История БелГУТа глазами архитекторов


 Временная шкала истории образовании БелГУТа

5

1.1 Мужская классическая гимназия

История университета как учреждения образования, ведёт отсчёт с 1898 года.

Городской Думой Гомеля был объ­явлен конкурс на лучший проект мужской классической гимназии. Спонсо­ром выступила именитая княжеская семья Фёдора и Ирины Паскевичей. Они перечислили на возведение гимназии сумму 10 000 рублей.

Никому не известный тогда 26-летний архитектор Станислав Шабуневский вы­играл конкурс. Станислав Данилович учился в Санкт-Петербургском институте инженеров на архитектора. После окончания инсти­тута и получения диплома был направлен в 1896 году в Гомельское отделе­ние Либаво-Роменской железной дороги в качестве младшего инженера, а в 1897 г. назначен на должность архитектора нашего города. В дальнейшем он на протяжении четырех десятилетий работал в Гомеле городским архитектором  с 1897 по 1937 годы. За это время по его проектам возведен ряд великолепных зданий, большинство из которых сегодня являются памятниками архитектуры.

Через два года (в 1898 году) проект Александровской мужской классической гимназии был воплощён в реальность. Учебное здание стало самым крупным, построенным в Беларуси в дореволюционный период, причем не только по масштабу, но и по архитектурно-художественной значимости. Архитектурная стилистика здания ориентирована на русский классицизм. Это было первое в Беларуси учебное заведение, в котором обеспечивалось соблюдение всех санитарных норм.  В 1898 году был про­изведен первый набор юношей в данную мужскую классическую гимназию.

Двухэтажное здание гимназии стало гордостью города и до сих пор радует глаз прохожих своей ажурностью и декоративностью, выгодно отличаясь своим внешним видом от других строений. Недаром БелГУТ сравнивают с храмом знаний и традиций. Ведь если рассмотреть первоначальное предназначение внутренних помещений, то мы найдем и домовую церковь (сейчас это аудитория 250), в которой проходили службы не только для преподавателей, гимназистов и их родителей, но и для горожан; зал для торжественных заседаний и новогодних балов (аудитория 244), классы для заня­тий математикой и другие.

В 1919 году создана организация «Западные железные дороги» с управлением в г. Гомеле, которое разместилось в уже бывшем здании мужской гимназии.

В 1936 году в результате разукрупнения из «Западной же­лезной дороги» выделилась «Белорусская железная дорога».

5

5

5

5

Послевоенное время

За время Великой Отечественной войны в 1941­–1945 годы здание было частично разрушено. По­сле войны по проекту инженера Г. Ц. Ханина оно было восстановлено и достроено. Над зданиями Управления Белорусской железной дороги  ̶ бывшим гимназическим и малым флигелем – был надстроен третий этаж, а для обеспечения до­полнительными площадями  пристроено ещё одно здание такого же архитектурного стиля, которое не нарушило исторический облик корпуса. Так первый корпус получил внутренний дворик.

5

9

10

11

БелИИЖТ и БелГУТ

В мае 1953 года с целью совершенствования управления эксплуатационной и хозяйственной деятельностью транспорта БССР были объединены Белорусская и Минская железные дороги с управлением в Минске, а в освободившемся здании управления дороги в Гомеле был открыт Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта (БелИИЖТ).

В 1993 году БелИИЖТ был реорганизован в Белорусский государственный университет транспорта (БелГУТ). Здание уже в наши годы, в основном в послевоенное время, много раз перестраивалось и достраивалось и сейчас занимает почти целый квартал.

5

13

 

5

 

 

БелГУТ в настоящее время

Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта» (до 1993 г. БелИИЖТ) основано в 1953. Сегодня является крупным научно-исследовательским и образовательным центром Республики Беларусь, базой которого является университет с тремя филиалами. Это единственный транспортный вуз в Республике.

В состав университета входят 9 факультетов, Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь, Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, испытательный центр железнодорожного транспорта и орган по сертификации.   

Филиалы БелГУТа – это колледжи железнодорожного транспорта в городах Гомель, Брест и Орша.

На факультетах университета обучаются более 6 тысяч студентов всех форм обучения, преподают свыше 300 преподавателей, в том числе 150 профессоров и доцентов.

В университете имеется собственная типография, редакционно-издательский отдел. Здесь издаются сборники научных трудов преподавателей, монографии, материалы научных конференций, учебные и учебно-методические пособия.

5

КОРПУС 1

Главный учебный корпус БелГУТа на пересечении улиц Кирова и Карповича был построен в 1897–1898 годах по проекту Станислава Шабуневского как здание Александровской мужской классической гимназии.

В настоящее время в корпусе расположен выставочный зал, в котором ежегодно проводятся выставки на разную тематику. Научно-техническая библиотека, являющаяся одной из крупнейших библиотек Гомельской области, фонд которой – около 1 миллиона экземпляров книг и журналов.

Для обеспечения дополнительными площадями после Великой Отечественной войны 1941–1945 годы было пристроено ещё одно здание такого же архитектурного стиля, которое не нарушило исторический облик корпуса. Так первый корпус получил внутренний дворик.

КОРПУС 2

В 1965 году сдан в эксплуатацию новый учебный корпус по ул. Комсомольской. Изначально здание имело 4 этажа, но в 2010 году было пристроено еще 2 этажа.  

КОРПУС 3

28 декабря 1972 введен в эксплуатацию учебно-лабораторный корпус 3 общей площадью 6409 м2, учебной площадью 4226 м2.

КОРПУС 4

Одной из последних пристроек во времена расширения БелИИЖТа является корпус 4, построенный в 1981 году. Здесь 1 октября 1985 года был открыт Музей, который в БелГУТе занимает особое место в учебно-воспитательном процессе университета. Музей отражает более чем полувековую историю становления и развития вуза.

Спорткомплекс и общежития БелГУТа

5

Белорусский государственный университет транспорта – вуз с добрыми, славными традициями и широко известными научными школами.

С юбилеем!

Материал подготовлен
кафедрой «Архитектура и строительство»

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter