К 80-летию освобождения узников лагеря смерти «Озаричи»


В марте 1944 г. произошло одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны на белорусской земле – были созданы три концентрационных лагеря, получившие впоследствии общее название лагерь смерти «Озаричи».

3

Готовясь к глухой обороне, военное фашистское командование приняло решение создать на переднем крае обороны живой заслон из гражданского населения – сеть концлагерей, которые стали бы прикрытием при их отступлении и надолго затормозили бы наступление советских войск.

За колючую проволоку было согнано около 50 тысяч мирных жителей из Гомельской и Могилёвской областей Беларуси, Смоленской, Брянской и Орловской областей России. «Эти лагеря размещались: первый – на болоте у посёлка Дерть; второй – в 2 км северо-западнее местечка Озаричи, в редком сосновом лесу; третий – на болоте в 2 км западнее деревни Подосинник, – описывает в своих воспоминаниях жестокую географию концлагерей генерал Павел Батов. – Лагеря представляли собой открытую площадь, обнесённую колючей проволокой. Подступы к ним гитлеровцы заминировали. Никаких построек, даже лёгкого полевого типа – шалашей, землянок – не было. Женщины, дети, старики, находясь в таких нечеловеческих условиях, ежедневно умирали сотнями».

На вышках круглосуточно дежурили солдаты, стрелявшие без предупреждения в нарушавших запреты. Не разрешалось хоронить мертвых, трупы первые дни просто складывали сами узники в одно место. Когда у них не осталось сил, безжизненные тела лежали по всему лагерю.

«По периметру проволочного заграждения стояли вышки с охраной. В подошедших к проволоке или пытавшихся разжечь костёр стреляли, – вспоминает узник лагеря «Озаричи» Михаил Гирилович, – Слышались пулемётные очереди, выстрелы орудий, разрывы снарядов. В одну из ночей прошёл обильный снегопад, а утром глазам представилось очень много снежных холмиков. Мы догадались, что это были умершие люди».

Однажды гитлеровские охранники привезли машину с хлебом. Машина подъехала к лагерю. Хлеб начали сбрасывать на землю. Узников предупредили, что за попытку самовольного завладения булкой хлеба, они будут расстреляны. Брать хлеб можно после отъезда машины. Разбросав хлеб у проволочной изгороди, немцы уехали и тогда многотысячная голодная толпа детей, женщин и стариков бросилась к хлебу. Последовало множество взрывов. Мертвые и искалеченные тела остались у проволоки.

Более того, фашисты планировали заразить бойцов Красной армии сыпным тифом. Здоровых узников немецкие врачи заражали тифом посредством вакцинации. Для усиления эффекта немцы свозили больных тифом в лагеря из окрестных больниц и деревень. Люди, также, заражались сами, вступая в контакт с больными.

Просуществовавший всего 10 дней концлагерь унес жизни более 20 тысяч мирных жителей. Средняя продолжительность жизни людей в лагере смерти «Озаричи» составляла трое суток.

ozarichi foto 7

В ночь с 18 на 19 марта, войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта освободили из трех лагерей близ посёлка Озаричи 33480 человек. Из них 15960 – почти половина – дети в возрасте до 13 лет. Остальные – женщины и старики. По приказу командующего 1-м Белорусским фронтом генерала армии К.К. Рокоссовского для спасения узников было развёрнуто 25 военно-полевых госпиталей. Тысячи человек были спасены от неминуемой гибели.

1

Сегодня память о чудовищных злодеяниях гитлеровцев хранится в Музее лагеря смерти Озаричи. Здесь более тысячи экспонатов: фотографии выживших, сделанные нашими солдатами-освободителями, письменные и аудиовоспоминания и свидетельства. Достоверные свидетельства выживших подробно описывают страдания и унижения, которые были повседневностью в лагере «Озаричи». Почти в каждой истории повторяются одни и те же слова: «вокруг трупы», «маленькая сестра умерла от тифа», «очень хочется пить», «ужасно холодно, мучает голод», «такое невозможно забыть и простить».

ozarichi foto 17

2

Мы не можем забыть о том, что произошло, и должны навсегда сохранить эту историю в наших сердцах и памяти, чтобы такие страшные преступления никогда не повторялись. Это наш моральный и исторический долг перед памятью погибших.

Доцент кафедры «Философия, история и политология» Л.С. Скрябина,
студенты Е.А. Веко, В.В. Грек (ПС-21)

 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter