В настоящее время кафедра осуществляет подготовку студентов всех факультетов и форм обучения по охране труда, юридическим вопросам и безопасности жизнедеятельности.

В состав кафедры входят: 6 штатных преподавателей: к.т.н., доцент Шатило С.Н., ст. преподаватели Дорошко С.В., Блиншев В.В., Гончаренко Т.И., преподаватель Кишкун А.Н., ассистент Ивлева Т.И.; учебно-вспомогательный персонал: ведущий инженер Карпенко В.В.

Цели и задачи работы кафедры, основные направления деятельности.

Подготовка будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности и правовому регулированию хозяйственной деятельности.

Особое внимание при организации учебного процесса на кафедре уделяется фундаментальной подготовке в области исследования условий труда и разработки средств защиты от опасных и вредных производственных факторов, практической направленности учебного процесса. Применение в учебном процессе современного лабораторного оборудования и приборов позволяет проводить исследования состояния условий труда и разрабатывать конкретные мероприятия по их улучшению.

Для проведения лабораторных работ по дисциплине «Охрана труда» кафедра имеет две специализированные лаборатории. Лаборатории оборудованы и оснащены стендами, лабораторными установками и измерительными приборами для исследования условий труда. Для отработки приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим применяются специальные электронные тренажеры. Каждая лаборатория имеет технический паспорт, согласованный с учебным отделом и специальными службами университета.

foto1Занятия в специализированной учебной лаборатории охраны труда

На кафедре проводится значительная работа по совершенствованию организации учебного процесса и повышению качества подготовки будущих специалистов. Особое внимание при этом уделяется учебно-методическому обеспечению учебного процесса, разработке инженерных решений, направленных на обеспечение безопасности и улучшение условий труда в производственной сфере. Преподавателями и сотрудниками кафедры издаются учебные пособия с грифом Министерства образования и учебно-методические пособия.

Форма создания кафедры «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем», посредством объединения двух общеобразовательных кафедр университета, определяет ее историю.

История кафедры «Информационные технологии» тесно связана с историей создания и развития Вычислительного центра университета.

В марте 1970 года в БелИИЖТе была создана лаборатория вычислительной техники, которую возглавил выпускник Московского института инженеров транспорта, к.т.н., доцент Владимир Петрович Казанцев. Широкое применение ресурсов лаборатории во всех видах деятельности института и высочайшая актуальность применения вычислительной техники на железнодорожном транспорте потребовали формирования коллектива специалистов, способных тиражировать знания по использованию ЭВМ. С этой целью в декабре 1972 года по распоряжению Министерства путей сообщения СССР была создана кафедра «Вычислительная техника».

На момент создания кафедры ее штатными преподавателями были старшие преподаватели А.М. Бураченко и А.С. Черняков, доценты О.П. Гораев и В.П. Казанцев, который возглавил кафедру и находился в должности заведующего до 1983 года.

В 1976 году при кафедре «Вычислительная техника» была создана научно-исследовательская лаборатория автоматизированных систем управления (НИЛ АСУ), которой в разное время руководили доценты Е.И. Симашук, О.П. Гораев, В.П. Казанцев. Этой лабораторией разработан целый ряд информационных систем, предназначенных для совершенствования управления транспортными объектами, вузом и различными предприятиями производственной сферы.

В 1983 году лаборатория вычислительной техники БелИИЖТа была реорганизована в самостоятельное подразделение института – Вычислительный центр.

В различные периоды времени учебную и научную работу на кафедре осуществляли: доценты В.П. Казанцев, Е.И. Симашук, В.Ф. Ляшенко, В.С. Серегина, М.Т. Гладышев, Н.М. Ершова, Л.Н. Миклашевская, Р.Л. Теряхова, А.П. Кейзер, Е.Л. Миняйлова; старшие преподаватели А.М. Бураченко, А.Б. Зборовская, А.С. Черняков, О.И. Еськова, В.Г. Денисов.

В 1983 году кафедру «Вычислительная техника» возглавил к.т.н., доцент Олег Павлович Гораев, остававшийся в должности заведующего до 2004 года, когда ему было поручено возглавить факультет «Профориентации и довузовской подготовки» БелГУТа.

В 1986 году кафедрой был организован филиал при Гомельском ГорОНО, на котором преподавателями кафедры «Вычислительная техника» проводились курсы повышения квалификации для учителей, обучающих школьников предмету «Информатика».

В 1990 году в БелГУТе был создан Методический центр по компьютеризации учебного процесса, в функции которого входило обучение преподавателей и сотрудников института методам и приемам работы с персональными ЭВМ, а также разработка обучающих и контролирующих систем по учебным дисциплинам. При этом кафедра «Вычислительная техника» являлась методическим центром, координирующим непрерывное и эффективное использование ЭВМ в процессе обучения студентов и в других видах деятельности университета. Помимо прочего, на кафедру было возложено проведение семинаров и курсов по планомерному повышению квалификации преподавательского состава университета в области использования электронно-вычислительных машин.

Исходя из тенденций развития вычислительной техники, в 2000 году кафедра получила наименование «Информационные технологии».

В период с 2005 по 2007 годы кафедру «Информационные технологии» возглавил к.т.н., доцент Юрий Анатольевич Пшеничнов, с 2008 по 2016 год – к.т.н., доцент Лев Аркадьевич Иоффе.

Заведующие кафедрой «Информационные технологии» («Вычислительная техника»)

 

В этот период, профессорско-преподавательский состав кафедры направлял свои усилия в развитие методического обеспечения своих дисциплин, продолжая активно взаимодействовать с уже самостоятельными подразделениями университета, курирующими сферу применения информационных технологий в деятельности БелГУТа, а также с выпускающими кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями НИИ железнодорожного транспорта в области исследований для реализации потребностей Белорусской железной дороги и ее подразделений.

В условиях бурного и массового распространения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности особую актуальность получили методические наработки и практический опыт сформированный кафедрой «Вычислительной техники» и, позднее, «Информационных технологий». Успешность применения компетенций профессорско-преподавательского состава в данных сферах получили распространение в активной деятельности кафедры по организации и подготовке студентов к участию в олимпиадах по информатике. К настоящему времени результаты этой сферы деятельности кафедры изобилуют дипломами различных категорий в командном и личном зачете в олимпиадах различного уровня (межвузовского, городского, областного, республиканского), а также в Чемпионате мира по программированию.

Современные требования к участию команд в подобных мероприятиях определили необходимость создания при кафедре учебной лаборатории, направленной на специализированную подготовку студентов к олимпиадам, развития ее технического обеспечения. В настоящее время кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» осуществляет работы по ее созданию.

С развитием технологий транспортной деятельности и других отраслей экономики, широким распространением информатизации процессов управления, существенно возросла роль их математического обеспечения. Данная тенденция формировалась на протяжении многих лет. Исходя из цели, задач и миссии БелГУТа по подготовке специалистов высшей инженерной квалификации для транспортного комплекса Республики Беларусь, в период активного развития прикладных транспортных исследований в области трибофатики, под инициативой создателя ее методологических, экспериментальных и теоретических основ, доктора технических наук, профессора Леонида Адамовича Сосновского, 1 июля 1992 года была создана кафедра «Прикладная математика и теория надежности», которую он и возглавил.

Первоначальный штат кафедры состоял из профессоров Л.А. Сосновского и М.Т. Гладышева, доцента В.С. Серегиной, ассистента А.Ю. Сокольского (работавших ранее в составе кафедры «Вычислительная техника»), лаборантов М.Я. Лещенко и Э.Ф. Воробьевой.

В период становления и развития кафедры под руководством Л.А. Сосновского, была открыта аспирантура, расширялся ее штатный состав. К работе на кафедре по совместительству был приглашен известный в республике специалист в области теории вероятностей и теории массового обслуживания профессор Ю.В. Малинковский, на должность ассистента – выпускница Ленинградского университета Т.В. Алымова.

В декабре 1994 года кафедру возглавил д.т.н., профессор Михаил Тихонович Гладышев, создатель основ нелинейной вычислительной гидравлики, продолживший вектор развития кафедры. В 1995 году для работы на кафедре была приглашена еще одна выпускница Ленинградского университета – Е.Л. Сазонова (Бурдук).

В ноябре 1995 года к руководству кафедрой приступил д.т.н., профессор Иван Васильевич Максимей, особое внимание в сфере научных интересов уделявший имитационному моделированию. Под его руководством было подготовлено более 30 кандидатов наук, а на кафедре остались работать его ученики – к.т.н., доцент С.И. Жогаль, Г.Ю. Мишин.

Заведующие кафедрой «Прикладная математика и теория надежности»

 

В связи с развитием университета, в 1997 году кафедра была переименована и получила название «Прикладная математика», а руководство кафедрой было возложено на к.ф.-м.н., доцента Валентину Серафимовну Серегину.

Под руководством В.С. Серегиной кафедра продолжила вектор своего развития. В штат преподавателей кафедры вошли: выпускники математического факультета и сотрудники Гомельского государственного университета С.И. Жогаль, И.Н. Кравченя. В.Е. Евдокимович, А.Н. Старовойтов, А.А. Гаврилюк, выпускник электротехнического факультета БелГУТа Д.Н. Шевченко, выпускники заочного факультета Д.И. Бочаров, И.А. Евстратовский.

Профессорско-преподавательским составом кафедры обеспечивалось методическое обеспечение лекционных курсов и практических занятий. В данный период развития кафедры было написано более трехдесятков методических трудов по всем ее дисциплинам: от практикумов и учебно-методических пособий до учебника «Задачи и модели исследования операций» (Максимей И.В., Серегина В.С., Жогаль С.И. и др.)

Лабораторная база кафедры, обеспечивающая требования автоматизации инженерных расчетов сложных математических моделей, дополнялась не только сторонними программными продуктами, но и собственными разработками. Актуальность данного вида деятельности была определена сферой подготовки выпускников БелГУТа, имеющей ярко выраженную специфику. В разработке пакетов прикладных программ на кафедре принимали участие ее преподаватели: Г.Ю. Мишин, Д.Н. Шевченко, Е.Л. Бурдук, Ф.Ф Лазаренко.

При кафедре под руководством профессора И.В. Максимея были подготовлены диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата технических наук ее преподавателей: С.И. Жогаль, И.Н. Кравчени и Д.Н. Шевченко. Активное взаимодействие в области подготовки кадров научной квалификации с Гомельским государственным университетом, в частности с профессором Ю.В. Малинковским, нашло отражение в подготовке диссертаций и получению ученых степеней кандидата наук А.Н. Старовойтовым, В.Е. Евдакимовичем, А.А. Гаврилюком.

С сентября 2012 года кафедру возглавил к.ф-м.н., доцент Александр Николаевич Старовойтов, обеспечивший ее дальнейшее развитие исходя из задач, возлагаемых на него руководством университета.

Заведующие кафедрой «Прикладная математика»

 

Под руководством А.Н. Старовойтова была продолжена тенденция формирования методического обеспечения дисциплин кафедры в соответствии с требованиями образовательных стандартов Республики Беларусь по всем специальностям БелГУТа: были созданы учебно-методические комплексы, расширился функционал применения информационных технологий при обучении студентов теории вероятностей, математическому моделированию и другим направлениям математического обеспечения транспортных систем.

В настоящее время, когда особой актуальностью обладают процессы инновационного развития транспортного комплекса, роль исследований сложных реальных технических, социальных, экономических и управленческих систем крайне высока. В основе научной базы таких исследований всегда выступают аспекты математики и математические методы. Однако современный уровень развития технологий транспорта и высочайшая детализация исследуемых моделей предопределяет интеграцию математических и информационных технологий при обеспечении решений транспортных задач.

В этой связи, при оптимизации структуры университета, с целью реализации указанного выше принципа при подготовке кадров высшей инженерной квалификации для транспортного комплекса Республики Беларусь, с 1 сентября 2016 года была создана кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем», функция руководства которой была возложена на к.т.н., доцента Николая Николаевича Казакова.

С сентября 2017 года обязанности заведующего  кафедрой исполняет доцент Ирина Николаевна Кравченя.

И. о. заведующего кафедрой «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем»

kravchenay

И. Н. Кравченя

Кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» была создана 1 сентября 2016 года в составе факультета «Управление процессами перевозок», посредством объединения двух общеобразовательных кафедр «Информационные технологии» и «Прикладная математика».

Кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» является учебным подразделением университета, обеспечивающим планомерное и непрерывное обучение студентов всех специальностей, форм и ступеней обучения по применению математических и информационных технологий при реализации процедур инновационного развития экономики Республики Беларусь. Обучение начинается с первого курса и непрерывно продолжается на всех этапах подготовки специалистов транспортного комплекса. Такая организация учебного процесса, регламентируемая образовательными стандартами Республики Беларусь, позволяет студентам формировать навыки применения информационных и математических технологий начиная от процедур обучения по общеинженерным и специальным дисциплинам, заканчивая реализацией конкретных инженерных или научных проектов на этапах дипломного проектирования, магистерской подготовки, работы с диссертациями на соискание ученых степеней.

foto obch

В настоящее время на кафедре работают 13 штатных преподавателей: Иоффе Л.А., Жогаль С.И., Пшеничнов Ю.А., Кравченя И.Н., Марьина Н.А., старшие преподаватели Алымова Т.В., Борисенко М.В., Бурдук Е.Л., Голдобина Т.А., Захаров Д.В., Литвинович Т.Н., Лыч Ю.П., Шинкевич Т.Л.. Штат учебно-вспомогатель-ного персонала составляет 4 человека: заведующий лабораторией Сазонов В.В., инженер Симашук А.Е., ведущий лаборант Карнаушенко О.Н. и лаборант Чернова С.И.

С 2010 года на кафедре выполнено 23 научно-исследовательские работы на хоздоговорной основе, госбюджетная научно-исследовательская работа «Исследование эффективности использования транспортных коммуникаций и подвижного состава». По результатам научной  деятельности издано 20 научных статей, 25 материалов научных конференций, 14 тезисов докладов на научных конференциях.

На кафедре работает студенческое технологическое бюро, в которой студентами выполняются научно-исследовательские работы.

На постоянной основе производится обмен взаимными публикациями с ведущими университетами Евразии: Литовский национальный университет (Вильнюс, Литва), Клайпедский технический университет (Клайпеда, Литва), Киевский университет экономики и технологий транспорта (Киев, Украина), Украинский национальный университет транспорта (Киев, Украина), Самарская транспортная академия (Самара, Россия), Уральский технический университет (Уральск, Казахстан) и др. Осуществляется сотрудничество в нескольких международных проектах: образовательный проект Европейского Союза «Белорусская сеть дорожной безопасности» в рамках международного сотрудничества TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPCR научно-инженерный проект Европейского Союза TASIS «Развитие транспортной инфраструктуры в 1-м и 9-м международных транспортных коридорах» и др.

Учебно-методическая работа кафедры

Учебно-методическая работа кафедры направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава и включает:

  • разработку учебно-программной документации, необходимой для проведения образовательного процесса, включающей учебно-методические комплексы по дисциплинам, задания к лабораторным, практическим  и курсовым работам;
  • разработку и издание учебных и учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам;
  • внедрение в учебный процесс результатов научно-методических исследований, новых технологий обучения;
  • подготовку методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с учебными программами дисциплин, планом работы кафедры, индивидуальными планами работы преподавателей. Кафедра осуществляет учебно-методическую работу со студентами факультета "Управление процессами перевозок", а также со студентами первого курса всех факультетов.

Кафедра является выпускающей для специальности 1 - 44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте".

На филиалах кафедры проводится ежегодный научно-методический семинар студентов, работников структурных предприятий ОАО «Гомельоблавтотранс» с коллективным выездом студентов и преподавателей на предприятия с современными технологиями выполнения перевозок пассажиров и грузов.

Особое внимание на кафедре уделяется дипломному проектированию, которое рассматривается как один из важнейших этапов обучения студентов в вузе. Темы дипломных проектов разрабатываются с учетом запросов производства. На кафедре внедрена система защиты дипломных проектов на производстве на базе ОАО"Гомельоблавтотранс".

Выпускники специальности подготовлены для работы в качестве специалистов по организации перевозок и управлению транспортом в следующих организациях:

  • предприятия по выполнению внутриреспубликанских и международных перевозок пассажиров и грузов;
  • транспортно-экспедиционные организации;
  • пассажирские терминалы и транспортно-логистические центры;
  • транспортные управления разных уровней органов исполнительной власти;
  • учреждения образования транспортного профиля;
  • научно-исследовательские и проектные организации в области транспорта.

Кафедра обеспечивает учебный процесс и ведет преподавание по 19 учебным дисциплинам:

  • Автомобильные перевозки грузов и пассажиров
  • Автомобильные перевозки
  • Информационные системы на транспорте
  • Логистика
  • Маркетинг на транспорте
  • Международные автомобильные перевозки грузов
  • Международные автомобильные перевозки пассажиров
  • Международные перевозки опасных грузов
  • Международная транспортно-экспедиционная деятельность
  • Мониторинг рынка транспортных услуг
  • Общий курс транспорта
  • Общий курс транспорта и страхование
  • Основы проектирования транспортных объектов
  •  Основы теории транспортных систем
  • Транспортные тарифы
  • Техническая эксплуатация транспортных средств
  • Транспортные двигатели, конструкционные и эксплуатационные материалы
  • Транспортные средства для международных автомобильных перевозок
  • Экономика транспорта и управление персоналом

Преподаваемые дисциплины в полной мере обеспечены необходимой литературой. За период с 2003 года по настоящее время кафедрой подготовлено и издано 8 учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, более 20 учебно-методических пособий.

Предпосылкой создания кафедры явилась начатая с 1992 года подготовка специалистов по новой специальности в области транспорта и транспортной деятельности "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте". Для подготовки специалистов по инициативе ректора университета Ярошевича В.П. в 1998 году была создана кафедра "Общетранспортные проблемы" под руководством кандидата технических наук, доцента Чижонка В.Д. В целях повышения качества подготовки специалистов на базе ОАО "Автобусный парк № 1 г. Гомеля" и Гомельского объединенного автовокзала в 1998 году были открыты филиалы кафедры. Это дало возможность проведения лабораторных занятий, учебной и производственной практик, научно-исследовательских работ на данных предприятиях и максимального приближения  учебного процесса к производству. Также в этом же году была оборудована лаборатория  кафедры "Организация и безопасность дорожного движения". В 2003 году создан филиал кафедры на базе ОАО "Автобусный парк № 6", что позволило усовершенствовать процесс обучения студентов.

С 2004 года кафедру возглавляет доцент, кандидат технических наук Михальченко А.А. В это же время внедряется схема защиты дипломных проектов выпускниками на производстве в РУП "Гомельоблавтотранс". В 2014 году на базе кафедры "Общетранспортные проблемы" созданы две кафедры: "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" во главе с доцентом Михальченко А.А. и "Организация дорожного движения", возглавляемая доцентом Аземшей С.А.

В настоящее время кафедра продолжает развиваться, повышая современный уровень навыков и знаний учащихся, профессиональную подготовку преподавательского состава, осваивает инновационные методы преподавания, наращивает и совершенствует ценный опыт проведения  научных исследований в области перевозок, активно проводит учебную и научно-исследовательскую работу, сотрудничает с ведущими вузами страны и зарубежья.

Кафедра «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте» образована в июле 2012 года. В настоящее время на кафедре работает 4 доцента, 5 старших преподавателей, 1 ассистент. Ведется преподавание 21 дисциплины. Открыта магистратура и докторантура.

За 12 лет работы кафедры издано 29 учебно-методических пособий и 14 учебных пособий с грифом Министерства образования РБ; разработан 21 учебно-методический комплекс по новым дисциплинам. При кафедре работает научно-исследовательская лаборатория «Комплексная эксплуатация видов транспорта», в которой выполняются научные исследования по важным проблемам развития транспортного комплекса РБ и студенческое технологическое бюро.

Кафедра осуществляет подготовку по специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте".

На кафедре ведется преподавание следующих дисциплин:

  1. Автомобильные перевозки пассажиров и грузов;
  2. Информационные системы на транспорте;
  3. Логистика;
  4. Маркетинг на транспорте;
  5. Международные автомобильные перевозки грузов;
  6. Международные автомобильные перевозки пассажиров;
  7. Международные перевозки опасных грузов;
  8. Мониторинг рынка транспортных услуг;
  9. Общий курс водного транспорта;
  10. Общий курс железных дорог;
  11. Общий курс транспорта;
  12. Основы проектирования транспортных объектов;
  13. Тарифные схемы на транспорте;
  14. Техническая эксплуатация транспортных средств;
  15. Транспортная экология;
  16. Транспортные двигатели, конструкционные и эксплуатационные материалы;
  17. Транспортные средства для международных автомобильных перевозок;
  18. Транспортные средства и их эксплуатационные качества;
  19. Экономика транспорта и управление персоналом.

Кафедрой проводится постоянная работа по формированию системы корпоративных ценностей у студентов выпускного курса специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» на протяжении всего периода обучения. В процессе этой работы для всех студентов 3-5 курсов предусмотрен выезд на современные, стабильно работающие автотранспортные предприятия. Здесь студент встречает современные производственные помещения, оборудованные хорошими подсобными помещениями, а мудрый наставник – директор автопредприятия убедит молодого человека, чтобы тот не наступил в своей профессиональной жизни на «эти неприятные грабли снова». При этом студент имеет возможность сделать первые шаги производственной деятельности. Этот опыт интересен даже республиканскому телевидению.

Студент 4 курса проводит сборку двигателя автобуса
на лабораторных занятиях

Директор АП г. Речицы Ярец Е.И. проводит
практические занятия со студентами 3 курса УА

Студент выпускного курса видит свою корпоративную причастность именно к такому производству, где наряду с условиями труда высокого уровня также просматривается высокая заработная плата, хорошая социальная защищенность во всех отношениях. Во время таких выездов у студента имеется возможность общения с руководителями ОАО «Гомельоблавтотранс», а если повезет и Министерства транспорта и коммуникаций, с которыми можно оговорить свою будущую профессию, место работы, условия проживания и устройства семейной жизни.

Кафедрой практикуется публичная защита дипломных проектов на предприятиях Гомельоблавтотранса с привлечением ведущих специалистов по рассматриваемым в дипломных проектах проблемам. Это особенно важно, так как тема дипломного проекта выдается тем предприятием, на котором предстоит работать будущему специалисту. При этом, в процессе защиты можно решить важные производственные вопросы, которые подлежат внедрению. При защите дипломного проекта широко используются информационные технологии, которые могут существенно пригодиться будущему специалисту в производственном процессе. При такой форме проведения дипломного проектирования кафедрой достигнут важный результат – 100 % дипломных проектов рекомендуется к внедрению. Коллективом кафедры проводится постоянный поиск прогрессивных технологий выполнения перевозочного процесса современным подвижным составом.

Публичная защита дипломного проекта на предприятии

По результатам изучения профилирующих по специальности дисциплин выпускники сдают экзамен на производстве при вступлении в должность. Хорошие навыки обучения и высокий уровень компетентности выпускников позволяют им быстро занимать руководящие должности на автотранспортных предприятиях. Часть практических и лабораторных занятий кафедры проводятся на ее филиалах: Автобусном вокзале г. Гомеля и в Автопарке № 6, где студенты могут в реальном производстве изучить основные производственно-технологические процессы. В АП № 6 имеется хорошая учебная база по изучению работы диспетчерской службы эксплуатации, на которой проводится отработка практических занятий по подготовке будущих диспетчеров автотранспортных предприятий, формируются навыки работы с документацией служебного характера.

Студенты имеют доступ в цеха ремонта, где у них формируется более ясное мировоззрение о будущей профессиональной деятельности. К услугам кафедры предоставлены наиболее современные технологические линии ремонта и эксплуатационной подготовки подвижного состава в рейс. На реальном производственно-технологическом процессе выполняется более доскональное изучение работы автомобильных двигателей, что является более доступным для восприятия теоретических знаний, полученных в аудиториях БелГУТа.

Дополнительно можно попробовать свои силы при изучении отдельных агрегатов силовой установки микроавтобуса. При этом проведение практических занятий в таком формате дает студентам хорошие навыки для реальной оценки размещения агрегатов в силовой установке подвижного состава. Проведение практических и лабораторных занятий на реальном производстве обеспечивает более качественную подготовку специалистов и их востребованность для реального производства, что гарантирует их будущее трудоустройство.

Технологическая линия подготовки автобусов в рейс
и их диагностики на филиале кафедры

Студентки УА-41 на изучении двигателя микроавтобуса
на филиале кафедры

Учебным процессом кафедры предусмотрено проведение занятий по 37 дисциплинам. При их изучении студенты осваивают следующие навыки: автомобильные перевозки грузов в международном и городском сообщении; ведение внешнеэкономической деятельности; перевозки опасных грузов в международном сообщении; изучают конструктивные и эксплуатационные материалы и прикладную гидравлику; обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок; транспортные средства для международных автомобильных перевозок и их эксплуатационные качества и др. Сегодня автотранспортные предприятия области оснащены современным подвижным составом, предназначенным для международных перевозок грузов. Предприятия оказывают помощь кафедре по проведению практических занятий на данном подвижном составе: техническая эксплуатация, обслуживание, профилактика крупноагрегатных узлов и элементов подвижного состава.

Автомобиль для перевозки опасных грузов,
предложен для изучения на лабораторных занятиях
на филиале кафедры

втопоезд для международных перевозок грузов,
представленный студентам при проведении
практических занятий в АП г. Светлогорска

Кафедра уделяет большое внимание воспитательной и идеологической работе со студентами и совместно с руководителями автотранспортных предприятий ОАО «Гомельоблавтотранс» при непосредственном участии генерального директора осуществляет выезды на места боевой славы Республики Беларусь и мемориальные комплексы, имеющие важное значение для патриотического воспитания молодежи.

   

Студенты и преподаватели кафедры при посещении «Линии Сталина»

В 2010 году на базе кафедры «Общетранспортные проблемы» была открыта специальность 1-44 01 02 «Организация дорожного движения». В связи с возрастающей популярностью данной специальности возникла необходимость создания специализированной кафедры.

Кафедра «Организация дорожного движения» создана в 2012 году, входит в состав факультета «Управление процессами перевозок» и относится к выпускающим кафедрам. На кафедре ведется подготовка специалистов по вышеназванной специальности, а также по специальности 1-44 01 01 «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

В 2010 году на базе кафедры «Общетранспортные проблемы» была открыта специальность 1-44 01 02 «Организация дорожного движения». В связи с возрастающей популярностью данной специальности возникла необходимость создания специализированной кафедры.

Кафедра «Организация дорожного движения» создана в 2012 году, входит в состав факультета «Управление процессами перевозок» и относится к выпускающим кафедрам. На кафедре ведется подготовка специалистов по вышеназванной специальности, а также по специальности 1-44 01 01 «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте».

Цель работы кафедры: качественная подготовка инженеров-инспекторов специальности 1-44 01 02 «Организация дорожного движения» для транспортного комплекса Республики Беларусь, а также специалистов второй ступени высшего образования аналогичного профиля.

Основные задачи: планирование, организация и осуществление учебной, методической, воспитательной работы, текущего и итогового контроля обучения студентов в соответствии с учебными планами и программами; подготовка высококвалифицированных специалистов, обучение магистрантов, аспирантов, повышение квалификации практических работников и профессорско-преподавательского состава; осуществление научно-исследовательской работы в рамках госбюджетных и хоздоговорных тем; планирование и проведение научных конференций, внедрение результатов научно-исследовательской работы.

Сейчас на кафедре работает 9 преподавателей, в том числе: к.т.н., доцент – 2 человек, доцент - 1 человек, ст. преподаватель – 3 человека, ассистент – 3 человека. К образовательному процессу привлекаются опытные специалисты-практики, сотрудники профильных организаций и предприятий, а также ведущие работники транспортных предприятий. Штат учебно-вспомогательного персонала составляет 2 человека.

У кафедры тесные контакты с профильными организациями: УГАИ Гомельского облисполкома, предприятиями Белавтодора, жилищно-коммунального хозяйства, страховыми компаниями, автомобильными перевозчиками и др.

Учебный процесс на кафедре поставлен так, чтобы выпускник был не только профессионалом в своем деле, но и, прежде всего, интеллигентным человеком, инженером, умеющим работать в современных технико-экономических условиях в широком спектре деятельности.

За кафедрой закреплено 28 специальных дисциплин. Большинство из них обеспечены необходимой учебной и методической литературой.

Отличительной особенностью обучения студентов является курсовое и дипломное проектирование в реальных условиях городских транспортных узлов города Гомеля, что позволяет активно внедрять полученные результаты организации дорожного движения на улично-дорожной сети города.

Проводятся лабораторные и практические занятия на объектах производства, станциях технического обслуживания автомобилей, улично-дорожной сети города, УГАИ УВД Гомельского облисполкома

Кафедрой активно ведется индивидуальная работа со студентами. Начиная уже с первых курсов, выявляются наиболее увлеченные и перспективные юноши и девушки, которые привлекаются к научной работе.

Ежегодно проводится студенческий семинар по актуальным вопросам безопасности дорожного движения с участием руководства УГАИ УВД Гомельского облисполкома

Особое внимание кафедра уделяет вопросам организации и проведения производственных практик. Студенты проходят практику в УГАИ Гомельского облисполкома, предприятиях автотранспорта, Белавтодора, ЖКХ, логистических и страховых компаниях.

В марте 2014 года открыт филиал кафедры «Организация дорожного движения» в УГАИ УВД Гомельского облисполкома, где проводятся занятия по дисциплине «Служба Госавтоинспекции», организационно-техническая и преддипломная практики, защита дипломных проектов.

Начальник УГАИ УВД Гомельского облисполкома
И.А. Макушенко заслушивает дипломный проект

Студентка Л.А. Клепча докладывает о результатах
дипломного проектирования

В октябре 2014 года и сентябре 2015 г. старший преподаватель кафедры «ОДД» Лапский Сергей Леонидович возглавил Судейскую коллегию городского конкурса «Лучшая автошкола г. Москвы», принял участие в церемонии награждения победителей конкурса, которая проходила в г. Москве в Государственной Думе РФ.

В настоящее время реализуется Белорусско-Европейский проект «Be-safe», в рамках которого создается сеть безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. За время проекта предполагаются посещения преподавателями и магистрантами профильных вузов стран Европейского союза с целью обучения и ознакомления с передовой мировой практикой повышения безопасности дорожного движения.

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

службы безопасности движения государственных и частных предприятий транспорта; службы государственной транспортной инспекции, маркетинговые службы и подразделения по изучению и обслуживанию рынка транспортных услуг; организации и предприятия транспорта общего и не общего пользования, занятые перевозкой пассажиров, грузов; научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, занимающиеся деятельностью в области развития техники транспорта и технологии транспортных процессов, организации и безопасности движения; комбинаты и школы по подготовке водительского состава, образовательные учреждения по подготовке рабочих кадров, высшие и средние специальные образовательные учреждения.

Должности, которые могут занимать будущие выпускники:

государственный инспектор по безопасности дорожного движения; государственный инспектор по дорожному надзору; эксперт-автотехник; специалист транспортного отдела администрации области, района или города; специалист отдела транспортного контроля в Управлении государственного автодорожного надзора; начальник отдела безопасности дорожного движения автотранспортного предприятия; специалист отдела по страхованию автомобильного транспорта; инженер; преподаватель; логист; диспетчер.

Учебные дисциплины кафедры:

  1. Автомобильные дороги. Дорожные условия и безопасность движения;
  2. Административное и уголовное право;
  3. Безопасность перевозок опасных грузов;
  4. Безопасность перевозок пассажиров и грузов;
  5. Безопасность транспортных средств;
  6. Водитель и безопасность дорожного движения;
  7. Дорожные условия и безопасность движения;
  8. Интеллектуальные системы в дорожном движении;
  9. Информационные системы в дорожном движении;
  10. Контроль технического состояния дорожных транспортных средств;
  11. Криминалистика и судебная экспертиза;
  12. Международные нормативы в дорожном движении;
  13. Метрология, стандартизация и сертификация;
  14. Нормативно-информационное обеспечение организации дорожного движения;
  15. Нормативы в дорожном движении;
  16. Обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
  17. Оптимизация в дорожном движении;
  18. Организация дорожного движения;
  19. Служба безопасности движения автомобильного перевозчика;
  20. Служба Госавтоинспекции;
  21. Технические средства организации дорожного движения;
  22. Транспорт в планировке городов;
  23. Транспортное планирование и моделирование;
  24. Транспортные средства и их эксплуатационные качества;
  25. Управление качеством, сертификация и лицензирование;
  26. Физиология и психология участников дорожного движения;
  27. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий;
  28. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий и оценка ущерба.

На кафедре организация работы с творческой молодежью ведется поэтапно:

  • проведение конкурсов курсовых работ и проектов;
  • работа в научно-исследовательских кружках;
  • подготовка материалов к студенческим научно-техническим конференциям;
  • подготовка статей к опубликованию в Сборнике студенческих научных работ;
  • поиск новых идей и разработка оригинальных творческих проектов в процессе выполнения курсового и дипломного проектирования, в т.ч. на реальную тематику;
  • привлечение студентов к разработке НИР, выполняемых по заказам предприятий и организаций;
  • обучение в магистратуре и аспирантуре при кафедре.

В марте 2016 года среди студентов IV курса был проведен конкурс курсовых работ «Проектирование основных элементов узловой участковой станции». В данном конкурсе рассмотрены курсовые работы студентов: С.С. Арабковича (УК-41), А.С. Игнаткова (УД-41), Е.В. Перенко (УД-42) и Е.В. Федченко (УД-42).

В курсовых работах оценивалось качество исполнения пояснительной записки, графического материала, индивидуального задания; полнота литературных источников; обоснованность расчетов и наличие выводов; соблюдение ЕСКД и изложение пояснительной записки, также учитывалась реальная тематика курсового проекта.

По результатам конкурса места распределились следующим образом:

I место – Перенко Е.В. (УД-42);

II место – Игнатков А.С. (УД-41) и Арабкович С.С. (УК-41);

III место – Федченко Е.В. (УД-42).

В 2015/16 учебном году при кафедре работает 5 научно-исследовательских кружков, в которых постоянно занимается около 10-15 студентов по расписанию и тематике, актуальной для производства (таблица 1).

Таблица 1 – Расписание работы студенческих научно-исследовательских кружков кафедры «Транспортные узлы» в 2015/16 учебном году


п/п
Должность, 
Ф.И.О. научного руководителя
Тематика кружка Кол-во студентов Неделя (под, над чертой)
1 Профессор 
В.Я. Негрей
1. Вероятностная концепция тяговых расчетов.
2. Ресурсно- и энергосберегающие проектные и технологические решения.
2 Над чертой
2 Доцент С.А. Пожидаев 1. Методы и модели прогнозирования транспортных потоков.
2. Энергоэффективные устройства и технические средства, конструкции основных элементов технического оснащения железнодорожных станций.
3 1 и 3 суббота
3 Старший преподаватель Е.А. Филатов 1. Оценка вероятностных параметров станционных технологических про- цессов и их влияния на безопасность и надежность работы сортировочных устройств.
2. Оценка пропускной и перерабаты-вающей способностей элементов ж.д. станций и узлов.
4 1 и 3 суббота
4 Старший преподаватель
Н.В. Кирик
1. Энергоэффективные решения при проектировании (реконструкции) желез- нодорожных станций и узлов.
2. Методы расчета рациональных параметров структуры и технического оснащения основных элементов железнодорожных станций.
4 1 и 3 суббота
5 Ассистент 
Г.В. Чиграй
Тенденции и пути развития современных систем обеспечения безопасности транспортных процессов 4 1 и 3 суббота

По результатам работы научно-исследовательских кружков во втором семестре 2015/16 учебного года была проведена ежегодная 61-я студенческая научно-техническая конференция. Первый этап конференции прошел 12-14 апреля 2016 года, в котором приняли участие студенты III–IV курсов (УД, УК, УР). Студенты V–VI (УД, ЗД) курсов приняли участие в работе студенческой научно-практической конференции на втором этапе, проводившегося 17 и 19 мая 2016 года. Итоговые данные по работе секций конференции представлены в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2 – Основные показатели НИРС по кафедре в 2015-2016 учебном году


п/п
Наименование секции Кол. 
докл. по плану
Кол. докл. факт.
Число студ., подгот. докл. Число научн. рук-ей докл. Кол. засед. Прис. на засед. Реком.
в печать
Реком.
на
конкурс.
Внедр.
в уч. проц.
Внед.
в 
произв.
1 Проектирование инфраструктуры транспортных коммуникаций (Iэтап) 18 19 30 6 2 32 1 - 19 -
2 Инновационное развитие транспортного
комплекса на основе интеллектуально-информационных систем (I этап)
8 9 14 2 1 45 - - 9 -
3 Транспортные узлы (II этап) 15 15 23 5 2 28 - 2 - 15
4 Итого 41 43 67 13 5 105 1 2 28 15

По итогам конференции результаты исследований студентов А.В. Урбан и А.В. Старченко (УД-31) «Прогнозирование развития железнодорожного транспорта с использованием кривых жизненного цикла» (научный руководитель к. т. н. С.А. Пожидаев) рекомендовано представить для опубликования в Сборнике студенческих научных работ БелГУТа, С.В. Короткевича (УД-52) и Ф.С. Шибанова (ЗД-61) рекомендовано представить на конкурс Белорусской железной дороги.

Студенческая научно-техническая конференция. С докладом выступает Шарендо Т.Е.

Студенческая научно-техническая конференция Участие в обсуждении докладов принимают к.т.н., доцент И.С. Дзюба, ст. преподаватель Е.А.Филатов.

Основные результаты исследований, опубликованные аспирантами, магистрантами в 2015/16 учебном году:

1. Шкурин К.М. (в соавторстве с к. т. н. Кейзером А.П.). Экономическая оценка графика движения поездов. / Статья в научно-практическом журнале «Вестник БелГУТа: Наука т транспорт, №1 (30). 2015.

2. Кирик С.В. Повышение безопасности и эффективности контейнерных перевозок. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.

3. Кирик С.В. Повышение эффективности контейнерных перевозок. / Материалы IV МНПК «Строительство и восстановление искусственных сооружений». Гомель, БелГУТ. – 2015.

4. Зенкевич А.А. Выбор продолжительности расчетного периода при проектировании железнодорожных станций и узлов. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.

5. Берговин А.И. Определение оптимального значения скорости движения грузовых поездов на участке Витебск–Заольша. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.

6. Голуб О.В. (в соавторстве с к. т. н. Пожидаевым С.А.). Разработка критериев оценки безопасности работы сортировочных устройств и качества их конструкции. / Материалы VII МНПК «Проблемы безопасности на транспорте». Гомель, БелГУТ. – 2015.

Активность научных руководителей и студентов является достаточно высокой в связи с практикуемой индивидуальностью тематики дипломного и курсового проектирования, главным образом, на старших курсах, и высоким процентом разработок с использованием реальных материалов и результатов НИР на кафедре.

Несмотря на то, что кафедра образована относительно недавно (1 августа 2006 года), она впитала в себя богатый опыт и традиции, полученные на разных исторических этапах развития, т.к. берет свое начало от кафедр «Станции, узлы и грузовая работа», затем «Станции и узлы» и, наконец, «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».

    

Кафедра «Станции и узлы» образована в 1956 году. В 1958 году она была переименована в кафедру «Станции, узлы и грузовая работа». Первым заведующим кафедрой был к.т.н., доцент Н.И. Тышкевич (до декабря 1958 г.), затем в течение 10 лет кафедрой руководил к.т.н., доцент Г.И. Михайлов, а с июля 1969 по декабрь 1992 года – д.т.н., профессор, заслуженный деятель науки и техники БССР Н.В. Правдин. В декабре 1992 года заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор В.Я. Негрей (руководил до 1997 года). В это время кафедре возвращается прежнее название «Станции и узлы».

Заведующие кафедрой «Станции и узлы»

tichkevich

к.т.н. доцент 
Н.И. Тышкевич

mixaylov

к.т.н. доцент
Г.И. Михайлов

pravdin

д.т.н., профессор
Н.В. Правдин

negrey

д.т.н., профессор
В.Я. Негрей

До 1962–1963 учебного года на кафедре изучались дисциплины двух направлений: железнодорожные станции и узлы; управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте.

На кафедре в разные периоды времени вели учебную и научную работу профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, М.Н. Луговцов, Г.А. Циркунов, доценты Н.И. Тышкевич, Г.М. Михайлов, Т.С. Банек, В.В. Скоробогатько, О.И. Пустоход, В.А. Подкопаев, В.А. Автушенко, Н.П. Берлин, И.С. Дзюба, И.А. Еловой, А.К. Головнич, И.П. Грунтова, старшие преподаватели М.С. Шульженко, Е.В. Малиновский, А.А. Кухарчик.

В 1969 г. при кафедре открыта аспирантура, в которой за время ее существования подготовлены 17 кандидатов технических наук и доктор технических наук В.Я. Негрей. Все они успешно работают в нашем вузе и на производстве.

Кафедрой проделана большая работа по обеспечению учебного процесса. Издано в центральных издательствах 15 учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов высших учебных заведений железнодорожного транспорта. В подготовке и написании книг принимали участие профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, М.Н. Луговцов, доценты Т.С. Банек, В.А. Подкопаев, В.А. Вербило и др.

В 1976 г. впервые по курсу «Железнодорожные станции и узлы» под руководством профессора Н.В. Правдина разработано и издано, а в 1984 г. переиздано в издательстве «Транспорт» учебное пособие «Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты)», получившее широкое признание среди студентов и преподавателей вузов железнодорожного транспорта.

В 1980 г. авторским коллективом (профессора Н.В. Правдин, В.Я. Негрей, доцент В.А. Подкопаев) издана книга «Взаимодействие различных видов транспорта (примеры, расчеты)» для инженерно-технических работников транспорта, которая нашла применение в учебном процессе многих транспортных вузов страны.

С 1976 по 1987 гг. профессором В.Я. Негреем разработана теория прогнозирования транспортных потоков, основные положения которой изложены в монографиях «Прогнозирование пассажирских потоков» (1976 г.) и «Прогнозирование грузовых потоков» (1987 г.).

Кафедра стала одним из центров транспортной науки страны. В 1971 г. при кафедре была создана «Научно-исследовательская лаборатория станций, узлов и механизации погрузочно-разгрузочных работ» (НИЛСУМ), руководил которой профессор Н.В. Правдин. Это была база подготовки научных кадров. Под руководством профессора Н.В. Правдина и доцента Т.С. Банек лабораторией за время ее существования были выполнены крупные научно-исследовательские темы по разработке генеральных схем развития Калужского, Гомельского, Минского, Брестского, Оршанского, Витебского, Гродненского и Могилевского железнодорожных узлов. Многие проектные предложения и рекомендации были приняты Белорусской железной дорогой к внедрению.

В 1994 году кафедры «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» и «Станции и узлы» были объединены в кафедру «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций». До 1997 г. кафедру возглавлял д.т.н., профессор Негрей В.Я., в 1997–1998 гг. – к.т.н. доцент Вербило В.А., в 1998–2004 гг. – к.т.н., доцент Подкопаев В.А. и с 2004–2006 гг. – ст. преподаватель, к.т.н. Пожидаев С.А.

Заведующие кафедрой «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций»

negrey

д.т.н., профессор
В.Я. Негрей

verbilo

к.т.н. доцент
Вербило В.А.

podkopaev

к.т.н., доцент
Подкопаев В.А.

pojidaev

к.т.н., доцент
Пожидаев С.А

 

1 августа 2006 года была образована кафедра «Транспортные узлы», руководство которой было возложено на доцента, к.т.н. Пожидаева С.А.

С сентября 2016 г. кафедру возглавляет и обеспечивает ее дальнейшее развитие исходя из задач, возлагаемых на него руководством университета, д.т.н., доцент Александр Константинович Головнич.