История кафедры
Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».
Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».
В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.
С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.
Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».
С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.
С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.
Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».
С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.
В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.
С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.
С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.
С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».
В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».
С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.
С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.
С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».
С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».
С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.
На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:
- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;
- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;
- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;
- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;
- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;
- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;
- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.
Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.
На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.
Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.
Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.
Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.
Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.
Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.
Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"
Казаков В.Н. (1956 – 1957 гг.) |
|
Гутковский В.А. (1957 – 1958 гг.) |
Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"
Гутковский В.А. (1958 – 1960 гг.) |
Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"
Гутковский В.А. (1960 – 1961 гг.) |
Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"
Сохачевский Н.А. (1961 – 1964 гг.) |
|
Филимонов А.И. (1964 – 1966 гг.) |
|
Крюгер П.К. (1966 – 1973 гг.) |
|
Костромин А.М. (1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988) |
|
Гизатуллин Р.К. (1979 – 1986 гг. ) |
|
Овчинников В.М. (1988 – 1993 гг. ) |
|
Сухопаров С.И. (1993 – 1994 гг. ) |
Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"
Сухопаров С.И. (1993 – 1994 гг. ) |
Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"
Сухопаров С.И. (1999 – 2001гг. ) |
|
Френкель С.Я. (2001 – 2011 гг. ) |
|
Скрежендевский В.В. (2011 – 2016 гг. ) |
Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"
Могила В.С. (1999 – 2016гг. ) |
Заведующие кафедрой "Локомотивы"
Скрежендевский В.В. (2016 – 2017 гг. ) |
|
Путято А.В. (2017 – 2019 гг. ) |
|
Френкель С.Я. ( с 2019 года и по настоящее время) |