Сколько стоит оборона и защита государства?!
- Создано: 24.02.2025 15:05
К 23 февраля (День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь) студенты третьего курса специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» решили обсудить важный вопрос: «сколько стоит оборона и защита государства?!».
В этот день мы славим подвиг ветеранов Великой Отечественной войны, доблесть и стойкость воинов-интернационалистов, патриотизм и самоотверженность военнослужащих современной белорусской армии. 23 февраля также принято поздравлять всех мужчин, независимо от наличия воинского звания, рода занятий и возраста.
Свою историю этот праздник начинает с 28 января 1918 года, когда Совет народных комиссаров принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1922 году 23 февраля было официально объявлено Днем Красной Армии и Флота. В период с 1949 года по 1993 год праздник носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».
Сегодня Вооруженные Силы Беларуси составляют основу военной организации государства и предназначены для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Вооруженные Силы составляют основу военной организации государства и состоят из:
- центральных органов военного управления Вооруженных Сил;
- видов Вооруженных Сил;
- родов войск;
- специальных войск;
- вооружения Вооруженных Сил;
- тыла Вооруженных Сил;
- военных учебных заведений, военных комиссариатов и организаций Вооруженных Сил.
В проект республиканского бюджета на 2025 год заложен дальнейший рост расходов на национальную оборону, судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопаcности. Они увеличатся на 1,82 млрд рублей, после того, как были увеличены на 1,4 млрд рублей в бюджете-2024. На Национальном правовом интернет-портале опубликован проект закона о республиканском бюджете на следующий год.
Расходы на национальную оборону планируются в размере 4,73 млрд рублей, из которых 4,47 млрд будет направлено на оборону и Вооруженные силы, а почти 145 млн рублей — обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации. Расходы на национальную оборону увеличиваются на 1,15 млрд рублей в сравнении с 2024 годом.
Рисунок 1 – Доля расходов консолидированного бюджета в процентах
В бюджете на 2024 год на те же цели тратили 3,58 млрд — это приблизительно на 32% меньше.
Для сравнения: расходы республиканского бюджета на здравоохранение планируются выше на 11,8%, на образование — на 15%, а на ЖКХ — на 4% меньше.
Объективная оценка опыта применения отношений аутсорсинга в военной сфере за рубежом приводит к выявлению возможных позитивных эффектов:
- экономия расходов на материально-техническое обеспечение за счет: сокращения собственных подразделений, знаний и опыта привлеченных специалистов, привлеченных технологий;
- рост боеспособности и боевой способности основного состава вследствие освобождения от выполнения вспомогательных функций;
- снижение рисков хозяйственной деятельности путем их частичного перераспределения на аутсорсера;
- возмещения возможного ущерба.
Эксперты отмечают и негативные эффекты использования отношений аутсорсинга в армии:
- наличие необоснованных расходов и, в связи с этим, рост расходов бюджета на обеспечение деятельности фирмы-аутсорсера;
- опасность утраты необходимых знаний и умений контингентом военной организации, что проявится в снижении боеспособности в случае невозможности использования аутсорсинга;
- наличие границ контроля над деятельностью внешних исполнителей, что снижает эффективность управления всем процессом;
- изменение нормативной базы, требующей отказа от использования аутсорсинга в деятельности военного ведомства и необходимость восстанавливать утраченные компетенции.
В ходе дискуссии ее участники пришли к выводу: «Защита и оборона государства бесценны»!
Заведующий кафедрой
«Учетные системы и бизнес-технологии»
С.Л. Шатров