100 лет со дня рождения Григория Артемьевича Циркунова
- Опубликовано: 30.11.2021 13:56
4 декабря 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Григория Артемьевича Циркунова, доктора технических наук, профессора кафедры «Управление грузовой и коммерческой работой» учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта».
В 1937 году парень из многодетной крестьянской семьи деревни Сова Могилевской области поступает в Оршанский техникум железнодорожного транспорта, который успешно закончил 26 июня 1941 г., на четвертый день после начала Великой Отечественной войны. Его, как и многих других выпускников, направили на работу в Оршанский кондукторский резерв Западной железной дороги. Свою трудовую деятельность начал с должности главного кондуктора грузовых поездов. Приходилось сопровождать воинские эшелоны на прифронтовые участки, а обратно поезда с эвакуированным оборудованием. Но фронт неумолимо приближался к Орше. 30 июля он с одним из последних поездов выехал в сторону Смоленска, где их поезд в районе Вязьмы попал под бомбежку. Пешком, перекладными поездами добрался до Москвы и сразу в Наркомат.
Решением Наркомата путей сообщений был направлен в город Саратов Рязано-Уральской железной дороги, который в последствии стал для него родным на всю жизнь, в котором он встретил свою судьбу-Лидию, отец которой тоже был железнодорожник Саратовского паровозного депо.
С 1 августа приступил к работе на станции Саратов-2 техническим конторщиком, затем диспетчером по воинским перевозкам, дежурным по станции Курдюм, диспетчером Саратовского отделения Рязано-Уральской железной дороги.
В феврале 1944 года по приказу Министерства путей сообщения был откомандирован в Управление Западной железной дороги, которое находилось в то время в Москве, а в сентябре этого года было переведено в город Смоленск. Работал в службе движения диспетчером по воинским перевозкам, старшим помощником начальника оперативно-распорядительного отдела и заместителем начальника отдела воинских перевозок.
В мае 1945 года был направлен на учебу в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, на инженерный факультет, после окончания которого в ноябре 1947 года его направили в Западный округ железных дорог. Работал в Управлении движения в должностях инженера и старшего инженера по работе станций и узлов.
В 1949 году поступает в заочную аспирантуру Московского института инженеров транспорта на кафедру «Грузовая работа». В 1952 году для завершения кандидатской диссертации был переведен на очное обучение. 30 декабря 1953 года успешно защитил диссертацию. В марте 1954 года ВАКом СССР присуждена ученая степень кандидата технических наук, в марте 1956 года присвоено ученое звание доцента.
В январе 1954 года получает направление на работу в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, где началась новая веха его жизни – преподавательская. Работал в должностях преподавателя, старшего преподавателя и доцента до 7 февраля 1957 года.
4 декабря 1956 года Ученый совет Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта избирает его доцентом кафедры «Эксплуатация железных дорог» и Григорий Артемьевич переезжает в Гомель в БелИИЖТ. В то время молодому вузу очень нужны были опытные научно-педагогические кадры.
Начиная с 1957 г., под руководством к. т. н., доц. Циркунова Г. А. были заложены основы, разработаны базы и созданы три учебные лаборатории по дисциплинам "Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ", "Холодильный транспорт", "Холодильная технология скоропортящихся грузов". Для обеспечения учебного процесса по указанным дисциплинам был разработан и издан комплект методических пособий по проведению лабораторных и расчетных работ, курсовому и дипломному проектированию.
И лабораторная база была создана, став основой на долгие годы для подготовки инженеров эксплуатационников.
Одновременно с большой учебно-методической работой Г. А. Циркунов занимался и научными исследованиями. За 50 лет работы в БелИИЖТе -БелГУТе им опубликовано свыше 260 научных трудов и учебно-методических пособий, в том числе ряд монографий, среди которых «Организация работы станций перегруза» (М.: Трансжелдориздат, 1957), «Взаимодействие и механизация процессов на станциях перегруза» (Минск: Вышэйшая школа, 1962), «Исследование режима работы и технической оснащенности пограничных перегрузочных станций» (Гомель: БелИИЖТ, 1969) и другие.
Разработанные методики были включены в учебные материалы для слушателей Военной академии тыла и транспорта, Ленинградского училища военных сообщений и железнодорожных войск имени М.В. Фрунзе военных кафедр транспортных вузов СССР.
В 1994 году в совете Военной академии тыла и транспорта Российской Федерации он успешно защищает докторскую диссертацию, которая явилась результатом многолетних исследований в области совершенствования технологий работы и технического оснащения пограничных перегрузочных станций. В мае 1994 решением Высшего аттестационного комитета Российской Федерации присвоена ученая степень доктора технических наук.
Решением Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь в декабре 1997 года присвоено ученое звание профессора по специальности «Транспорт».
Под руководством профессора Циркунова Г. А. выполнен большой объем хоздоговорных тем и исследований. На основании научного поиска оптимальных решений разработано около 15 оригинальных методик.
Список его научно-исследовательских, научно-практических и учебных работ весьма обширен. Его невозможно привести здесь, ибо он займет многие- многие страницы. Таков наглядный вклад в науку, производство и образование этого человека - крупного ученого и педагога.
Г. А. Циркуновым создано научное направление в области совершенствования технологии и технического оснащения пограничных и грузовых станций.
Научные труды Григория Артемьевича тесно связаны с производством. На основании его теоретических разработок внедрен ряд нормативных документов и технологических процессов, таких, как:
- «Типовой технологический процесс работы пограничных станций железных дорог»,
- «Выбор эффективных схем комплексной механизации перегрузки тарно-штучных, контейнерных, тяжеловесных и навалочных сыпучих грузов на пограничных станциях»,
- «Выбор способа перевозки фрезерного торфа в железнодорожном подвижном составе и рекомендации защиты его от потерь в результате выдувания в пути следования»,
- «Комплексный технологический процесс работы Брестского железнодорожного узла Белорусской железной дороги»,
- «Единый технологический процесс промтранспорта Гомельского химического завода и станции Центролит Белорусской железной дороги»,
- «Комплексный технологический процесс по экспортно-импортным перевозкам Чопского железнодорожного узла Львовской железной дороги»;
- «Единый технологический процесс работы станции Обловка Юго-Восточной железной дороги и Уваровского химического завода Тамбовской области»;
- «Типовой технологический процесс работы пограничной механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ» и многие другие.
К научным исследованиям Григорий Артемьевич широко привлекал студентов, прививая им вкус к научным поискам, способствуя расширению их кругозора, развитию творческого мышления, что очень важно для будущих инженеров. В работе со студентами он не знал усталости. Несмотря на свой возраст, он ежегодно готовил с ними доклады на студенческие научно-технические конференции, многие из которых участвовали в конкурсах лучших студенческих работ и получали заслуженные гранты на всесоюзных и республиканских конкурсах.
Григорий Артемьевич не видел себя без работы, без общения со студентами. В них была вся его жизнь. Он неразрывно, живой нитью был связан с ними, как древнегреческий античный герой Антей с землей. И за это его уважали и любили студенты, товарищи по работе и его многочисленные ученики, которые достигли различных высот.
Заслуги ветерана войны и труда Г. А. Циркунова оценило и государство. За многолетний плодотворный труд он был награжден десятью медалями, знаками «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР, «Почетному железнодорожнику», «150 лет железным дорогам», Почетными грамотами ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС и Совета Министров СССР; Верховного Совета БССР; Министерства автомобильного транспорта и коммуникаций Беларуси; Белорусской железной дороги и многочисленными грамотами и ценными подарками руководства Белорусской железной дороги и Белорусского государственного университета транспорта.
Человеку от Бога завещано три дела; построить дом, посадить дерево, родить и воспитать ребенка. Иначе говоря, человек должен оставить достойный след на земле. И Григорий Артемьевич может гордиться: он оставил глубокий след в делах своих учеников и своих детей, внуках и правнуках, которые пошли по его стопам. Его старшая дочь, Быченко Ольга Григорьевна, — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» Белорусского государственного университета транспорта, младшая, Кирик Елена Григорьевна, выпускница БелГУТа, работала в различных должностях в подразделениях Гомельского отделения Белорусской железной дороги, внуки Наталья и Сергей тоже стали транспортниками, в настоящее время продолжают его дело, трудясь в стенах БелГУТа. Правнуки Даниил и Максим Голики – студенты этого вуза. Если посчитать, то общий их стаж в БелИИЖТе-БелГУТе с 1954 года составит более 150 лет.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter