170 лет известному инженеру путей сообщения Н. Г. Гарину-Михайловскому


Совсем недавно исполнилось 170 лет со дня рождения писателя, путешественника и инженера путей сообщения Николая Георгиевича Михайловского (Н. Гарина).

Его литературное творчество формировалось под впечатлением производственной деятельности, связанной с изысканиями и проектированием железных дорог. В 1872 году он поступил в Институт путей сообщения, который закончил в 1878 году и был направлен старшим техником в болгарский Бургас, где участвовал в строительстве морского порта. Там же он получил свой первый практический опыт в железнодорожном строительстве на Бендеро-Галацкой железной дороге.

24

 Молодой изыскатель быстро освоил практические приемы разбивки кривых и пикетажа и с группой помощников за день проходил до 12 вёрст, в то время как обычно разбивали не более 8 верст. Он предложил целый ряд интересных решений, способствовавших ускорению проектных работ и строительства железной дороги. Так, при строительстве одного из участков новой Бендеро-Галацкой дороги обнаружился острый дефицит песка для балласта. Найденные Михайловским залежи песка оказались высокого качества и настолько значительными, что разработанный карьер позволил существенно сократить общие расходы на строительство железной дороги не только по дистанции, на которой работал Михайловский, но и соседней.

Особые проблемы для новой железной дороги создавали плывуны во время разлива Прута и Дуная. За одну ночь грунтовые воды, не пропускаемые в рабочем режиме трубами сквозь земляное полотно, могли повредить железнодорожный путь. Однажды ночью Михайловского известили, что на станции Красный Крест в пяти верстах от станции Рени был смыт мост. После приезда Михайловский обнаружил, что вместо моста зиял провал, а рельсы и прикреплённые к нему шпалы как две нитки висели в воздухе. И буквально на его глазах на этом же опасном участке за несколько секунд обрушилось земляное полотно длиной в несколько сот метров. В кратчайшее время были проведены необходимые работы по закреплению грунта и укладке нового железнодорожного пути.

Все силы и практическую сметку Михайловский отдавал решению сложных задач по строительству дорог в трудных условиях. Полученный авторитет позволил Михайловскому быстро продвинуться по служебной лестнице и занять должности помощника начальника участка на строительстве железной дороги Батум – Самтредия и начальника дистанции Бакинского участка Закавказской железной дороги. В 1886 году Михайловский получил назначение на Самаро-Златоустовскую железную дорогу, где стал начальником участка, вел изыскания и руководил строительством железной дороги между Уфой и Златоустом. Осенью 1890 года сооружение участка Уфа – Златоуст было успешно завершено.

В 1891 году Гарину-Михайловскому как опытному изыскателю и строителю было поручено руководство изысканиями, проектированием и строительством участка Транссибирской магистрали с прокладкой трассы через реку Обь. Его решение отклонить проект строительства моста у Томска с переносом его в район Ново-Николаевска определило развитие будущего Новосибирска, ставшего крупнейшим научным и промышленным центром Сибири и третьим по величине городом Российской Федерации.

В начале XX века было принято решение о дальнейшем развитии железных дорог Крыма. К тому времени уже эксплуатировались участки железных дорог между Керчью, Севастополем, Евпаторией и Джанкоем. В 1903 году Гарину-Михайловскому было поручено выбрать трассу железной дороги между Севастополем и Ялтой. Николай Георгиевич доказывал целесообразность сооружения только электрифицированной линии, которая позволила бы сохранить целебный воздух Крыма и не загрязнять его паровозным дымом. За 8 месяцев напряженной работы изыскательской партии было рассмотрено несколько десятков вариантов трассы, однако внезапная смерть Гарина-Михайловского не дала возможность реализовать этот интересный и полезный проект, который он рассматривал как важную веху всей своей деятельности. Как-то Гарин-Михайловский написал А. Куприну, что в своей жизни он хотел бы довести до конца две вещи: написать повесть «Инженеры» и построить железную дорогу в Крыму. Первая задача была более чем выполнена, так как Гариным-Михайловским была написана не одна повесть, а целых четыре, составивших биографическую тетралогию («Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры»). Вторая была реализована уже после его смерти только в 1962 году. На основе изысканий, проведенных Гариным-Михайловским, была построена автомобильная дорога Севастополь-Ялта и междугородняя троллейбусная линия Симферополь-Алушта-Ялта. Следует отметить, что благодаря реализованному проекту талантливого практика-строителя крымский троллейбусный маршрут является самым длинным междугородним маршрутом в мире с длиной сети около 100 км. 

На скальном выступе горы недалеко от Севастополя была установлена мемориальная доска и барельеф с портретом Гарина-Михайловского.

А.К. Головнич

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter