых плановые осмотры станций, подвижного состава и сооружений метрополитена, а также постоянная работа с персоналом по поддержанию необходимого уровня знаний и навыков. В выступлении были рассмотрены 5 уровней автоматизации работы подвижного состава согласно классификации Международной ассоциации общественного транспорта и их применения на Минском метрополитене, особенно по применению платформенных барьерных ограждений с дверями автоматическими станционными.

Участниками конференции был проявлен неподдельный интерес к краткому обзору социологических опросов по трудности восприимчивости проблемы безопасности дорожного движения и мониторинга изменения общественного сознания в разных странах, рассмотренного на примере Дании, Финляндии, Исландии, Нидерландов, Швеции и др. Докладчики Д. В. Капский (декан автотракторного факультета БНТУ, д.т.н., профессор), С. В. Богданович (заведующий кафедрой «Транспортные системы и технологии» БНТУ, к.т.н., доцент), Е. Н. Кот (к.т.н, доцент кафедры «Транспортные системы и технологии» БНТУ), С. В. Скирковский (к.т.н, доцент кафедры «Общетехнические и специальные дисциплины», БелГУТ) представили особенности методик социологических опросов в вышеназванных странах, в которых рассмотрены целевые группы, область опроса и частота выборки, а также оценочная шкала.  Социологические опросы в Европейских странах показали, что более 20 лет проводится мониторинг по проблемам безопасности дорожного движения среди водителей, пешеходов, велосипедистов. При этом область опроса включает как интернет-интервьюирование, так и анкетный (устный) и почтовый опрос с рассылкой анкеты.

Заслуживает внимания доклад обеспечения безопасности логистики пассажирских перевозок, по вопросам которого выступили на заседании секции А. А. Михальченко (к.т.н, доцент кафедры «Общетехнические и специальные дисциплины», БелГУТ) и О. А. Ходоскина (к.э.н, доцент кафедры «Экономика транспорта», БелГУТ ). Авторы рассмотрели зоны ответственности логистики пассажирских перевозок и представили позиции ее выполнения с учетом инфраструктуры железнодорожных станций.

52

5
6
7
5
6
5
6

В онлайн-формате был заслушан доклад по созданию комфорта перевозочного процесса нового времени на примере модернизации инфраструктуры железнодорожной платформы пригородного сообщения, с которым выступили Куликова М. А. (к.т.н, доцент Казанского филиала СамГУПС) и  Падерина Д. В. (студентка Казанского филиала СамГУПС). Авторы представили интересные предложения по модернизации пассажирской платформы с учетом создания комфортных и безопасных условий при посадке и высадке пассажиров и повышению уровня их безопасности при нахождении их на  пассажирской платформе.

Тема безопасности пассажирских перевозок также была рассмотрена на примере вертикальной системы распределения пассажиропотоков на железнодорожных вокзалах Республики Беларусь путем использования конкорсов (Т. А. Власюк, декан факультета обучения иностранных граждан, к.т.н., доцент). В докладе отмечено, что конкурс как инновационное инженерно-техническое устройство здания железнодорожного вокзала обеспечивает безопасный кратчайший путь следования пассажиров к поездам и обратно и отражает прогрессивные тенденции в организации технологического обслуживания пассажиров в современных условиях.

На конференции с докладом выступил Д. А. Журов (старший ревизор по безопасности движения поездов пассажирской службы Белорусской железной дороги). Он рассказал об обеспечении безопасности движения при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом и как на состояние безопасности и надежности перевозочного процесса влияют различные факторы, среди которых уровень автоматизации управления, надежность и безопасность функционирования технических средств, используемые технологические методы реализации перевозочного процесса, человеческий фактор с учетом подготовки персонала и уровнем мотивации.

Оживленную дискуссию вызвал доклад по конвейерно-кассетной технологии городских пассажирских перевозок (В. Н. Шуть, к.т.н., доцент и Е. В. Швецова, старший преподаватель, Брестский государственный технический университет). Авторы представили автоматическую систему общественного городского транспорта («инфобус»), которая способна без помех со стороны других транспортных средств функционировать в насыщенной улично-дорожной среде и перевозить количество пассажиров, сравнимое с метро. Система отличается повышенной степенью безопасности и функционирует при полном отсутствии управления со стороны человека и является новым видом общественного транспорта на базе мобильных автономных электрокаров (беспилотных).

Следует отметить, что безопасность пассажирских перевозок на конференции была рассмотрена с учетом ретроспективного анализа работы рельсового городского транспорта на примере трамвайного транспорта. 

Активное участие в работе секции приняли начальник кафедры оперативно-тактической деятельности, майор внутренней службы филиала «Института профессионального образования» университета гражданской защиты МЧС Беларуси В.В. Копытков, преподаватели кафедры «Славянские и романо-германские языки» БелГУТа к. фил. н., доцент Н. А. Гришанкова, старшие преподаватели И. И Вольская., Н. В. Кулаженко, Н. А. Любочко., М. Н. Липская, старшие преподаватели кафедры «Общетехнические и специальные дисциплины» А. Н. Белоус., Л. А. Гончарова, которыми были рассмотрены формирование иноязычной коммуникативной компетенции в сфере обеспечения безопасности пассажирских перевозок.

В работе конференции приняли участие В. С. Авраменко (начальник вагонного участка Минского отделения Белорусской железной дороги), Д. В. Михайленков (ревизор по безопасности движения поездов пассажирской службы Белорусской железной дороги).

В заключение работы конференции Т. А. Власюк, председатель секции, отметила актуальность и необходимость дальнейшей работы по тематике безопасности пассажирских перевозок и предложила использовать в учебном процессе доклады, которые были обсуждены на заседании секции.

9

5
6
5
6
5
6
5
6
5
6
5
6
5
6
5
6
5
6

Л. А. Гончарова,
секретарь секции,
старший преподаватель кафедры
 «Общетехнические и специальные дисциплины»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter