Ола – это 12 Хатыней


Углубляясь в историю нашей малой Родины, Студенческий совет БелГУТа побывал в по-настоящему памятном и важном для нас месте. Ола!

6

2

«Мы живем, пока помним. Мы живы, пока нас помнят» — такими словами 17 сентября встретил нас мемориальный комплекс «Ола» Светлогорского района, возведённый на месте одноименной деревни, сожжённой фашистами в годы войны.

14

Нам удалось узнать, что поселение появилось в 19 веке на правом берегу Березины с её восхитительными лугами и пастбищами вокруг. Однако деревня Ола ныне не существует. Она не обозначена на картах, ее нет в списке населенных пунктов.

Выездная экскурсия по мемориальному комплексу «Ола» — рассказ о человеческой боли и нечеловеческой жестокости и наша дань памяти всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

4

1
1
1
1

10

11

15

Нам рассказали, что весь мемориальный комплекс условно разделен на три части: входная группа, пешеходный маршрут и мемориальная зона.

Идя по пешеходному маршруту длиной 292 метра и подобному бывшей улице со стилизованными калитками-силуэтами, невольно впечатляешься открывающимся на горизонте мемориальным комплексом с Центральной композицией Екатерины Зантария «Память о последнем дне».

Дорога маршрута  была выложена камнем не точно, не ровно, не гладко, это потому, чтобы прочувствовать каждый шаг, прочувствовать последний путь жителей маленькой деревеньки Олы и других белорусских деревень, сожженных и уничтоженных в годы войны.

Вокруг многовековой лес, как и тогда в январе 1944. Великая победа нашему народу далась ценой неимоверных усилий и бесчисленных жертв.

В 1941 году в Оле насчитывалось 34 двора и проживало 168 жителей, однако после трагедии 14 января 1944 года спастись удалось немногим. О событиях в этой деревне нам известно лишь от нескольких выживших свидетелей: Артёма Макаровича Устименко, Ольги Ивановны Курлович, Тараса Колеснева, Гавриила Кондратьевича Зыкуна, Антонины Никифоровны Ярошевич.

Почему сожгли Олу? Что стало причиной такой непомерной жестокости? Дело в том, что на оккупированной территории немцы применяли принцип  «коллективной ответственности»: если вблизи деревни погибал хоть один немецкий солдат, то под видом борьбы с партизанами уничтожалась вся деревня от младенцев до стариков.

В местах сожжения людей остались несгоревшими предметы домашнего обихода (железные кружки, самовары, чайники).

В центре мемориальной зоны мы обратили внимание на 9 скульптурных работ, посвященных трагедии Олы, вот несколько из них: «Молитва», «Последнее объятие», «Лики». Немного дальше расположилась скульптура коленопреклонённого воина с автоматом на груди.

В конце экскурсии мы подошли к звоннице с 12-ю колоколами, спроектированной в виде стилизованного деревенского сарая, ранее горящего и пылающего, высотой более 4-х метров. По ком звонят колокола? Обо всех безвинно погибших, замученных и сожженных мирных жителях в годы войны.

Ола – это 12 Хатыней! Только Хатынь знает вся Беларусь! А этот мемориал особенно достоин того, чтобы о нем знали как можно больше людей!

Для чего нам это нужно?

Мы, сегодняшнее поколение, входим в новую эпоху, где не будет живых очевидцев событий Великой Отечественной войны. Единственными свидетелями останутся вот такие памятные места – места гибели воинов и мирных жителей. Это история нашей малой родины, та память, которую мы не имеем морального права забыть, а должны помнить и знать, для того чтобы передать эти знания нашим следующим поколениям.

Виктория Кравченко (УПП)

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter