Комплекс информационно-справочных систем организации перевозок

 

Программа предназначена для автоматизации процесса составления ТРА железнодорожных станций на основе унифицированных шаблонов и требований нормативных документов. Хранение ТРА станций организовано в единой базе на сервере службы перевозок.

foto03

Программа используется работниками, занимающимися разработкой ТРА железнодорожных станций и работниками других служб, использующими выписки из ТРА в своей трудовой деятельности.

Программа расчета позволяет ускорить расчет наличной пропускной способности участков, разрабатывать и оценивать варианты по изменению технической оснащенности участков.

foto02

Программа позволяет проводить моделирование пропускной способности участков путем изменения:

  • времени хода поездов всех категорий по перегонам;
  • количества главных путей на перегоне;
  • размеров движения поездов всех категорий;
  • количества промежуточных станций на участке, на которых возможно скрещение или обгон поездов.

Программа установлена в ЦУПе и на отделениях Белорусской железной дороги.

АС «Графист» состоит из следующих подсистем:

  • «Тяговые расчеты», на основании которой принимаются значения перегонных времен хода, а также времена разгона и замедления различных категорий поездов;
  • «Интервал», позволяющей рассчитывать станционные интервалы для двухпутных и однопутных участков и различных сочетаний поездов;
  • «График движения поездов», основной инструмент для построения нормативного и вариантных графиков движения поездов;
  • «Показатели ГДП», позволяющей рассчитывать показатели разработанного графика и формировать сопроводительные документы.

Программный комплекс используется при построении и корректировке нормативных графиков движения поездов, разработке вариантных графиков движения, формировании служебного расписания, оценке вариантов продвижения поездопотоков. Автоматизация процесса разработки и корректировки нормативного ГДП дает возможность варьировать станции обгона и скрещения, выполнять прокладку ниток графика с учетом различных уровней приоритета поездов, структуры поездопотока и введении ограничений по скорости и массе поездов.

foto01

АС «Графист» позволила автоматизировать деятельность отдела «Разработки графиков движения поездов и организации окон» ЦУП. Кроме того, данная система используется инженерными работниками отделений Белорусской железной дороги.

Основные научно-исследовательские и практические разработки:

Main research and practical developments:

С 1999 года на кафедре «Управление эксплуатационной работой и охрана труда» («УЭР и ОТ») работает НИЛ «Управление перевозочным процессом» (НИЛ «УПП»), которая в настоящее время является одной из ведущих в университете. Заведующим НИЛ «УПП» является Козлов В. Г., научным руководителем – канд. техн. наук, доцент, проректор по научной работе Ерофеев А. А.

В составе научных коллективов в НИЛ «УПП» работают все преподаватели кафедры «УЭР и ОТ», а на постоянной основе – научные сотрудники Бик-Мухаметова О. И. и Страдомский М. Ю., младший научный сотрудник Килочицкая М. А., инженеры-программисты Громов Н. С. и Рябцев Б. Б., инженер Демьянчук О. В.

НИЛ «УПП» активно занимается решением актуальных задач эксплуатационной работы на Белорусской железной дороги.

Основные научные темы НИЛ «УПП», выполненные по заказу Белорусской железной дороги, в последние годы связаны с разработкой технологии работы Центра управления перевозками (ЦУП), технологии Центра управления местной работой (ЦУМР), типовых технологических процессов работы сортировочной, участковой и грузовой станции, их практической адаптацией в технологических процессах работы станций Минск-Сортировочный, Калий, Осиповичи, Орша, Молодечно, Могилев и других; созданием информационно-аналитических систем технического нормирования, многофакторного анализа, планирования эксплуатационной работы железной дороги; развитие методических основ организации вагонопотоков и движения поездов; обоснованием и разработкой инновационных логистических технологий перевозки грузов на полигоне дороги; формированием нормативной отраслевой базы Белорусской железной дороги.

За 20 лет работы НИЛ «УПП» выполнено более 200 научно-исследовательских и практических работ, результаты которых были внедрены в деятельность предприятий и на рабочих местах Белорусской железной дороги и ее структурных подразделений.

 

Since 1999, the Department of Operational Work Management and Labor Protection has been operating the research laboratory «Transportation process management», which is currently one of the leading ones at the university. The head of the laboratory is Kozlov V. G., the scientific supervisor is Candidate of Technical Sciences, associate professor, Vice-rector for Scientific Work Erofeev A. A.

All teachers of the department work in the laboratory as part of research teams, and on a permanent basis – N. S. Bik-Mukhametova O. I. and Stradomsky M. Yu., leading engineer Kilochitskaya M. A. and software engineer Ryabtsev B. B.

The laboratory is actively engaged in solving urgent problems of operational work on the Belarusian railway.

The main scientific topics of the research laboratory, commissioned by the Belarusian Railway, in recent years have been related to the development of the technology of the Transportation Control Center, the technology of the Local Work Control Center, standard technological processes of the sorting, precinct and freight stations, their practical adaptation in the technological processes of the Minsk-Sortirovochny, Kaliy, Osipovichi stations, Orsha, Molodechno, Mogilev and others; creation of information and analytical systems of technical rationing, multifactor analysis, planning of operational work of the railway; development of methodological foundations for the organization of car traffic and train traffic; justification and development of innovative logistics technologies for cargo transportation at the landfill of the road; formation of the regulatory industry base of the Belarusian railway.

Over 20 years of the laboratory's work, more than 200 research and practical works have been carried out, the results of which have been introduced into the activities of enterprises and workplaces of the Belarusian Railway and its structural divisions.

 

Направления научной деятельности:

Организация входного контроля материалов верхнего строения пути и мониторинг состояния путевого хозяйства с разработкой мер по совершенствованию и повышению надежности и долговечности работы железнодорожного пути и всех его элементов.

Основные научные направления работы НИЛ «Путь»:

  • повышение надежности и состояния железнодорожного пути на основе машинизации его содержания;
  • комплексное развитие системы ведения путевого, рельсового, стрелочного и шпального хозяйства;
  • разработка новых и совершенствование существующих конструкций верхнего строения железнодорожного пути с продлением срока их службы;
  • расширение сфер применения бесстыкового пути, разработка рекомендаций по оптимальным сферам его использования и повышению надежности и эффективности его работы;
  • разработка и внедрение новой руководящей, нормативной и инструктивной документации в сфере путевого хозяйства с учетом особенностей Белорусской железной дороги;
  • разработка рекомендаций по ведению путевого хозяйства метрополитенов и трамвайных путей;
  • обследование надежности и паспортизация подъездных железнодорожных путей необщего пользования.

За последние годы сотрудниками лаборатории разработаны следующие основополагающие документы в сфере путевого хозяйства, которые утверждены и введены в действие на Белорусской железной дороге:

  • Правила по охране труда при содержании и ремонте пути и сооружений;
  • Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути;
  • Текущее содержание железнодорожного пути. Технические требования и организация работ;
  • Инструкция о системе ведения путевого хозяйства;
  • Инструкция по текущему содержанию пути и контактного рельса Минского метрополитена;
  • Ультрозвуковой контроль сварных стыков рельсов дефектоскопом УДС2-РДМ-3. Методика выполнения контроля;
  • Ультрозвуковой контроль рельсов в пути дефектоскопом УДС-2-РДМ-2. Методика выполнения контроля;
  • Деревянные шпалы и брусья. Требования по содержанию и эксплуатации;
  • Постоянные диски уменьшения скорости, постоянные и переносные сигналы, путевые и сигнальные знаки. Общие технические требования;
  • Хоппер-дозаторы. Руководство по эксплуатации;
  • Порядок и правила приемки работ по ремонту железнодорожного пути;
  • Ультразвуковой контроль сварных стыков рельсов и участков рельсов, подлежащих вторичному контролю, дефектоскопом УДС2-РДМ-33;
  • Ультразвуковой контроль рельсов в пути дефектоскопом УДС2-РДМ-22;
  • Ультразвуковой контроль рельсов и стрелочных переводов дефектоскопом УДС1-РДМ-1М1;
  • Водоборьба. Руководство по подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод;
  • Железнодорожный путь и другие устройства путевого хозяйства. Средние нормы расхода материалов и изделий на текущее содержание и ремонт;
  • Вагоны-самосвалы (думпкары). Руководство по эксплуатации.

Разработаны следующие стандарты организации:

  • Безопасность движения поездов при производстве путевых работ;
  • Эксплуатации переездов;
  • Снегоборьба;
  • Бесстыковой путь. Устройство, укладка, содержание и ремонт сверхдлинных рельсовых плетей;
  • Земляное полотно железнодорожного пути. Содержание и ремонт.

С участием сотрудников НИЛ «Путь» уложены плети бесстыкового пути длиной от 3 до 10 км на Калинковичской, Гомельской и др. дистанциях пути, а на Минской дистанции пути эксплуатируются рельсовые плети длиной 20 км. При этом возрастает экономия металла, снижается сопротивление движению поездов и сокращаются расходы на тягу поездов. Внедряются новые технологии на укладку и содержание бесстыкового пути. Укладка рельсовых плетей бесстыкового пути в пределах блок-участка позволяет получить значительный годовой экономический эффект.

foto01

Отделение Протяженность бесстыкового пути, км
Минское 1284
Барановичское 702
Брестское 596
Гомельское 751
Могилевское 429
Витебское 626

Разработана и внедрена технология принудительного введения рельсовых плетей в оптимальный режим работы на Борисовской дистанции пути, позволяющая сэкономить на укладке каждой пары плетей бесстыкового пути.

На три года продлен межремонтный срок службы рельсов Минского метрополитена. Наряду с этим не остаются в стороне проблемы путевого хозяйства трамвайных управлений и подъездных путей промышленного транспорта.

По заданию Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) разработана памятка «Диагностика состояния стыковых зазоров звеньевого пути и прогнозирование надежности его работы», в которой даны рекомендации по определению режимов работы звеньевого пути, разработан порядок анализа состояния стыковых зазоров и на его основе произведено прогнозирование температурной надежности работы 25- и 30-метровых рельсов в момент наступления экстремальных или близких к ним температур. Памятка рекомендована к внедрению V комиссией ОСЖД во всех странах-участниках.

Нашпальные подрельсовые прокладки, разработанные НИЛ «Путь» и выпускаемые в настоящее время ОДО «Ресурс – НПФ», позволяют продлить срок службы шпал на 6–8 лет, обладают высокими характеристиками материала, защищенного пятью авторскими свидетельствами, и низкой стоимостью по сравнению с аналогами.

foto02
foto03
foto04
foto05
foto06
foto07

Работниками лаборатории получено 32 авторских свидетельства, из которых 30 за последние 25 лет.

Основные результаты работы доложены на международных конференциях и симпозиумах в России (Москва, Иркутск, Новосибирск), Украине (Киев, Днепропетровск, Тернополь), Болгарии (Варна), Китае (Ухань).