Гендерные стереотипы
- Создано: 05.03.2020 13:06
- Просмотров: 18907
Под термином «пол» подразумевается то, что определено биологией: хромосомы, гормоны, гениталии, вторичные половые признаки. Пол человека определяется суммой всех этих качеств, и большинство людей принадлежит к одной из двух отдельных групп, одна из которых называется мужчинами, а другая женщинами. Здесь стоит сказать об интерсексуальности. Интерсекс - это люди, рождённые с половыми характеристиками, которые не вписываются в стереотипы бинарной системы восприятия мужского и женского тела. 1,7% людей от общего населения Земли именно такие — число интерсекс-людей примерно равно числу людей с натуральными рыжими волосами.
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Это культурный и психологический термин, относящийся к количеству мужественности или женственности человека.
Гендерные стереотипы — это распространённые в обществе представления об особенностях и поведении представителей разных полов. Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.
Дети уже с полутора лет начинают осознавать свою принадлежность к полу. А с 5-6 лет ребенок перенимает манеры родителя своего пола – это результат как воспитания, так и неосознанного повторения). Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них нет общих интересов. На более старших этапах развития (подростки, студенты и старше) женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.
Стереотипы активно внедряются в сознание потребителей, которым навязываются определенные социально-одобряемые роли. Как выглядит женский персонаж в рекламе? Она хозяйственна, красива и сексуальна, недостаточно компетентна в определенных вопросах (здесь и сыграет свою роль рекламируемый товар) и поэтому прислушивается к мнению мужа и подруги. Для женщины важна эмоциональность и чувственность восприятия.
Мужской персонаж в рекламе так же, как и женщина, должен ухаживать за собой и быть в хорошей физической форме — это уже не противоречит понятию мужественности. В рекламе мужчина часто выступает удачливым бизнесменом на дорогом автомобиле и в хорошем костюме, любящим мужем и отцом или искусным соблазнителем, окруженным женщинами. Реклама, ориентированная на мужчин, делает акцент на функциональность, финансовую состоятельность и статусность.
Практически каждый стереотип может быть как мифом, так и правдой. Это зависит от общества, обстоятельств, восприятия определенных утверждений. Однако несоответствие стереотипу влечет за собой осуждение или непонимание со стороны общества, что может травмировать личность. В последние годы все чаще звучит мнение, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин, что приводит к формированию психической напряженности.
Можно выделить несколько отрицательных последствий влияния гендерных стереотипов:
- Существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.
- Разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.
- Торможение развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.
Мир начал широко обсуждать вопросы гендерной идентичности совсем недавно. Важную роль в этом сыграли и громкие каминг-ауты ряда звёзд. Гендерную идентичность можно определить как внутреннее ощущение личностью её принадлежности к тому или иному гендеру. В этом смысле она является одной из многих идентичностей человека – таких как национальная, профессиональная, политическая, субкультурная – точно также определяемых как ощущение принадлежности к той или иной социальной группе. По мнению некоторых психологов, совокупность идентичностей как раз и составляет то, что принято называть «личностью».
Единого списка всех существующих официально видов половой идентичности нет, но таковых насчитывается несколько десятков. В Нью-Йорке, например, на законодательном уровне закреплена свобода называть себя любым из 31 вида гендерной идентичности. Среди них бигендерность, андрогинность, интерсексуальность, трансгендерность, третий пол, шимейл, гендерквир и другие.
В силу сложившихся в общественном сознании традиционных стереотипов мальчиков ассоциируют с образом «настоящего мужчины». Но мальчики часто не видят реального примера для моделирования маскулинных черт и качеств (неполная семья, отсутствие брата, деда; воспитание в семье матерью и бабушкой, а в школе – педагогами преимущественно женского пола). При этом проявления «мужских» поступков в школе (конкуренция, агрессивность и др.) считают противоречащими существующему распорядку и роли «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» противоречат друг другу. В силу излишней подвижности мальчики получают больше дисциплинарных замечаний и плохих оценок, чем девочки.
Формирование мужественности происходит чаще по подобию придуманного «социального мифа» о том, каким должен быть мужчина. Но этот образ нестойкий и размытый. Мальчик стеснен в эмоциональном проявлении. Он не может прослезиться, чтобы не нарушить норм мужественности, у него возникает страх перед проявлением в своем поведении «женских» качеств, боится осуждения со стороны окружающих, подавляет нахлынувшие чувства, не желает разделять эмоции других.
Не так просто происходит и становление женской индивидуальности. Девочки убеждены, что роль женщины в обществе не престижна, вторична, а мужские качества в приоритете. По их мнению «успешная женщина» наделена мужскими чертами характера, такими как твердость, настойчивость, уверенность в себе и др., поэтому чтобы самоутвердиться в школе и социуме, девочки часто перенимают качества противоположного пола.
В современном обществе все чаще возникают сложности при взаимодействии традиционных и новых стереотипов. Одни видят цель гендерного воспитания в необходимости возвращения и укрепления традиционных гендерных качеств для мальчиков и девочек. Другие полагают, что прежние гендерные стереотипы устарели и не актуальны для современной жизни. В целом гендерная педагогика стремиться к формированию культуры взаимодействия полов на принципах равноценности.
Гендерное равенство - равные возможности для реализации в обществе, а сексизм – это дискриминация из-за пола. Мужчина и женщина разные, но они имеют одинаковые права и возможности для самореализации. Конституция Республики Беларусь гарантирует права всем гражданам независимо от пола.
Несмотря на законодательно закрепленные равные права, мужчины и женщины сталкиваются со стереотипными представлениями о своем и противоположном поле практически ежедневно: как выглядеть, как себя вести, какую музыку слушать или какие фильмы смотреть, какую специальность выбрать, как строить или не строить карьеру, кому уходить в отпуск по уходу за ребенком, кому заниматься домашними делами и со многими другими.
Хотя в современном обществе представление о мужественности и женственности становятся более гибкими для восприятия, все же многим людям нужна помощь психолога для того, чтобы принять себя и свои качества, которые не всегда одобряются традиционными взглядами общества. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его половой и гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, позволит каждому стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter