Основными направлениями научно-исследовательской работы кафедры являются:

  • разработка микроконтроллеров для систем автоматизированного контроля и диагностирования;
  • уплотнение, хранение и защита информации в информационных сетях;
  • применение методов и инфотехнологий теории искусственного интеллекта в системах автоматизации начальных этапов проектирования;
  • разработка и внедрение современных компьютерных технологий в устройства автоматики, телемеханики и связи;
  • разработка методов анализа, испытаний и доказательства безопасности функционирования микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • разработка и внедрение математических пакетов систем автоматизированного проектирования.

По результатам этих научно-исследовательских работ модернизировано измерительное оборудование «вагона-лаборатории» службы сигнализации и связи Белорусской железной дороги.

Сотрудниками кафедры в составе научно-исследовательской лаборатории «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств» Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта БелГУТа разработаны методики и проведены испытания на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость компьютерной системы диспетчерской централизации «Неман» и микропроцессорного блока автоматического регулирования скорости поездов метрополитена.

Результаты научно-исследовательской работы сотрудников кафедры используются в издаваемой научной и учебной литературе.

В последние годы на кафедре выполнялись научные исследования по методам комплексного решения электромагнитной совместимости микроэлектронных систем управления ответственными технологическими процессами, по разработке процессорно-релейной системы управления стрелками и сигналами и другие работы, имеющие важное практическое значение и высокий научный уровень.

Разработки сотрудников кафедры широко используются в хозяйстве сигнализации и связи Белорусской железной дороги и на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Кафедра имеет тесные связи с учеными России, Украины, Латвии, Литвы, Германии и других иностранных государств. Результаты исследований докладываются на международных конференциях и симпозиумах. Коллектив кафедры активно участвует в подготовке специалистов транспорта в рамках программ Института повышения квалификации.

На кафедре под руководством преподавателей кафедры работают студенческие научные кружки, проводятся олимпиады по специальным предметам, конкурсы на лучшие курсовые проекты, научно-практические конференции по многим проблемам железнодорожной автоматики, телемеханики и электромагнитной совместимости. Лучшие работы студентов успешно участвуют в университетском и республиканском конкурсах, получают развитие в магистратуре и аспирантуре.

На базе кафедры доктором технических наук, профессором Бочковым К.А. в 1998 г. Была создана научно-исследовательская и испытательная лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств», которая аккредитована Белстандартом на техническую компетентность и независимость в декабре1999 г.

Лаборатория проводит научно-техническую экспертизу и испытания на безопасность функционирования, электромагнитную совместимость (ЭМС) и поиск опасных отказов в микроэлектронных и компьютерных системах управления ответственными технологическими процессами (системы управления движением поездов, системы аварийной автоматики и т.д.).

Она включена в реестр испытательных лабораторий, результаты испытаний которых признаются администрациями железных дорог стран СНГ и Балтии.

Коллективом лаборатории во главе с руководителем д.т.н., профессором Бочковым К.А. разработана необходимая для проведения испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость (ЭМС) нормативная база, программы и методики испытаний.

Лаборатория располагает современным оборудованием швейцарской фирмы «Schaffner» - мирового лидера испытательной техники в области ЭМС, оборудованием немецкой фирмы «RFT», современным компьютерным оборудованием (как стационарным, так и переносным) для проведения испытаний на ЭМС и имитационных испытаний на безопасность.

К основным работам, выполненным лабораторией за период с 2000 по 2007 год относятся: проведение испытаний компьютерной системы ДЦ «Неман» на соответствие требованием по безопасности и устойчивости к воздействию электромагнитных помех; испытания на безопасность и электромагнитную совместимость блока автоматического регулирования скорости поездов метрополитена; комплекс сертификационных испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость автоматизированной системы телемеханического управления «Лисна 1М»; исследование помехозащищенности устройства контроля бдительности машиниста УКБМ, путевого приемника тональных рельсовых цепей ПП1-8/8, микроэлектронного импульсного датчика ДИМ-3; анализ схемных решений светодиодного источника света иИС-Т.6.200.к для железнодорожных переездов.

На базе лаборатории постоянно проводятся научные семинары с участием студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. К исследованиям, проводимым в лаборатории, привлекаются студенты старших курсов. В значительной части дипломных проектов, выполненных на кафедрах «Автоматика и телемеханика», используются результаты исследований, проводимых в лаборатории.

В 2003 – 2007 годах совместно со специалистами КТЦ и Службы Белорусской железной дороги разработана отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) «Iпуть». Система предназначена для замены выработавших свой ресурс систем электрической централизации и даст возможность значительно сократить затраты при их модернизации, а также выполнить программу по импортозамещению. В мае 2007 года она включена в опытную эксплуатацию. По основным техническим характеристикам МПЦ «Iпуть» не уступает лучшим зарубежным образцам. Она впервые в мире дополнена интегрированной системой поддержки принятия решений дежурным по станции в нештатных ситуациях (СППР). В 2011 году МПЦ «Iпуть» была принята в постоянную эксплуатацию. Освоение серийного производства и широкое внедрение ее на Белорусской железной дороге позволит сэкономить значительные средства только на импортозамещении.

Преподаватели и сотрудники кафедры участвуют в проведении и других актуальных научно-исследовательских работ, таких, например, как совершенствование грозозащиты устройств СЦБ, создание бесконтактных схем управления устройствами СЖАТ и др.

Договор о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета

wordПоложение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь 01.12.2011 № 561)

Положение о присуждении ученых степеней и присуждении ученых званий (Утверждено Указом Президента Республики Беларусь 17.11.2004 № 560 в редакции Указа Президента Республики Беларусь 02.06.2022 № 190) 

Положение о совете по защите диссертаций

Положение о промежуточной аттестации аспирантов и докторантов 

Положение об итоговой аттестации аспирантов и докторантов

Положение о научном руководстве

zipБланки документов для поступления в аспирантуру

Постановление ВАК «О порядке оформления диссертации, диссертации в виде научного доклада, автореферата диссертации и публикаций по теме диссертации»

Программы-минимумы кандидатских экзаменов и дифференцированного зачета по общеобразовательным дисциплинам

wordТитульный лист к реферату для поступления в аспирантуру

 

Приём в аспирантуру и докторантуру
 учреждения образования
«Белорусский государственный университет транспорта»

Научно-ориентированное образование (аспирантура)

Подготовка в аспирантуре университета ведётся как на бюджетной, так и на платной основе по специальностям:

01.01.06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел»;

01.02.04 «Механика деформируемого твёрдого тела»;

01.02.06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры»;

05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ»;

05.16.09 «Материаловедение (машиностроение);

05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация»;

05.22.08 «Управление процессами перевозок»;

05.23.01 «Строительные конструкции, здания и сооружения»;

05.23.23 «Архитектура зданий и сооружений, городских и сельских поселений, межселенных территорий»;

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством».

            Срок получения научно-ориентированного образования по дневной форме обучения –

3 года, заочной – 4 года, в форме соискательства – 5 лет.

Поступающие подают следующие документы:

Заявление на имя ректора по установленной форме; личный листок по учету кадров; автобиографию; копии диплома о высшем образовании и диплома магистра (при его наличии) с копиями выписок из зачётно-экзаменационных ведомостей; копию удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов и зачёта; копию трудовой книжки (для работающих) или рекомендацию совета факультета или вуза; медицинскую справку по форме, установленной Министерством здравоохранения для поступающих; две фотографии размером 3х4 см; список и копии опубликованных научных работ, описаний изобретений (при их отсутствии представляется научный реферат по избранной теме в соответствии со специальностью); список отчётов о выполненных исследованиях и разработках. Для лиц, поступающих в аспирантуру в форме соискательства для получения квалификации «Исследователь» необходимым условием является заключение заседания кафедры об актуальности темы, качестве и объёме самостоятельно выполненных исследований по теме подготавливаемой диссертации.

Поступающие проходят обязательное собеседование в приёмной комиссии, которая даёт заключение о допуске к вступительному экзамену по избранной специальности или зачислению для подготовки в форме соискательства, где сдача вступительного экзамена не требуется. От сдачи вступительного экзамена по специальной дисциплине с выставлением оценки «десять» освобождаются лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов, либо лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи, либо лауреаты республиканских и международных конкурсов научных работ по дисциплинам соответствующим профилю избранной специальности.

  

 Научно-ориентированное образование (докторантура)

Подготовка в докторантуре ведётся как на бюджетной, так и на платной основе по специальностям:

01.02.06 «Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры»,

05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация»;

05.22.08 «Управление процессами перевозок».

Срок обучения по дневной форме - 3 года, в форме соискательства – 5 лет.

Поступающие подают следующие документы:

Заявление на имя ректора по установленной форме; личный листок по учёту кадров; автобиографию; копию диплома кандидата наук; копию трудовой книжки; медицинскую справку по форме, установленной Министерством здравоохранения для поступающих; две фотографии размером 3х4 см; список и копии основных опубликованных научных трудов по профилю предполагаемой диссертации, монографии, материалы, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности, отчёты о выполненных исследованиях и разработках, документы, подтверждающие участие в выполнении государственных программ научных исследований; план подготовки диссертации, рассчитанный на её завершение в течение срока обучения в докторантуре; отзывы двух докторов наук, направления исследований которых близки к теме диссертации.

В аспирантуру сроком на 2 года на платной основе без вступительных экзаменов зачисляются также соискатели для сдачи кандидатских экзаменов и зачёта по общеобразовательным дисциплинам.

Поступающие подают следующие документы:

Заявление на имя ректора по установленной форме; личный листок по учёту кадров; автобиографию; копию диплома о высшем образовании и выписки из зачётно-экзаменационной ведомости; копию трудовой книжки; медицинскую справку по форме, установленной Министерством здравоохранения для поступающих; 1 фотографию размером 3х4 см.

Паспорт и подлинники документов предъявляются всеми поступающими лично при подаче документов.

Прием документов с 1 августа по 30 сентября.

Вступительный экзамен в аспирантуру– с 10 по 17 октября. Зачисление – с 1 ноября.

Документы направлять по адресу: 246022, г. Гомель, ул. Кирова, 34 (каб. 272).

 

Справки по телефону: (8 0232) 95 34 95.

Адрес редакции:
246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34 (вход со двора).

Контактная информация:
тел.: (0232) 77-40-54
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Архив газеты за 2025 год

№ 4 от 8 апреля 2025 г.

№ 3 от 7 марта 2025 г.

№ 2 от 21 февраля 2025 г.

№ 1 от 8 января 2025 г.