С чего начать будущим учёным?
- Опубликовано: 24.01.2023 08:37
29 января 2023 года - День белорусской науки. А 21 января отмечается день аспиранта.
Активист профориентационной группы специальности «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» Лупсякова Екатерина взяла интервью у инженера-программиста и руководителя проекта ООО «ПроГИС», магистранта БелГУТа, автора более 20 статей и научных работ Витаса Коваленко о его, уже сформировавшейся, точке зрения на тему труда ученого.
Вопрос 1: С чего начать будущим учёным?
Будущим учёным стоит начать с малого: созидать мир, который движется вокруг нас. Все события имеют закономерности и связи, их выявление, интерпретация и обоснование - первый шаг на пути в науку. Однако не стоит затрагивать сложные вопросы, такие как квантовая теория или теория великого объединения, всё приходит постепенно. Целесообразно выбрать направление в науке, в котором будут вами проводиться изучения. Почитать статьи или посмотреть видео об опыте проведения экспериментов другими учёными, ознакомиться с существующими достижениями, обозначить «тёмные области» научного направления и постепенно формировать гипотезы и проверять их.
Вопрос 2: Какие три заблуждения или стереотипа о науке и учёных не подтвердились?
- Наукой можно заниматься только в университете или научной лаборатории. В полной мере наука не привязана к специализированным учреждениям или оборудованию, однако благодаря их наличию можно проводить более серьёзные исследования.
- Учёным можно стать только после окончания университета. Это не так, можно стать учёным и без высшего образования, однако университет даёт те базовые знания и навыки, которые позволяют оптимизировать процессы познания / разработки / внедрения.
- Учёные много зарабатывают. Учёные хорошо зарабатывает на своём труде лишь тогда, когда могут получить грант на исследование (при условии, если смогут обосновать необходимость и целесообразность исследования), когда зарекомендовали себя как эксперты в научном сообществе, а также при помощи коммерциализации интеллектуальных трудов.
Вопрос 3: На что стоит обратить внимание?
На способ интеграции в науку. Существует несколько вариантов:
- самостоятельное постепенное и равномерное внедрение;
- на примере и при наставничестве научного руководителя (ментора);
- прямое внедрение в активное научное исследование и изучение всего процесса изучения в процессе исследования явления.
Не следует заниматься формализмом и бюрократией, не стоит «нырять в омут и хвататься за всё вокруг», однако стоит формировать логические последовательности действий, визуализировать и следовать им.
На публикацию результатов исследований. Результаты исследований можно разделить на множество небольших статей и тезисов для публикации в сборниках и журналах, либо подать на конкурс научных работ. В обоих вариантах есть свои достоинства и недостатки, но как правило, выбор определяется масштабом и результатом исследований.
Вопрос 4: Как справиться со страхом неудачи и не разочароваться в науке?
В науке нет неудач или побед, в науке есть результат. Результат может быть положительным (гипотеза подтвердилась или предмет разработан) или отрицательным (гипотеза опровергнута, а предмет не разработан по какой-либо причине). Конечно, ожидание не есть реальность и поэтому нельзя отчаиваться в результате, поскольку результат удовлетворил интерес исследования, но лишь с отрицательным знаком.
Вопрос 5: Какие бонусы от того, чтобы быть учёным?
Их достаточно много: качественный интеллектуальный труд стоит дорого, многие исследовательские организации готовы инвестировать в учёных колоссальные суммы, поскольку со временем это окупается; возможность путешествовать по миру и знакомиться с новыми талантливыми (и не очень) людьми; заниматься любимым делом и получать удовольствие; участвовать в конференциях и семинарах и т.д.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter