Научная деятельность
Разработка геоинформационных систем
Геоинформационная система (ГИС) — система сбора, хранения, систематизации, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информацией о необходимых объектах. Термин также используется в более узком смысле — ГИС как инструмент (программный продукт), позволяющий пользователям оперативно находить, анализировать и редактировать цифровые карты, а также дополнительную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, различные технические характеристики объекта.
ГИС включают в себя возможности cистем управления базами данных (СУБД), редакторов растровой и векторной графики и аналитических средств и применяются в картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, экологии, муниципальном управлении, транспорте, экономике, обороне и многих других областях.
Профессорско-преподавательским составом кафедры разработана ГИС дорожно-транспортных происшествий г. Гомеля.
Транспортное моделирование
Профессорско-преподавательский состав кафедры разрабатывает комплекс инженерных решений по моделированию транспортных потоков для автомобильных дорог. Транспортное моделирование - это процесс создания рабочей модели дорожного движения (транспортная имитация), соответствующего движению в реальных условиях на автомобильных дорогах. Простыми словами моделирование потоков движения транспорта представляет собой динамическую компьютерную систему с виртуальным перемещением автомобилей на дороге, которая позволяет проследить все возникающие проблемы и принять решения для их исправления.
Модель четырехстороннего перекрестка улиц г. Гомеля
Модель кольцевого перекрестка улиц г. Гомеля
Модель регулируемого перекрестка с адаптивным регулированием
Оптимизация параметров светофорного регулирования
В отечественной практике слабо используются передовые знания и опыт в области светофорного регулирования. Это приводит к потере времени на светофорных пересечениях, снижению уровня безопасности дорожного движения, увеличенному расходу топлива и более интенсивному загрязнению окружающей среды выхлопными газами. Такие пересечения необходимо оптимизировать под существующую ситуацию. В настоящее время в Республике Беларусь нет обязательных норм, регламентирующих построение цикла светофорного регулирования. Есть учебная литература, которая не обязательна для использования и не используется на практике.
Оптимизация светофорного регулирования – относительно дешевый способ увеличить безопасность и эффективность дорожного движения на пересечениях. Необходимо обратить пристальное внимание на этот способ, так как эффект может соответствовать (а иногда быть большим) дорогостоящим мероприятиям (например, разделение пешеходных и транспортных потоков в разных уровнях).
Профессорско-преподавательский состав кафедры выполняет расчеты по оптимизации параметров светофорного регулирования, в том числе координированного регулирования с использованием современных программных средств.
Пример оптимизации:
Объект исследования – перекресток улиц Интернациональная и пр. Ленина г. Гомеля.
Существующая диаграмма светофорного регулирования:
Существующая схема пофазного разъезда:
Предлагаемые диаграмма светофорного регулирования (один из режимов) и схема пофазного разъезда:
Визуализация работы:
Оценка эффективности:
Моделирование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий
Одним из важнейших элементов системы мероприятий по обеспечению безопасности движения является научно-технический анализ аварийности, исследование причин и последствий ДТП.
Каждое ДТП предполагает индивидуальную ответственность за него, выражением которой является административное, материальное или уголовное наказание. Установление индивидуальной ответственности невозможно при статистическом методе исследования. Оно требует детерминированного изучения причин и последствий каждой аварии.
Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке и технике. Экспертиза ДТП требует привлечения сведений из различных областей знания: юриспруденции, криминалистики, медицины, психофизиологии, конструкции и эксплуатации дорог, организации и безопасности дорожного движения и многих других.
Профессорско-преподавательский состав кафедры выполняет моделирование действия по расчету параметров ДТП с применением специализированных программных продуктов, что позволяет дать ответы на широкий спектр вопросов и подкреплять доказательную базу при выступлении в суде в качестве специалистов.
Моделирование ДТП на перекрестке
Повышение эффективности перевозок пассажиров общественным транспортом регулярного сообщения
Мобильность всё более явно становится одним из основных признаков современного общества. Жизнь человека, особенно городского сопровождается ежедневными перемещениями на значительные расстояния. Каждый горожанин вынужден совершать поездки на учёбу, работу, в гости и т. д., и чаще всего в преодолении расстояний помогает общественный транспорт. С учётом реальной цены мобильности для человечества общественный пассажирский транспорт, несомненно, является наиболее рентабельным средством достижения городской мобильности, доступным при этом для всех слоёв населения. Он обеспечивает доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, экономической деятельности, и позволяет всем сферам экономической жизни эффективно функционировать.
Немаловажную роль играет качество услуг, предоставляемых системой общественного транспорта, так как среднестатистический городской житель значительную часть своего времени проводит в нём. С другой стороны, качество услуги напрямую зависит от стоимости. В настоящее время пассажир возмещает неполную стоимость оказываемой ему транспортной услуги. Часть такой стоимости погашает государство, тратя на это существенные финансовые ресурсы.
Профессорско-преподавательский состав кафедры выполняет широкий спектр работ по повышению эффективности перевозок пассажиров общественным транспортом. Среди них можно выделить следующие основные направления:
- расчет средней дальности поездки пассажира. Средняя дальность поездки пассажира является основным параметром, определяющим стоимость проезда. Нормативно порядок расчета средней дальности поездки пассажира закреплен в постановлении Национального Статистического комитета Республики Беларусь № 103, от 28 августа 2015 г. и в пособии П3-01 к СНБ 3.03.02-97. Профессорско-преподавательский состав кафедры разработал «Методику расчёта средней дальности поездки пассажира на маршрутной сети общественного транспорта регулярного сообщения на основании выборочных исследований пассажиропотоков». Отличительной особенностью данной методики является определение научно-обоснованного объема выборочных обследований пассажиропотока достаточного для выполнения расчета среднего расстояния поездки пассажиров, что позволяет сэкономить время, трудовые и материальные ресурсы на проведение данного вида работ до 60 %, в зависимости от величины объема перевозок и размеров маршрутной сети. Методика прошла успешную апробацию на протяжении многих лет при расчете средней дальности поездки пассажира в районных центрах Гомельской области, Гомеле и Могилеве. Методика запатентована в УП «Белпатентсервис» Белорусской торгово-промышленной палаты;
- оптимизация вместимости и количества автотранспортных средств с распределением их по маршрутам работы с учетом неравномерности пассажирских потоков – разработана компьютерная программа, реализующая авторскую методику (получен патент на программу) оптимального закрепления автобусов различной вместимости на разных маршрутах, с учетом неравномерности и мощности пассажиропотока;
- корректировка расписания работы общественного транспорта с учетом дублированности маршрутов и необходимости согласованной работы с другими видами транспорта;
- оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта регулярного сообщения, в том числе с использованием программ макромоделирования.