Кафедра основана в 1953 году. Ее первым руководителем был назначен д.т.н., профессор Карякин Н.И., переведенный в БелИИЖТ из Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. В то время кафедра имела название «Теоретическая механика». За время существования она неоднократно объединялась с кафедрами общеинженерного цикла, выходила из этих объединений, меняла свое название. Но всегда ее стержнем была учебная дисциплина «Теоретическая механика», являющаяся основой всего комплекса инженерных наук.

Направления деятельности кафедры весьма разносторонни. Основным из них является, естественно, учебная работа. А она, в свою очередь, постоянно ставит перед коллективом преподавателей различные конкретные задачи и проблемы, разрешение которых составляет вехи истории кафедры.

Наиболее заметными событиями этого плана были следующие. Для улучшения восприятия студентами изучаемого материала в 1968–1974 годах было закуплено и изготовлено собственными силами около сорока действующих моделей типовых узлов механизмов и машин. Тогда же были внедрены в учебный процесс обучающие машины и специальные планшеты для тест-контроля знаний студентов. В 1984–1986 годах изготовлены настенные плакаты и стенды, иллюстрирующие основное содержание учебного курса теоретической механики. Были разработаны программы решения нескольких громоздких типовых учебных задач на персональных компьютерах и калькуляторах-автоматах.

Для обмена опытом и формирования педагогических навыков у молодых специалистов, пришедших на кафедру, был организован учебно-методический семинар. Занятия этого семинара проходят регулярно с 1997 года.

Особое внимание на кафедре уделяется изданию учебных пособий и методических указаний, полностью обеспечивающих проведение всех видов учебных занятий. Преподавателями кафедры через РИО БелГУТа опубликовано свыше трех десятков различных методических разработок. Среди основных можно назвать: «Теоретическая механика. Часть 1. Статика» (автор Шимановский А.О.); «Прикладная механика: Учебное пособие. Часть 1» (автор Ефремова З.Г.); «Теоретическая механика. Раздел Кинематика» (авторы Шимановский А.О., Кузёмкина Г.М.); «Теоретическая механика. Раздел Основы аналитической механики» (авторы Черноус Д.А., Коломникова О.С.); «Метрология, стандартизация, управление качеством и сертификация» (авторы Новиков А.К., Пастухов М.И., Якубович О.И.); «Техническая механика» (авторы Шимановский А.О., Риженков В.И., Кракова И.Е.).

Авторским коллективом под руководством доцентов Ефремовой З.Г. и Шимановского А.О. из наработок кафедры сформирован сборник задач по теоретической механике в пяти частях. В каждом из разделов сборника содержится до полутора десятков задач, охватывающих все основные разделы курса. Каждая задача представлена тридцатью вариантами условий. В настоящее время эта учебная разработка оказалась самой популярной и необходимой на кафедре и привлекает большое внимание преподавателей зарубежных вузов. Шимановский А.О. является также соавтором учебного пособия «Сборник конкурсных задач олимпиад по теоретической механике с анализом их решений», имеющего гриф Министерства образования.

Начиная с 1982 года, в БелГУТе проводятся олимпиады по теоретической механике. Студенты принимают активное участие в факультетских и университетских турах олимпиад, победители которых приглашаются для участия в городской олимпиаде, которая ежегодно проводится на базе нашего университета. С 2005 года кафедрой ежегодно проводятся Международные студенческие олимпиады по теоретической механике. Команды БелГУТа, подготовленные к.т.н., доцентом Шимановским А.О. и ассистентом Краковой И.Е., начиная с 1994 года, постоянно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на Всероссийских и Международных олимпиадах.

f1
f1

Не менее важным направлением деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Развивалась она в двух основных направлениях: участие в решении транспортных проблем и оказание технической помощи предприятиям местной промышленности.

В конце шестидесятых годов при участии профессора Белого В.А. кафедра создала при Гомельском вагоноремонтном заводе лабораторию, занимавшуюся в течение полутора десятков лет разработкой методов ремонта пассажирских вагонов с использованием полимерных материалов. Руководство ее работой осуществлял Миклашевский С.Н. Его коллега Зайка В.И. разработал конструкцию раздвижной колесной пары, допускающей переход с узкой колеи некоторых стран Западной Европы на нашу – широкую – и наоборот. Перемещения и фиксация колесных дисков специальным замком могли происходить на ходу поезда на специальных небольших участках железной дороги. В 1964 году Зайка В.И. получил авторское свидетельство на свое изобретение. Горским В.М. предложена конструкция упругого тягового привода тепловоза, также защищенная авторским свидетельством.

Автушенко В.А. провел большие исследования возможностей уменьшения потерь сыпучих грузов от выветривания при их перевозке в открытых полувагонах и предложил способы решения названной проблемы. Орлов В.А. и Шаломенок С.Е. дали новую теорию и конструкцию для ускоренной вибрационной выгрузки сыпучих грузов из полувагонов.

В 1974–1977 годах на кафедре работала группа научных сотрудников, занимавшаяся под руководством доцента Фришмана Е.М. и его отца, профессора Фришмана М.А. (Днепропетровский институт инженеров транспорта), исследованием возможности использования постоянных магнитов для транспорта на магнитном подвесе. Работа велась по заданию Государственного комитета по науке и технике и финансировалась Всесоюзным научно-исследовательским институтом электротранспорта.

Горский В.М. и Заворотный А.В. дали свою теорию аварийной остановки экипажа на магнитном подвесе и предложили конструкцию опорно-посадочного устройства. Новизна предложенных технических решений защищена авторскими свидетельствами. Ими же в соавторстве с Ивановым В.А. и Ворожун И.А. предложены устройства для крепления труб большого диаметра на железнодорожной платформе, также защищенные авторскими свидетельствами.

Ефремова З.Г. доказала возможность увеличения плавности хода пассажирского вагона, выполнив изучение движения колесной тележки как системы с двенадцатью степенями свободы. Предложила свою схему ее подвески. Коваленко А.В. выполнил оптимизацию подвески грузового вагона с повышенной осевой нагрузкой, что позволило снизить значения динамических сил, действующих на путь, до значений, соответствующих существующей в настоящее время нагрузке на ось.

Шимановский А.О. занялся исследованием продольной и поперечной устойчивости движения транспортной цистерны, частично заполненной жидким грузом. Разработанная им теория связанных колебаний механической системы экипаж-жидкость не имеет аналогов. Путято А.В. и Кузнецова М.Г. осуществляют дальнейшее развитие названной теории вместе с ее автором.

 

 

Одновременно с перечисленными исследованиями другая часть преподавателей и сотрудников кафедры проводила исследования, не связанные с транспортной тематикой.

В середине семидесятых годов кафедра приняла участие в становлении недавно созданного Белорусского шинного комбината. По его заданию под руководством Дубко А.Н. был решен ряд технических вопросов и, в частности, разработана конструкция автоматической машины для испытаний механических качеств образцов технической резины. Действующий экземпляр такой машины и вся техническая документация для ее изготовления были переданы заказчику.

Савельев В.Г. довел до теоретического обоснования свою идею о наплавном мосте, которую начал воплощать в жизнь еще во время Отечественной войны, находясь в инженерных войсках. Две такие переправы были наведены им через малые реки Республики. Они допускали движение грузовых автомашин с грузоподъемностью до трех с половиной тонн.

Терешко Ю.Д. (заслуженный изобретатель Республики Беларусь) сосредоточился на исследованиях механических свойств и областей применения зубчатых волновых передач. Предложил методы расчета таких передач при использовании генераторов волн с различным количеством роликов. Предложил схему волновой передачи-насоса. Получил несколько авторских свидетельств.

С первой половины восьмидесятых годов кафедра активно участвовала в оказании помощи производственному объединению «Гомсельмаш» в деле доводки конструкции комбайна КСК-100 (руководитель работы Дубко А.Н). Рассматривались вопросы балансировки быстроходных вращающихся деталей машины и уменьшения уровней опасных вибраций. Ранее с подобными вопросами инженеры Гомсельмаша не сталкивались. По предложению кафедры в одну из технологических линий был включен участок балансировки карданных валов.

Старший преподаватель Потеха В.Л. (в настоящее время д.т.н., профессор) занимался проблемами трения скольжения, физикой полимерных материалов.

Доцент Шимановский А.О. в течение нескольких лет исследовал динамические процессы, происходящие с отдельными стержнями и их системами. Дал некоторое развитие теории колебаний коротких балок. Сделал математическое описание распространения ударных волн по стержневой решетке.

С 1996 года под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. выполняются работы по разработке компьютерных методов моделирования контактного взаимодействия упругих тел с учетом нелинейно упругих и упруго-пластических свойств материалов. Научным коллективом, в составе которого работают Куземкина Г.М., Шимановский А.О., Якубович О.И., получен ряд новых результатов, характеризующих статические и динамические свойства композитных материалов, которые цитируются зарубежными авторами.

В 1997 году на кафедре под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. аспирант Черноус Д.А. выполнил работу по исследованию механических свойств материалов с аномальными физическими свойствами и защитил кандидатскую диссертацию.

По результатам научных разработок, как выполненных полностью в нашем университете, так и начатых здесь, но законченных в иных организациях, был защищен ряд диссертаций. Кандидатами технических наук стали Секерин Е.В., Автушенко В.А., Терешко Ю.Д., Ефремова З.Г., Потеха В.Л., Заворотный А.В., Шимановский А.О., Куземкина Г.М., Путято А.В., Коваленко А.В., Кузнецова М.Г. В 2011 году к.т.н. Шимановский А.О., а в 2012 году к.т.н. Путято А.В. защитили докторские диссертации. Заканчивают работу над кандидатскими диссертациями Ворожун И.А., Чаганова О.С. и Якубович О.И. Учится в аспирантуре  Каплюк И.И.

Результаты исследований, проведенных на кафедре, стали основой для создания новых объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных как в Беларуси, так и в Российской Федерации.

 foto04

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кафедры на основе накопленного ей потенциала. 

Основным направлением работы кафедры «Техническая физика и теоретическая механика» является обучение студентов всех факультетов университета решению задач теоретической и прикладной механики, которые лежат в основе подготовки инженеров. Лаборатории кафедры оснащены необходимыми моделями механизмов и приборами, что позволяет студентам ознакомиться с принципом и особенностями их работы. В результате научно-исследовательской деятельности сотрудниками разработаны новые методики математического и компьютерного моделирования машиностроительных, транспортных и строительных конструкций с помощью современных программных пакетов, которые используются при подготовке студентов соответствующих специальностей.

obh kaf

Кафедра успешно внедряет современные методики изучения преподаваемых дисциплин. Об эффективности подготовки студентов свидетельствует тот факт, что студенты БелГУТа, начиная с 1994 года, постоянно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на Всероссийских олимпиадах.

f1
f1
foto06
f1

С 2005 года кафедрой ежегодно во второй половине апреля проводятся Международные студенческие олимпиады по теоретической механике, в которых приняли участие представители вузов Беларуси, Ирака, Казахстана, Польши, России, Украины, Швеции и др. государств. Круг участников таких олимпиад постоянно расширяется. Интерес к ним проявили вузы государств, расположенных на разных континентах: Австралии, Венесуэлы, Египта, Канады, Мексики, Филиппин.

Сейчас кафедра технической физики и теоретической механики ведет учебный процесс по теоретической механике, циклу дисциплин прикладной механики, а также знакомит студентов с основами научных исследований. Программа последнего названного курса была разработана под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси, ныне Председателя президиума ее Гомельского филиала Плескачевского Ю.М.

Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» («МО и УМ») образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».

Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В.Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МО и УМ), заведующий д.х.н., профессор А.В.Рогачев.

В состав кафедры «МО и УМ» вошли:

  1. Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее  возглавил к.т.н., доцент А.М.Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П.Федин. С 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П.Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В.Богородский, затем д.х.н., профессор А.В.Рогачев.
  2. Научно-исследовательской лаборатории «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года (руководил д.х.н., профессор А.В.Рогачев.

В 2001 г. кафедру возглавил д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению совета университета 20.12.2006 была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» («М и ТМ») (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).

Кафедра «Материаловедение и технология материалов» является выпускающей – осуществляет подготовку и выпускает инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».

obh foto

За время работы на кафедре были успешно защищены: 1 докторская, 11 кандидатских диссертаций.

Учебная работа на кафедре «М и ТМ» осуществляется в пяти лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая).

foto2

Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.

 foto3

В учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.

foto4

По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.

С целью улучшения организации учебного процесса и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла в 1992 году был создан филиал кафедры в Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий приглашаются ведущие специалисты ИММС НАНБ.

На протяжении всего существования кафедры велась активная издательская работа; сотрудниками кафедры изданы 4 монографии, 2 учебника, 3 учебных пособия.

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.

На кафедре проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров.

При кафедре работает магистратура и аспирантура. За время работы 11 выпускников кафедры защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Научно-исследовательская работа коллектива кафедры ведется по трем основным направлениям:

  • совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов;
  • надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта;
  • теоретическое и экспериментальное исследование динамики и прочности механических систем, преимущественно транспортного назначения.

Научная школа  «Трибофатика» профессора Сосновского Л.А.

Специалисты кафедры при выполнении научно-исследовательских работ активно взаимодействуют с отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава», научно-исследовательской лабораторией «Системы электроснабжения транспорта», ООО «НПО ТРИБОФАТИКА», научно-исследовательской лабораторией пути, испытательным центром железнодорожного транспорта «СЕКО».

По научному направлению совершенствования конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов проводятся следующие работы:

  • разработка организационно-технологических и технических мероприятий по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
  • разработка автоматизированных систем расчета планового расхода энергоресурсов на тягу поездов в пассажирском движении и оценки эффективности применения ресурсосберегающих мероприятий на магистральных локомотивах;
  • анализ оборудования и технологии ремонта тягового подвижного состава в локомотивных депо и разработка соответствующей нормативной документации;
  • исследование влияния условий движения поезда на расход топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и совершенствование конструкций топливных систем локомотивов, а также технологий их эффективного функционирования.

По научному направлению надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта проводятся следующие работы:

  • разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта;
  • разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения;
  • разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава;
  • разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного транспорта.

В рамках научного направления теоретических и экспериментальных исследований динамики и прочности механических систем проводятся следующие работы:

  • разработка и внедрение перспективных конструкций железнодорожного подвижного состава, оценка их ресурса;
  • экспериментальные и теоретические исследования процессов повреждаемости, условий достижения предельного состояния и долговечности наиболее ответственных – трибофатических систем машин и механизмов по важнейшим критериям работоспособности;
  • разработка и изготовление машин для износоусталостных испытаний материалов, моделей пар трения и трибофатических систем в условиях, близких к эксплуатационным;
  • разработка и внедрение эффективных методов управления процессами комплексного износоусталостного повреждения трибофатических систем с целью повышения их эксплуатационной надежности при снижении затрат труда, средств и материалов в производстве и эксплуатации; методов износоусталостных испытаний, в том числе ускоренных; нормативных документов, в том числе государственных стандартов.

Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».

В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.

С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.

Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».

С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.

С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.

Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».

С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.

В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.

С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.

С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.

С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».

В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.

С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.

С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».

С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.

На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:

- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;

- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;

- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;

- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;

- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;

- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;

- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.

Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.

На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.

Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.

Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.

Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты  кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.

Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"

Казаков В.Н.
к.т.н., доцент

(1956 – 1957 гг.)

bely

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1957 – 1958 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1958 – 1960 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1960 – 1961 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"

Сохачевский Н.А.
д.т.н., профессор

(1961 – 1964 гг.)

filimonov

Филимонов А.И.
к.т.н., доцент

(1964 – 1966 гг.)

filimonov

Крюгер П.К.
д.т.н., профессор

(1966 – 1973 гг.)

filimonov

Костромин А.М.
к.т.н., доцент

(1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988)

filimonov

Гизатуллин Р.К.
д.т.н., доцент

(1979 – 1986 гг. )

filimonov

Овчинников В.М.
к.т.н., доцент

(1988 – 1993 гг. )

filimonov

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1999 – 2001гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

(2001 – 2011 гг. )

filimonov

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2011 – 2016 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"

Могила В.С.
к.т.н., доцент

(1999 – 2016гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы"

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2016 – 2017 гг. )

filimonov

Путято А.В.
д.т.н., доцент

(2017 – 2019 гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

( с 2019 года и по настоящее время)

filimonov

В настоящее время на кафедре осуществляется подготовка бакалавриатов по следующим специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

  1. 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». Срок обучения – 4 года. Квалификация – инженер-электромеханик:
  • 1-37 02 01-01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (Тепловозы)»
  • 1-37 02 01-02 "Тяговый состав железнодорожного транспорта (Электрический транспорт и метрополитен)».
  1. 1-43 01 03 Электроснабжение (по отраслям). Срок обучения – 4 года.
    Квалификация – инженер-энергетик:
  • 1-43 01 03 06 Электроснабжение железных дорог

С 2023/2024 учебного года на кафедре осуществляется подготовка на уровне бакалавриата по двум специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

  1. 6-05-0715-08 «Подвижной состав железнодорожного транспорта», включая две профилизации:

Срок обучения – 4 года. Степень – бакалавр. Квалификация – инженер

  1. 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника». Срок обучения – 5 лет. Степень – магистр. Квалификация – инженер-энергетик.

Кроме того, на кафедре осуществляется обучение студентов по программе магистратуры  по специальности 7-06-0715-01 «Транспорт», непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника», ориентированным на научно-исследовательскую деятельность, и включающим углубленное изучение в сфере транспорта. Также на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация».

sostav

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» (ТТМиО) образована 1 февраля 2020 года путем объединения кафедр «Детали машин, путевые и строительные машины» (ДМ, ПиСМ) и «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) согласно приказу ректора №1270 от 18 декабря 2019 года.

Кафедра «Детали машин, путевые и строительные машины» начала свою историю с 1954 года. Одним из ее организаторов был В.А. Белый, впоследствии академик Академии наук Беларуси.

На различных этапах становления и развития БелИИЖТа (БелГУТа) кафедру возглавляли известные педагоги и ученые: доктор физико-математических наук, профессор В.И. Довнорович; кандидаты технических наук, доценты В.А. Орлов, А.Н. Дубко, В.Г. Савельев, Ю.В. Богородский, Д.Д. Беньковский, В.М. Горский; доктор технических наук, профессор С.В. Щербаков.

С 1994 года после реорганизации кафедру возглавлял д.т.н., профессор В.А. Довгяло.

Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ) образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».

Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В. Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ), заведующий д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В состав кафедры МОиУМ вошли:

Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее  возглавил к.т.н., доцент А.М. Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П. Федин. В 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П. Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе кафедры «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В. Богородский, затем д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

Научно-исследовательской лабораторией «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года руководил д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В 2001 г. кафедру возглавлял д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению Совета университета 20.12.2006 г. была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).

С 01.02.2020 и по настоящий момент заведующим кафедрой «Транс-портно-технологические машины и оборудование» является д.т.н., профессор Владимир Александрович Довгяло.

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» является выпускающей и осуществляет подготовку и выпуск инженеров-механиков по специальности 1-37 02 03 «Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования» и инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».

Помимо упомянутых специальностей, с 2023 года кафедра начинает подготовку и выпуск инженеров и инженеров-механиков по специальностям, наиболее востребованным экономикой, 6-05-0715-07 «Эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов» и 6-05-0714-02 «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» соответственно.

Организовать полноценный учебный процесс помогают сотрудники из состава кафедры.

Основное направление деятельности коллектива кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов по эксплуатации, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту погрузочно-разгрузочных, путевых и дорожно-строительных машин и материалов.

Учебная работа на кафедре «ТТМиО» осуществляется в шести лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения, дорожно-строительных машин) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая), в аудиториях филиала кафедры и других аудиториях.

m1

m2

Для проведения учебных занятий по основным дисциплинам кафедры преподаватели используют модели и макеты механизмов, стенды образцов деталей машин, изготовленных из металлических, полимерных и металлополимерных материалов, другие наглядные пособия и плакаты. Для демонстрации видеоматериалов и проведения презентаций используется современный мультимедийный комплекс. Также в учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.

m3

Кроме того, кафедра имеет в своем составе следующие машины, размещенные на территории БелГУТа:

  • малогабаритное универсальное энергетическое средство УЭС-30 «Полесье» с комплектом сменных адаптеров для земляных и дорожных работ;
  • машина для одиночной замены шпал;
  • кран шпальный.

 
УЭС-30 «Полесье»


Машина для одиночной замены шпал

 

По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.

m4

Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.

 foto3

При всем этом проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-механиков.

Научно-педагогический потенциал преподавателей и лабораторно-техническая база кафедры позволяют на высоком уровне осуществлять обучение студентов в соответствии с современным состоянием, достижениями и перспективами развития машиностроения и материаловедения. Преподаватели кафедры уделяют большое внимание повышению качества подготовки молодых специалистов путем более углубленного изучения студентами реальных объектов и приобретения практических навыков работы на испытательных стендах и машинах.

m5

Для повышения эффективности изучения новых путевых и дорожно-строительных машин, а также технологий дорожного строительства и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла созданы филиалы кафедры на предприятиях Гомельского отделения Белорусской железной дороги (ПМС-116), Гомельском ДРСУ-113 и участке новых технологий КУП «Гомельоблдорстройкомплект», Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических приглашаются ведущие специалисты из описанных выше организаций. Производственные практики проводятся по сквозной программе, в соответствии с которой после первой технологической практики студенты получают рабочую специальность, а в процессе второй работают на инженерно-технических должностях.

m6

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.

Преподаватели и аспиранты кафедры осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по республиканским научно-техническим программам, по проектам, финансируемым Министерством образования и Министерством обороны Республики Беларусь, по заказам Белорусской железной дороги и по договорам с предприятиями и организациями Беларуси. Традиционным направлением научно-исследовательской работы коллектива кафедры является повышение надежности и работоспособности деталей, узлов и конструкций машин и механизмов за счет применения новых прогрессивных материалов и ресурсосберегающих технологий. Созданы все условия для достижения высоких результатов студентами, магистрантами и аспирантами в различных конкурсах, организованных в Беларуси и за ее пределами.

m7

Многофункциональные путевые машины на шасси МАЗ-6303 и МТЗ Беларус Ш-406, модернизированные специалистами кафедры, принимали участие в Международной научно-технической выставке военной техники «МИЛЕКС-2007» и на выставке военной техники Министерства обороны РБ «Осень – 2008», где получили высокую оценку Главы государства.


Многофункциональная путевая машина

 
Локомобиль на шасси МАЗ-6303

Сотрудники кафедры участвовали в разработке специальных тележек для непрерывной смены рабочего канта рельсовых плетей в кривых участках бесстыквого пути на железобетонных шпалах.

m8

m9

Широкий спектр изучаемых машин и технологий их ремонта, а также фундаментальная подготовка позволяют выпускникам кафедры успешно трудиться на предприятиях Белорусской железной дороги, в организациях строительного и дорожно-строительного комплекса, а также на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь.

m10

В первый учебный год (с 1 октября 1953 г.) на кафедре начал формироваться коллектив преподавателей по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Черчение». Приказом №21 от 25 сентября 1953 г. на должности ассистента кафедры «Графика» назначен Слуцкий В.И. и старшего лаборанта – Ляльков В.Я. 26 сентября 1953 г. приказом №25 Евмененко В.К. также назначен ассистентом кафедры «Графика».

Так как к началу первого учебного года преподавательский состав кафедры не был сформирован в полном объеме, то учебную работу начинали и вели как совместители преподаватели других кафедр: исполнявший обязанности проректора института, к.т.н. Тышкевич Н.И., декан механического факультета, к.т.н. Белый В.А., к.т.н, доцент Зайцев П.Ф.

foto001

Первым преподавателем, целиком посвятившим себя работе на кафедре, был Евмененко В.К., который, наряду с другими видами учебной работы, много внимания уделял организации занятий по техническому рисованию. Позже, при его активном участии, был создан хорошо оборудованный кабинет, где проводились академические занятия и кружковая работа по изобразительному искусству.

foto9

foto15

Несмотря на то, что в первый учебный год коллектив преподавателей только начинал складываться, требования к качеству графических работ были высокими, что существенным образом влияло на общий уровень инженерной подготовки студентов первого выпуска.

foto002

Важным в обеспечении учебного процесса был вклад лаборанта – ветерана кафедры – Лялькова В.Я. Благодаря его усердию в работе производилась выдача студентам заданий, принадлежностей, пособий и создавался фонд технических деталей, необходимых для учебной работы.

foto1

foto7

К следующему 1954-55 учебному году кафедра пополнилась преподавательским составом, что создало условия для дальнейшей систематической работы по совершенствованию учебного процесса. Кафедру возглавил Харит Ю.А., закончивший аспирантуру при ЛИИЖТе и защитивший кандидатскую диссертацию. С июля 1954 г. (по июль 1987 г.) стал работать преподавателем Гаман Г.М., с октября 1954 г. (по май 1963 г.) – Свистун В.Ф., с января 1955 г. (по октябрь 1987 г.) – Пырх Д.Ф., с сентября 1953 г. (по март 1967 г.) – Файншмидт Л.А., с октября 1954 г. (по сентябрь 1958 г.) – Бышев И.И., с февраля 1955 г. (по август 1958 г.) – Петров Г.А., с июня 1955 г. (по октябрь 1978 г.) – Рудченко Д.А., с февраля 1957 г. (по май 1960 г.) – Шпак Н.Г.

Определившийся коллектив преподавателей широко развернул методическую работу, издавались пособия, сборники заданий, в строгую систему был приведен курс лекций, читавшийся по начертательной геометрии, планомерно осуществлялась работа по оборудованию аудиторий чертежными столами, демонстрационными плакатами, моделями и тематическими стендами.

Показательно, что еще во время становления нашего института не все вузы имели подобным образом оборудованные аудитории. Как учебная аудитория обращал на себя внимание зал для технического рисования. В нем имелся комплект удобных для работы столиков мольбертов, рассчитанный на численный состав полной группы, комплекты натурных постановок, гипсовых слепков для рисования, подставок для них, осветительная аппаратура. Наличие этого оборудования создавало условия для серьезной работы по развитию у студентов пространственных представлений, эстетических чувств и важных практических навыков в рисунке.

foto4

foto12

Пополнился лаборантский состав кафедры. Славилась ювелирной точностью графических работ старшая лаборантка кафедры Плесская Н.М. (работала с марта 1954 г. по ноябрь 1984 г.). Заметной была работа по созданию наглядных пособий Цурганова С.М. (на кафедре с сентября 1955 г. по июнь 1987 г.) и Игнатовского В.А. (на кафедре с марта 1954 г. по сентябрь 1991 г.). Кафедрой изыскивались и совершенствовались формы работы по привитию чувства ответственности за качество выполняемых студентами практических работ. Было принято решение практические работы выполнять только в аудитории. Хранение работ было организовано в кафедральном архиве.

На кафедре практиковалась своеобразная форма кружковой работы по изучению начертательной геометрии. Занятия проводились инициативной группой хорошо успевающих студентов под руководством преподавателя.

Рос авторитет кафедры на межвузовских научно-методических конференциях, на которые выносились доклады ведущих преподавателей. Преподаватели кафедры совершенствовали свою теоретическую подготовку на кафедральных семинарах, регулярно обсуждали методические вопросы.

С сентября 1961 г. по сентябрь 1987 г. на кафедре работал ассистент Петров В.Г., который уделял постоянное внимание кафедральным методическим разработкам по строительному черчению.

В мае 1963 г. избирается по конкурсу и назначается заведующим кафедрой к.т.н., доцент Иловайский Л.В., который неоднократно переизбирался и проработал в этой должности до мая 1986 г. Он проявил себя как умелый руководитель коллектива преподавателей, хороший педагог и воспитатель студенческой молодежи. Он принимал активное участие в общественной жизни института и города. На кафедре продолжался рост ее численного состава. После окончания институтов коллектив преподавателей пополнили Игнатовский В.А., Цурганов С.М., Матуль Т.Н. (с сентября 1972 г. по июнь 2000 г.), Скорин М.Ф. (с октября 1974 г. по август 1988г.), Свириденок И.И. (с октября 1976 г. по октябрь 1991 г.), Иванова А.В. (с октября 1979 г. по октябрь 1987 г.).

Значительный отрезок времени проработали на кафедре преподаватели Гизатуллина Н.Г. (с октября 1965 г. по ноябрь 1971 г.) и Михалевич В.Н. (с октября 1967 г. по май 1988 г.), проявивший себя как инициатор внедрения в учебный процесс технических средств обучения.

Активно включился в учебную работу выпускник нашего института 1-го выпуска – к.т.н. Курочкин П.А. (на кафедре с декабря 1978 г. по август 1994 г.). Коллектив кафедры считал для себя актуальным вопрос формирования молодых кадров как достойную и перспективную смену ветеранов в ближайшем будущем.

Время выдвигало перед коллективом кафедры новые задачи и проблемы, но главной его заботой было дальнейшее совершенствование учебной и методической работы, повышение эффективности воспитательной работы. Кафедрой разрабатывались новые учебные и методические пособия, совершенствовался учебный процесс. Внедрялись новые формы проведения занятий с программированным контролем успеваемости студентов и применением технических средств обучения. Усилиями преподавателей и лаборантов кафедры были переоборудованы аудитории кафедры и помещения для установки проекционной аппаратуры. Накапливался и систематизировался демонстрационный материал.

С июня 1987 г. по август 2009 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Королик Т.К. На кафедре начинает формироваться коллектив молодых преподавателей – достойная и перспективная смена уходящим на заслуженный отдых ветеранам. Это ст. преподаватель Подгорнова Г.Т. (работает с октября 1987 г.), ст. преподаватель Супрун Д.Д. (с сентября 1989 г.), ст. преподаватель Лескова Л.А. (с октября 1989 г.), ст. преподаватель Брель Е.В. (с сентября 1990 г.), к.т.н., доцент Калашник Е.Г. (с сентября 1991 г.), ст. преподаватель Вельянинов С.И. (с января 1994 г.), ст. преподаватель Артюшков О.В. (с сентября 1994 г.), ассистент Свидинская А.В. (с сентября 1998 г.), ст. преподаватель Никитин О.В. (с сентября 1999 г.), ст. преподаватель Вельянинова Л.А. (с сентября 2000 г.), ассистент Ермоленко И.М. (с января 2001 г.), ассистент Мельникова Н.Н. (с сентября 2001 г.), к.т.н., ст. преподаватель Лодня В.А. (с сентября 2001 г.), ассистент Грабусова А.А. (с февраля 2003 г.), ассистент Бирилло Н.С. (с июля 2003 г.), ст. преподаватель Зуева Л.М. (с ноября 2005 г.), ассистент Яковцева О.И. (с августа 2006 г.), ассистент Лобанов А.В. (с сентября 2007 г.), ассистент Бабич Т.В. (с сентября 2007 г.), к.т.н., ассистент Киселевский О.С. (с февраля 2008 г.), ассистент Кухорев Л.П. (с февраля 2011 г.), к.т.н., доцент Кульгейко М.П. (с февраля 2020 г.), д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М. (с февраля 2022 г.).

С сентября 2009 г. по январь 2022 г.  кафедру возглавлял к.т.н., доцент Лодня В.А. .

с февраля 2022г. кафедру возглавляет д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М.