История факультета
Современная железная дорога и ее инфраструктура – это сложнейшая технологическая система, работа которой зависит от уровня подготовки инженеров различных специальностей, в том числе и от инженеров-электриков.
Для решения задач, стоящих перед отраслью, в Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта (БелИИЖТе) с 1968 года осуществлялась подготовка инженеров-электриков на заочном и вечернем факультетах на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», которая была образована в 1966 году и входила в состав эксплуатационного факультета (ныне факультет «Управление процессами перевозок»). В 1970 году в соответствии с приказом ректора БелИИЖТа профессора Петра Александровича Сыцко был создан электротехнический факультет (ЭТФ), в состав которого вошли кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», «Электротехника» и «Физика». В 1971 году получили путевку в жизнь первые 42 инженера-электрика заочного и вечернего факультетов, а в 1973 году состоялся первый выпуск на электротехническом факультете - 55 инженеров-электриков, подготовленных по дневной форме обучения.
Первым деканом факультета был назначен к.т.н., доцент Анатолий Васильевич Бессоненко, который возглавлял факультет с 1970 по 1986 год. Он внес большой вклад в становление и развитие нашего факультета. Под его руководством преподаватели провели огромную работу по созданию лекционных курсов, учебных пособий, оснащению лабораторной базы. Интеллектуальный потенциал кафедры «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» и разработанная учебно-методическая база ряда дисциплин позволили в 1971 году разделить эту кафедру на две:
«Автоматика и телемеханика на железнодорожном. транспорте» и «Электрическая связь на железнодорожном транспорте», что способствовало дальнейшему развитию факультета и впоследствии открытию новых специализаций, а также формированию педагогических и научных кадров.
С декабря 1986 г. по апрель 1993 г. факультет возглавлял к.т.н., доцент Михаил Сергеевич Костенок. Он продолжил работу по развитию вверенного подразделения, акцентируя свое внимание как на проблемах обучения, так и воспитания будущих инженеров.
В мае 1993 г. в связи с переходом к.т.н., доцента Костенка М.С. на работу заведующим кафедрой «Электрическая связь на железнодорожном транспорте»
руководство факультетом было возложено на к.т.н., доцента Владимира Николаевича Фомичева (май 1993 г. - сентябрь 1994 г.). За сравнительно небольшой промежуток времени работы в должности декана он сумел реализовать некоторые организационные модели учебных занятий, способствовавших активизации самостоятельной работы студентов.
В сентябре 1994 года в БелГУТе была организована двухступенчатая система подготовки инженеров.
Студенты первого и второго курсов были переведены на общетехнический транспортный факультет, куда вошли студенты механики, движенцы и электротехники. Деканом этого факультета был назначен к.т.н., доцент Владимир Николаевич Фомичев.
Деканом электротехнического факультета (студенты 3–5 курсов) в сентябре 1994 г. был назначен д.т.н., профессор Константин Афанасьевич Бочков - известный ученый в области надежности устройств железнодорожной автоматики и электромагнитной совместимости. Он много внимания уделил развитию научно-исследовательской деятельности, как преподавателей, так и студентов факультета.
Под его руководством и при активном участии при кафедре "Автоматика и телемеханика" была открыта научно-исследовательская лаборатория, к работе в которой привлекались наиболее талантливые и способные к экспериментальному труду студенты. Помимо этого, профессор Бочков К.А. внес большой вклад в развитие международного сотрудничества с зарубежными вузами. Он является одним из инициаторов и организаторов зарубежных стажировок, как преподавателей, так и студентов нашего университета.
В апреле 1997 г. в связи с переходом профессора Бочкова К.А. на работу проректором по учебной работе нашего университета деканом факультета был назначен к.т.н., доцент Василий Савельевич Смоленчук (апрель 1997 г. - сентябрь 2001 г.). Под его руководством на факультете активно проводилось техническое переоснащение лабораторной базы кафедр и осуществлен переход от мини ЭВМ к ПЭВМ.
Так, на кафедрах "Автоматика и телемеханика", "Системы передачи информации" было установлено современное технологическое оборудование. Это позволило расширить круг вопросов, исследуемых на лабораторных занятиях и выполнить моделирование различных производственных ситуаций.
С октября 2001 г. деканом электротехнического факультета является к.т.н., доцент Фёдор Ефимович Сатырёв. Им в настоящее время проводится большая работа по внедрению в учебный процесс современных информационных и мультимедийных технологий и развитию научно-исследовательской работы студентов.
Сегодня электротехнический факультет - это коллективы кафедр, успешно продолжающие научно-педагогические традиции, заложенные их предшественниками и обеспечивающие высокий уровень подготовки специалистов данного профиля.
В состав факультета входят четыре кафедры: «Автоматика, телемеханика и связь», «Информационно-управляющие системы и технологии», «Электротехника», «Высшая математика».
Кроме этого, в структуру факультета входят: методическая комиссия и комиссия по научно-исследовательской работе студентов, созданные решением Совета факультета.
Учебный процесс на факультете осуществляют 45 штатных преподавателей, в том числе два профессора, из них один доктор технических наук и доктор физико-математических наук, 23 доцента, 18 старших преподавателей, 2 ассистента. На факультете ведется подготовка в магистратуре (вторая ступень высшего образования), которая обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы для последующего обучения в аспирантуре. Сейчас на факультете обучается 277 студентов.
На кафедрах «Высшая математика» и «Электротехника» студенты получают базовую подготовку по основным разделам высшей математики и электротехники, позволяющую им успешно осваивать специальные дисциплины на старших курсах. Выпускающие кафедры «Автоматика, телемеханика и связь» и «Информационно-управляющие системы и технологии» ведут специальные курсы и дипломное проектирование по специализациям. Значительная часть дипломных проектов выполняется по заданиям предприятий железнодорожного транспорта, Министерства связи и информации. Кроме этого, студенты электротехнического факультета получают фундаментальную подготовку по физике и математике, современным информационным технологиям, изучают иностранные языки, современные экономические науки, философию, историю и политологию. Студенты нашего факультета имеют возможность пройти обучение на военно-транспортном факультете по программе подготовки сержантов и офицеров запаса с присвоением воинского офицерского звания.
С внедрением на Белорусской железной дороге компьютерных технологий управления на специалистов дистанций сигнализации и связи, штаты которых комплектуются в основном выпускниками нашего факультета, возлагается ответственность за безотказное функционирование программно-аппаратных комплексов и автоматизированных рабочих мест на базе современных компьютеров, работающих как автономно, так и в локальных информационных и корпоративных глобальных сетях. Поэтому при подготовке студентов много внимания уделяется изучению основ информационной и микропроцессорной техники, программно-математического обеспечения, получению навыков работы с современными инструментальными средствами программирования. На факультете выполняется большой объем научных работ. Основные направления научных исследований кафедр определены профилем подготовки специалистов и потребностями Белорусской железной дороги. В проведении исследований кафедры тесно сотрудничают с проектными и конструкторскими организациями как Белорусской железной дороги, так и с рядом ведущих научно-исследовательских центров, организаций и предприятий республики и зарубежных стран.
На факультете успешно работает научно-исследовательская и испытательная лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств», созданная в марте 1999 года, которую возглавляет выпускник факультета д.т.н., профессор Бочков К.А.
Лаборатория проводит научно-техническую экспертизу и испытания на безопасность функционирования, электромагнитную совместимость (ЭМС) и поиск опасных отказов в микроэлектронных и компьютерных системах управления ответственными технологическими процессами. Лаборатория располагает современным оборудованием швейцарской фирмы «Schaffner» – мирового лидера испытательной техники в области ЭМС, оборудованием немецкой фирмы «RFT», современным компьютерным оборудованием (как стационарным, так и переносным) для проведения испытаний на ЭМС и имитационных испытаний на безопасность.
В 2003-2007 годах совместно со специалистами КТЦ и Службы сигнализации и связи Белорусской железной дороги разработана отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) «Iпуть». Система предназначена для замены выработавших свой ресурс систем электрической централизации и даст возможность значительно сократить затраты при их модернизации, а также выполнить программу по импортозамещению. В мае 2007 года она включена в опытную эксплуатацию. По основным техническим характеристикам МПЦ «Iпуть» не уступает лучшим зарубежным образцам. Освоение серийного производства и широкое внедрение ее на Белорусской железной дороге позволит сэкономить значительные средства только на импортозамещении.
Результаты научных исследований, полученных учеными в данной лаборатории, опубликованы и докладывались на многих международных симпозиумах и конференциях.
Научная деятельность сотрудников факультета тесно связана с исследовательской работой студентов. Под руководством опытных преподавателей будущие инженеры учатся решать теоретические и практические задачи, которые промышленность и транспорт ставят перед университетом. Результаты исследований студентов постоянно докладываются на научно-технических конференциях, лучшие из представленных докладов публикуются в сборнике научных трудов. Помимо этого, студенты факультета неоднократно представляли наш университет на различных международных олимпиадах по программированию. Студенты, имеющие отличные оценки по изучаемым предметам и активно занимающиеся общественной деятельностью, получают именные стипендии, установленные Советом университета в память о видных ученых, работавших долгое время на факультете, а именно: д.ф.-м.н., профессора Довноровича В.И, д.ф.-м.н., академика Чунихина С.А., д.ф.-м.н., профессора Русакова С.А.
За время существования факультета подготовлено свыше 4000 инженеров-электриков, которые успешно работают в различных отраслях народного хозяйства Беларуси. Среди выпускников – директора заводов, ученые, ответственные государственные работники: Сидорский С.С. – премьер-министр правительства РБ (2003-2010 гг.); Шубадеров В.Н. – главный инженер Белорусской железной дороги (2002-2021 гг.); Бородич Ю.Ф. – Генерал-майор; Бочков К.А. – д.т.н., профессор, заведующий лабораторией «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» БелГУТа; Ермоленко Д.В. – д.т.н., профессор ВНИИЖТа; Максименко Н.Н. – начальник УП «Белтрансавтоматика» (1999-2020 гг.); Фейгин А.И. – генеральный директор «Гомельоблгаз» (2009-2019 гг.); Бессоненко С.А. – д.т.н., профессор, Заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Сибирского государственного университета путей сообщений. Член РАЕН; Чернин М.А. – заместитель начальника департамента технической политики РАО РЖД; Окулович В.П. – главный инженер Гомельского отделения Белорусской железной дороги; Новодворский С.А. – главный инженер Белорусской железной дороги; Голик В.К. – директор ОАО «Брестский электротехнический завод»; Козич В.В. – Главный инженер ПИРУП «Институт Белжелдорпроект»; Будько С.В. – Начальник РУП «Главный расчетный информационный центр» Бел.ж.д; Сопот Н.П. – Начальник УП «Брестское отделение Бел.ж.д.».
Успешно работают выпускники факультета на всех должностях в службе сигнализации и связи Белорусской железной дороги. Высококлассными специалистами и талантливыми руководителями, которыми по праву может гордиться факультет, являются Атрохов Г.М., Жданович А.Н., Шокотько А.П. и многие другие.
Огромный вклад в обучение и воспитание будущих инженеров вносят наши выпускники, ныне педагоги и руководители структурных подразделений университета, успешно работающие в настоящее время в родном вузе. Своим личным примером, трудолюбием, ответственностью за выполняемую работу они заслужили высокий авторитет и уважение, как со стороны коллег, так и студентов. В их числе д.т.н., профессор Бочков К.А., Сатырёв Ф.Е. (к.т.н., доцент, декан электротехнического факультета), Харлап С.Н. (к.т.н., заведующий кафедрой «Информационно-управляющие системы и технологии»), Матусевич В.О. (к.т.н., доцент, заведующий кафедрой «Автоматика, телемеханика и связь»).
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter