Системы управления железнодорожными перевозками и надежность функционирования транспортных объектов
Кафедра: "Управление эксплуатационной работой"
Основатели школы: доктор технических наук, профессор Тихомиров Иван Георгиевич, академик АТ РФ и Украины, доктор технических наук, профессор Грунтов Петр Степанович.
Основные направления научных исследований
- разработка прогрессивных технологий работы станции и вокзалов железной дороги, железнодорожных участков и направлений;
- совершенствование системы планирования, оперативного управления и анализа грузовых и пассажирских перевозок;
- оптимизация систем организации вагонопотоков;
- автоматизация и интеллектуализация процессов оперативного управления эксплуатационной работой на станциях, узлах и железной дороге и информационное обеспечение контроля и управления перевозками грузов;
- технико-экономическая оценка использования и увеличения пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры и оценка потребности в ресурсах;
- разработка систем управления безопасностью в сфере перевозочного процесса для подразделений железной дороги;
- разработка логистических технологий и технологических процессов перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
Количественный и качественный состав
В научных исследованиях участвует 3 кандидата технических наук; в настоящее время в аспирантуре и магистратуре обучается 4 аспиранта, 16 магистрантов.
Основные научные результаты
Результаты научных разработок использовались в Главном управлении движения МПС (типовые технологические процессы), при реконструкции сортировочных станций Белорусской, Московской, Донецкой, Северо-Кавказской и других железных дорог, в проектно-изыскательских институтах Киевгипротранс, Мосгипротранс, Днепрогипротранс и др. Результаты научных исследований по разработке дорожных автоматизированных центров управления докладывались на научно-техническом совете МПС (дважды), на технических советах Донецкой и Белорусской железных дорог, на коллегиях МПС. По итогам работы впервые в СССР созданы центры автоматизированного диспетчерского управления в Донецке, Минске (АДЦУ) и главный АДЦУ – в Москве. Сейчас уже более современные системы работают на всех дорогах Российской Федерации, Украины и других стран. В настоящее время основными объектами внедрения результатов являются Белорусская железная дорога и Министерство транспорта и коммуникаций.
Защита диссертаций по данным направлениям
- подготовлено 2 академика Академии транспорта РФ;
- подготовлено 11 кандидатов технических наук;
- опубликовано более 300 статей и монографий.
Наиболее значимые результаты научной деятельности
- монография «Эксплуатационная надежность станций» (М, «Транспорт», 1986 г., с. 247),
- монография «Автоматизированные диспетчерские центры управления эксплуатационной работой железных дорог» (М, «Транспорт», 1986, с. 288, первая в СССР и др. станах по этой проблеме);
- учебник «Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодо-рожном транспорте» - соавтор титульный редактор (М, «Транспорт», 1994 г., с. 543), утвержденный в качестве учебника Управлением кадров и учебных заведений МПС РФ, которым пользуются транспортные ВУЗы СНГ;
- учебное пособие «Электронные вычислительные машины и их применение на транспорте» (издательство «Вышейшая школа», Минск, 1971, с. 224, в соавторстве), утвержденное МПС СССР;
- теоретическое обоснование и разработка центров автоматизированного управления Донецкой (1982 г.), Белорусской и других железных дорог стран СНГ, которые стали основой проводившейся реорганизации иерархии управления на железнодорожном транспорте;
- теория и методика путевого развития станций, использованы проектно-изыскательными институтами и железными дорогами для осуществления реконструкции Донецкого, Дебальцевского, Ростовского железнодорожных узлов и ряда других крупных станций Белорусской, Московской, Юго-западной, Северной и др. железных дорог;
- типовые технологические процессы железнодорожных станций и другие.
Научные публикации в иностранных изданиях
В зарубежных изданиях опубликовано свыше 200 статей, в том числе в журналах «Железнодорожный транспорта», «Вестник ВНИИЖТа», «Мир транспорта», «Вестник ДИ-ИТа», «Автоматика, телемеханика и связь» и др. Имеются публикации в изданиях России, Украины, Литвы, Болгарии и др.
Научные связи
С отечественными научными организациями:
- ГГУ им. Ф. Скорины – совместные публикации в отечественных и зарубежных научных изданиях, совместное издание учебно-методических пособий, консульта-ции аспирантов и докторантов;
- БНТУ - совместные публикации в отечественных и зарубежных научных изданиях;
- Белжелжорпроект – совместное выполнение научных совместные публикации в отечественных и зарубежных научных изданиях исследований; обучение специалистов в магистратуре;
- БГУ – взаимное рецензирование результатов научных работ.
C международным научным сообществом:
- МИИТ (г. Москва) - совместные публикации в отечественных и зарубежных научных изданиях, совместное издание учебника, консультации аспирантов и докторантов кафедры;
- Транспортные вузы России, Украины, Казахстана - взаимное рецензирование результатов научных работ, участие в научных конференциях, взаимное приглашение преподавателей для чтения лекций;
- НИИАС (г. Москва) - взаимное рецензирование результатов научных работ, участие в научных конференциях, взаимное приглашение преподавателей для чтения лекций; консультации аспирантов и докторантов кафедры;
- ВНИИЖТ(г. Москва) - взаимное рецензирование результатов научных работ, участие в научных конференциях; консультации аспирантов кафедры.
Общественное признание
- подготовлено два академика Академии транспорта РФ;
- научный коллектив во главе с профессором Грунтовым П. С. за разработки в области автоматизации управления на железнодорожном транспорте был награжден медалями ВДНХ в 1982 году.
- работа доктора технических наук, профессора Грунтова П. С. "Интенсивная технология перевозок угля на железнодорожных направлениях Донбасса" была удостоена Государственной премии Совета Министров СССР.