Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава» (далее ОНИЛ «ТТОРЕПС») создана на основании совместного распоряжения по Белорусской железной дороге и БелГУТу № 03/1 от 24.01.97 г. и является структурной единицей БелГУТа.

Научные разработки охватывают значительный круг вопросов по проблеме повышения надежности и долговечности подвижного состава, безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Приоритетным направлением лаборатории является техническое диагностирование вагонов всех типов с целью определения остаточного ресурса и продления срока службы.

В лаборатории трудятся квалифицированные инженеры, среди них – кандидаты и доктора технических наук.

Право проведения работ, область деятельности, техническая компетентность ОНИЛ «ТТОРЕПС» удостоверены:

  • Аттестатом аккредитации № BY/112 1.1688 от 21.03.2011 г. о том, что ОНИЛ «ТТОРЕПС» соответствует критериям Системы аккредитации Республики Беларусь и аккредитована на техническую компетентность в соответствии требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025. Аттестат дает право на диагностирование всех видов ж. д. вагонов и выдан национальным органом по аккредитации Республики Беларусь (Госстандартом).
  • Свидетельствами на право выполнения работ по экспертному обследованию и техническому диагностированию пассажирских и грузовых вагонов с целью определения остаточного ресурса и выдачи заключения о возможности продления срока службы на территории стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии
1
svid
svid
svid1

Сотрудники лаборатории имеют сертификаты компетентности на проведение работ по:

  • ультразвуковому методу неразрушающего контроля;
  • визуальному контролю;
  • магнитному методу неразрушающего контроля;
  • капиллярному методу контроля;
  • визуальному методу.

Одной из основных задач ОНИЛ «ТТОРЕПС» является контроль за техническим состоянием вагонного парка с оценкой остаточного ресурса и продлением срока службы. Для этого ведётся систематический мониторинг наблюдения за состоянием вагонного парка с целью наиболее полного использования ресурса.

Так же ОНИЛ «ТТОРЕПС» выполняет:

  • разработку методик технического диагностирования подвижного состава в соответствии с СТБ 2534-2018 с целью продления срока службы свыше полуторного установленного заводом-изготовителем;
  • выполнение всего комплекса расчётов для вагонов;
  • разработка конструкторских решений по модернизации подвижного состава;
  • разработка ТНПА в области железнодорожного транспорта.

Дата создания: 17 декабря 2001 г.

Достижения с момента образования:

  • разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей систему бухгалтерского учета на предприятиях;
  • поиск путей оптимизации системы налогообложения организаций;
  • разработка методологии калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг);
  • определение путей снижения себестоимости продукции, разработка конкурентной ценовой стратегии;
  • формирование финансовой модели субъектов хозяйствования при различных вариантах их функционирования;
  • разработка методологии расчета производительности труда.

Направления деятельности:

  • разработка методологии и проведение анализа эффективности работы субъектов хозяйствования;
  • исследование современных тенденций в области повышения экономической эффективности работы предприятий;
  • разработка методологии бухгалтерского и налогового учета на предприятиях;
  • исследование финансовых и экономических взаимоотношений субъектов хозяйствования с государством.

Перспективные научные разработки:

  • Разработка стратегических направлений развития и эффективного использования основных фондов транспортных организаций.
  • Исследование условий перевозки опасных грузов и создание современных технологий их безопасной транспортировки различными видами транспорта.
  • Разработка стратегических направлений инновационного развития транспортных организаций различных видов транспорта.
  • Разработка обосновывающих материалов по инвестициям в развитие транспортных организаций различных видов транспорта.
  • Разработка стратегических направлений развития взаимодействия различных видов транспорта при обеспечении импорта и экспорта нефтепродуктов в Республике Беларусь.
  • Создание теоретических и методических основ, обучение персонала навыкам оперативного управления финансовыми ресурсами железных дорог Украины.

За период работы НИЛ КЭВТ выполнено 218 научно-инженерных проектов, опубликовано свыше 260 научных трудов.

Основные научные разработки, выполненные по заданию административных органов Республики Беларусь:

  • Программа развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на период 2011-2015 годов.
  • Концепция развития транспортного комплекса Союзного государства.
  • Концепция развития пассажирского транспорта Республики Беларусь.
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (транспортный сектор).
  • Концепция развития пассажирского общественного транспорта в городах и пригородных зонах Гомельской области.

Руководитель лаборатории - Осипенко Д.Ф.

Основные научные направления лаборатории:

  • Теоретическое обоснование гармонизации участков и узлов Белорусской железной дороги для работы в свете требований формирования Международного транспортного коридора.
  • Технолого-экономическое обоснование совершенствования управления персоналом и повышение эффективности использования трудовых ресурсов транспортных организаций при выполнении перевозок грузов и пассажиров.
  • Научное обоснование стабильного ресурсного обеспечения перевозочного процесса и повышения эффективности использования основных фондов транспортных организаций в Республике Беларусь.
  • Создание методических основ реформирования транспортных организаций в Республике Беларусь и сопредельных государствах.

Функциональные направления лаборатории:

  • Завершение формирования технической и интеллектуальной базы.
  • Расширение функциональной научной деятельности на кооперативной основе франчайзинга ученых с ведущими вузами России, Украины, Казахстана.
  • Освоение новых информационных технологий в области транспортной деятельности и развитие лаборатории с учетом новых направлений рынка научных услуг и научного обеспечения инженерных решений для транспортных организаций с учетом международной деятельности УО «БелГУТ».
  • нвестициям в развитие транспортных организаций различных видов транспорта.
  • Разработка стратегических направлений развития взаимодействия различных видов транспорта при обеспечении импорта и экспорта нефтепродуктов в Республике Беларусь.
  • Создание теоретических и методических основ, обучение персонала навыкам оперативного управления финансовыми ресурсами железных дорог Украины.

 

sotrudniki

Основные направления научно-исследовательской работы, проводимые в лаборатории ФПТП в интересах транспортного комплекса:

  • Разработка технологии поверхностного упрочнения мелкоразмерного инструмента, калибров, штампов, твердосплавного инструмента, в том числе и паяного, деталей гидроаппаратуры с помощью многослойных вакуумных покрытий (включая алмазоподобные слои), позволяющая в 2–5 раз увеличить ресурс их работы.
  • Плазмохимическая технология. Нанесение покрытий на основе тефлона и углерода на поверхность резинотехнических изделий позволяет снизить коэффициент трения и набухание в 1,5–4 раза, значительно уменьшить износ резины и стального вала и ее прилипание к поверхности. Установлено повышение долговечности РТИ до 10 раз.
  • Технология восстановления тонкостенных вкладышей подшипников скольжения с помощью покрытий толщиной до 200 мкм из тройных сплавов свинец–олово–сурьма. Позволяет уменьшить коэффициент трения и интенсивность изнашивания пары трения покрытие–стальной вал до 2 раз по сравнению с покрытием из двойного сплава олово–свинец, а также восстанавливать изношенные детали из баббита, бронзы (разработана совместно с НИИ ФХП БГУ).
  • Технология нанесения композиционных электрохимических покрытий «никель–триоксид молибдена» из стандартного никелевого раствора с добавлением наночастиц. При этом нанокомпозиционные покрытия имеют в 1.5–3 раза большую микротвердость, интенсивность изнашивания в 1.5–8 раз ниже покрытий, не содержащих наночастиц. Оптимальная концентрация наночастиц в стандартном растворе составляет сотые доли грамм на литр при относительно невысокой их стоимости (разработана совместно с НИИ ФХП БГУ).
  • Проводится определение химического состава, структуры и механических характеристик металлопродукции; выявление причин разрушения деталей, подвергаемых циклическим нагрузкам; лабораторные испытания и экспертная оценка смазочных и антифрикционных материалов; разработка новых композиционных материалов и технологий их формирования.

Детали оборудования, восстановленные и упрочненные
по новым технологиям, разработанным в НИЛ ФПТП

Распрацоўка тэхніка-эканамічных абгрунтаванняў рэалізацыі інвестыцыйных праектаў на Беларускай чыгунцы:

  • развіццё Цэнтра кіравання перавозкамі Беларускай чыгункі;
  • комплексная аптымізацыя і рэінжынірынга ІАС ПКР ГП;
  • стварэнне аўтаматызаванай сістэмы зменна-сутачнага планавання пагрузкі і выгрузкі дарогі і яе падраздзяленняў і інш.;
  • развіццё Аршанскага вузла Беларускай чыгункіи;
  • будаўніцтва другога шляху на перагонах участку Сітніца – Калінкавічы;
  • эфектыўнасць выкарыстання прапускных здольнасцяў для пропуску цяжкавагавых, даўгасастаўных, падвышаных вагі і даўжыні цягнікоў.

Разработаны и в настоящее время реализуются в программных разработках Конструкторско-технического центра Белорусской железной дороги:

  • система классификаторов нарушений в работе железнодорожного транспорта;
  • методологические основы системы мониторинга состояния безопасности движения поездов, маневровой работы и надежности технических средств;
  • методологические основы системы оценки и анализа состояния безопасности движения на Белорусской железной дороге;
  • проект технического задания на автоматизированную систему управления.

Разработки предназначены для:

  • структурирования информации о нарушениях безопасности движения и других отклонениях в работе железнодорожного транспорта;
  • детализации аналитической информации о состоянии безопасности движения на Белорусской железной дороге;
  • систематизации методик анализа и оценки состояния безопасности движения в различных хозяйствах Белорусской железной дороги;
  • формирования системы поддержки принятия решений при разработке мероприятий повышения безопасности движения на Белорусской железной дороге.

НИЛ УПП совместно с аппаратом главного ревизора по безопасности движения поездов Белорусской железной дороги разработаны:

  • действующая редакция Правил технической эксплуатации Белорусской железной дороги (утверждена приказом от 04.12.2002 г. №292Н);
  • действующая редакция Инструкции по движению поездов и маневровой работе на Белорусской железной дороге (утверждена приказом от 04.12.2002 г. №294Н);
  • методика оценки состояния безопасности движения поездов на Белорусской железной дороге (утверждена приказом от 22.07.2004 г. №170Н).

Правила технической эксплуатации и Инструкция по движению поездов и маневровой работе на Белорусской железной дороге:

  • устанавливают основные положения по технической эксплуатации железной дороги, основные размеры и нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава;
  • регламентируют порядок действий работников железнодорожного транспорта по управлению движением поездов при приеме, отправлении, пропуске поездов, и выполнению маневровой работы;
  • унифицируют технологические решения по содержанию устройств и организации движения с соседними государствами, имеющими колею 1520 мм;
  • являются базовыми при разработке дорожного и отделенческих приказов о порядке применения отдельных положений ПТЭ, ИСИ, ИДП на Белорусской железной дороге и отделениях дороги.

Методика оценки состояния безопасности движения поездов на Белорусской железной дороге:

  • определяет общие методические подходы к оценке состояния безопасности движения;
  • регламентирует проведение оценки состояния безопасности движения по абсолютным и относительным показателям;
  • предусматривает возможность применения экономического критерия при оценке состояния безопасности движения;
  • систематизирует оценку состояния безопасности движения поездов и маневровой работы и надежности работы устройств в различных хозяйствах дороги.
  • регламентирует формы отчетных аналитических данных о состоянии безопасности движения поездов на дорожном и отделенческом уровне.

За последние 15 лет НИЛ «Управление первозочным процессом» и кафедрой «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» разработан комплекс государственных стандартов и стандартов организаций. Наиболее значимыми из них являются:

 

1. СТП 15.114-2018 Порядок разработки графика движения поездов на Белорусской железной дороге

Стандарт определяет систему разработки нормативного графика движения поездов на Белорусской железной дороге. Стандарт устанавливает порядок и последовательность прокладки поездов, способы отображения процесса движения поездов на графике, требования к организации тягового обслуживания поездов в целях реализации нормативного графика движения поездов, требования к нормативам, исходным данным для разработки графика движения поездов и к результатам составления графика.

2. СТП БЧ 20.341-2016 Порядок обслуживания пассажиров в поездах (вагонах) Белорусской железной дороги

Стандарт устанавливает требования к обслуживанию пассажиров в поездах различных видов сообщений и типах вагонов, соблюдение которых необходимо для обеспечения установленных условий поездки пассажиров, качества обслуживания пассажиров и предоставляемых им услуг в поездах (вагонах) Белорусской железной дороги.

3. СТП БЧ 15.282-2014 Типовая технологическая карта эксплуатационной работы промежуточной станции Белорусской железной дороги

Стандарт устанавливает требования к технологической карте эксплуатационной работы промежуточной станции Белорусской железной дороги по: составу и содержанию технологической карты станции; совмещению операций, их поточности во всех районах станции, непрерывности обработки поездов и вагонов, наиболее рациональным маршрутам следования: поездов, маневровых составов, локомотивов в пределах промежуточной железнодорожной станции, обеспечивающих минимальный простой в ожидании выполнения операций (межоперационных перерывов); взаимодействию станции со смежными подразделениями линейного уровня Белорусской железной дороги, а также с примыкающими к станции подъездными путями; расчету нормативов эксплуатационной деятельности.

4. СТП БЧ 15.274-2013 Типовой технологический процесс работы Центра управления местной работой отдела перевозок отделения белорусской железной дороги

Настоящий стандарт организации устанавливает требования к технологическому процессу работы центра управления местной работой отдела перевозок отделения Белорусской железной дороги.

5. СТБ 2220-2011 Перевозки пассажирские поездами межрегиональных, региональных и городских линий. Общие требования

Стандарт устанавливает общие требования к организации перевозок пассажиров поездами межрегиональных, региональных и городских линий в части: классификации поездов межрегиональных, региональных и городских линий; общих требований к инфраструктуре, подвижному составу и персоналу; требований к оборудованию подвижного состава и услугам, предоставляемым пассажирам в поездах межрегиональных, региональных и городских линий.

6. СТП 09150.15.075-2008 Порядок планирования, организации предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на Белорусской железной дороге

7. СТП 09150.15.073-2008 Порядок планирования поездной и грузовой работы Белорусской железной дороги, составления и контроля за выполнением суточных и сменных планов деятельности отделений и станций

8. СТП 09150.20.039-2006 Типовой технологический процесс работы вокзала

Настоящий стандарт определяет систему организации обслуживания пассажиров на вокзалах Белорусской железной дороги, предназначен для руководителей вокзала и устанавливает: состав и содержание технологического процесса работы вокзала; последовательность выполнения операций по обслуживанию пассажиров; организацию и технологию работы основных подразделений вокзала. Положения, установленные стандартом, предназначены для применения на вокзалах, входящих в состав Белорусской железной дороги.

9. СТП 09150.15.001-2001 Методические указания по ведению делопроизводства на линейных станциях дороги 2, 3, 4, 5 классов

10. СТП 09150.15.002-2001 Инструкция по определению станционных и межпоездных интервалов