Психология киберспорта


Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь. Даже мамы и бабушки отдыхают, играя в бродилки и «три в ряд», а папы и дедушки просят у детей коды и читы, чтобы выбить новую броню в танках или набор оружия в GTA. Что уж говорить про подростков и молодежь, которые не мыслят своей жизни без он-лайн игр и соревнований. Киберспорт пока малоизвестен в Беларуси, но он активно развивается. А значит и изучать его, в том числе с точки зрения психологии, необходимо. Ведь именно родителей больше всего волнует не только вопрос зависимости от он-лайн игр, но и дальнейшее будущее детей, в том числе студентов, многие из которых хотят зарабатывать в этой сфере. Так что же такое киберспорт и что можно сказать о психологии киберспорта? Попробуем разобраться.

11

Многие думают, что видеоигры — это пустая трата времени и совсем не то, на чем можно заработать. И эту позицию легко понять, ведь со всех сторон нас пугают страшные сюжеты из СМИ про игровую зависимость и агрессию. При этом мы забываем, что СМИ заинтересованы в том, чтобы раздуть информационный повод, ведь никто не будет читать и смотреть сюжет о том, как человек долго играл, и с ним было все хорошо.

15

Иногда высказываются опасения, что занятие киберспортом может привести к формированию игровой зависимости. Если человек увлекается чем-то, то он начинает возводить это занятие на пьедестал, инвестирует в него все больше времени и сил. Именно так становятся грибниками, коллекционерами и геймерами. И это хорошо. Иметь в жизни источник ярких позитивных эмоций важно для здоровья. Ученые выделяют две версии увлечения:

Почему формируется зависимость? Если базовые психические нужды человека (в любви, принятии, положительной оценке) плохо удовлетворяются в реальной жизни, его страсть к видеоиграм (и не только) скорее примет оттенок навязчивости. Игроки, чьи базовые нужды не удовлетворяются в повседневной жизни, демонстрируют навязчивую страсть, а удовлетворенные — гармоничную.

Игровая зависимость — непреодолимая потребность вернуться в виртуальный мир игры. Она лишает человека свободы воли, подчиняет себе его жизнь. В то же время, частая и продолжительная игра в видеоигры не означает, что человек зависим. В зависимость игровое хобби превращается, когда у него появляются особые черты зависимости:

Если человек: имеет интересы помимо игры; способен получать удовольствие, не играя в видеоигры; не теряет контроль над собой; спокоен, когда не получилось поиграть — скорее всего, зависимости нет.

324

Еще одно опасение, которое связано с компьютерными играми – это развитие толерантного отношения к жестокости. Игра дает геймеру множество изощренных способов уничтожить врага и вознаграждает за умелые убийства. Однако нет никаких достоверных исследований, показывающих, что  любовь к жестоким играм влечет за собой проявление жестокости. Все результаты говорят лишь о том, что люди, изначально склонные к агрессии и нарушению закона, могут предпочитать такие игры остальным. Жестокие видеоигры сами по себе не влияют на поведение людей, ключ кроется где-то в характеристиках семьи и/или личности человека.

Каждая соревновательная игра бросает вызов умственным способностям игрока: его вниманию, зрительно-моторной координации, чувству времени, рабочей памяти, остроте восприятия и так далее. Как и традиционные виды спорта, киберспорт имеет длинную лестницу мастерства: профессионал значительно отличается от новичка тем. Киберспорт способствует развитию у человека знаний, умений и навыков в области информационных технологий и таких способностей как анализ, психическая устойчивость, концентрация и т.д.

Чтобы выигрывать, игрок должен «качать мышцы ума», оттачивать навыки, углублять понимание игры, изучать соперников, развивать коммуникацию с товарищами и так далее. Кроме этого, киберспорт воспитывает дисциплинированность и целеустремленность (иногда, чтобы «выбить» определенный лут, требуется проходить квест снова и снова). Также во многих играх оттачивается навыки работы в команде, тактического и стратегического планирования.

Киберспорт уже официально признан государством более чем в 20 странах. Причина этого — зрелищность, богатство и привлекательность этого спорта для молодой аудитории. И киберспорт будет расти дальше – в нем заинтересованы спонсоры, потому что он дает доступ к молодежи. В свою очередь, молодых людей привлекают высокие заработки киберспортсменов высокого уровня и тех, кто зарабатывает на стриме.

Даже после того, как игра перестала вызывать интерес, киберспортсмен может найти себя в любой роли в инфраструктуре киберспорта: комментатором, менеджером, организатором, тренером, оператором и так далее. Ничто не останавливает спортсмена получить повышение квалификации и устроиться в смежной области. Глубоко зная соревновательные игры, он может найти работу в игровой индустрии или СМИ.

Видеоигры сами по себе — не плохое увлечение. Они намного безопаснее, чем экстремальный спорт или ночные прогулки. И намного полезнее для интеллектуального развития, чем просмотр развлекательных телепередач или видеороликов. В случае с  компьютерными играми вообще и с киберспортом в частности, как и в любой сфере человеческой жизни, важно знать меру. Ну а если возникают сомнения «а не стало ли увлечение слишком сильным», можно обратиться к психологу

283

По материалам сайта igrologia.com

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter