Направление специальности 1–27 01 01–05

«Экономика им организация производства
(железнодорожный транспорт)»

ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Срок обучения

4 года

Квалификация

Инженер–экономист

Предметы профильного
испытания

Математика (ЦТ)

Иностранный язык (ЦТ)

Русский (белорусский)
язык (ЦТ)

Форма обучения

За счёт средств бюджета

На платной основе

План приема
2018 года, чел.

 

 

Проходные баллы
2017 года

Набор не производился

 

Экономика и организация производства – это сочетание технических и экономических знаний, которое позволяет экономисту ориентироваться в сложных проблемах организации и управления производства, нормирования ресурсов и эффективности их использования на предприятиях конкретных отраслей экономики.

Профессиональная деятельность специалистов с квалификацией «инженер-экономист» связана с организацией и управлением предприятием, постановкой и решением организационных управленческих и экономических задач, а также планированием, анализом и контролем финансово-экономических отношений.

Выпускники кафедры владеют знаниями и умениями по:

  • разработке и экономическому обоснованию инвестиционных проектов развития организации;
  • проведению технико-экономического и финансового анализа производственно-хозяйственной деятельности организации;
  • разработке и выполнению функций по нормированию производственных ресурсов и организации их рационального использования;
  • разработке и внедрению систем мотивации и стимулирования труда и др.

Экономическая деятельность специфична и каждое направление экономической деятельности имеет свои особенности. Много тонкостей в инженерно-экономическом образовании в области железнодорожного транспорта.

 

ЭТИ ЗНАНИЯ СТАНУТ ДОСТУПНЫМИ ВАМ, ЕСЛИ ВЫ ВЫБИРАЕТЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)»

 

 

Выпускающая кафедра «Экономика транспорта»

Профилизация
«Бухгалтерский учёт, анализ и аудит на предприятии транспорта»

ДНЕВНАЯ ФОРМА 

Срок обучения

4 года

Степень

Бакалавр

Квалификация

Экономист

Предметы профильного
испытания

Математика
 (ЦЭ, ЦТ)

Иностранный
язык (ЦЭ, ЦТ)

Русский (белорусский)
язык (ЦЭ, ЦТ)

Форма получения
обазования

За счёт средств бюджета

На платной основе

План приема
2024 года, чел.

12 

 12

Проходные баллы
2023 года

304

225

Бухгалтер – одна из немногих трансграничных профессий, регламентированная по набору знаний международным образовательным стандартом, что, наряду со знаниями иностранного языка, Международных стандартов финансовой отчётности и Международных стандартов аудита, позволяет выпускниками быть востребованными за рубежом как в сфере учета, аудита, аналитики, так и менеджмента компаний разного уровня.

Выпускники кафедры владеют набором профессиональных знаний национальных и международных стандартов ведения бухгалтерского учёта и аудита, получают практические навыки в сфере автоматизации этих процессов, налогообложения и ценообразования, хозяйственного права и финансового менеджмента, таможенного оформления и внешнеэкономической деятельности.

Все полученные в университете знания позволяют выпускнику занять достойное место в иерархии управления компании, занимаясь на практике бухгалтерским менеджментом. Структура учебного плана и его наполнение позволяют успешно строить карьеру бизнес-аналитика, финансового менеджера, аудитора, занимая различные должности в организации любой формы собственности и вида деятельности, аудиторских и консалтинговых компаний, фискальных и контролирующих органах и, кроме того, может стать организатором и владельцем собственного бизнеса.

Выпускающая кафедра «Учетные системы и технологии бизнес-менеджмента».

 

Специальность 1-96 01 01 «Таможенное дело»

Квалификация «Специалист таможенного дела». Срок обучения - 4 года. Дневная форма обучения

Сфера профессиональной деятельности дипломированного специалиста с квалификацией «Специалист таможенного дела»:

  • таможенные органы Республики Беларусь;
  • транспортно-логистические центры;
  • организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность;
  • научно-исследовательские институты, министерства и ведомства, связанные с международными экономическими отношениями Республики Беларусь;
  • налоговые органы и управления, связанные с обеспечением экономической безопасности страны;
  • валютные отделы банков;
  • сфера консалтинга по вопросам перевозки товаров через границу;
  • открытие собственного бизнеса.

Объектами профессиональной деятельности являются:

  • контроль за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования и контроля;
  • своевременное полное внесение в государственный бюджет таможенных и иных платежей;
  • разработка и принятие мер по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности;
  • внешнеэкономическая деятельность субъектов хозяйствования;
  • научная деятельность в сфере экономической безопасности, внешнеэкономической деятельности, таможенных правоотношений;
  • подготовка научных материалов, рефератов, обзоров, рецензий.

О востребовательности выпускников свидетельствует 100% распределение студентов бюджетников и возможность свободного выбора дальнейшего места работы студентами, обучающимися на платной основе.

Практика

В таможенных органах Республики Беларусь проводятся учебно-ознакомительная, производственная (по профессиональной деятельности) и преддипломная практики студентов. Высококвалифицированные специалисты Гомельской таможни принимают участие в образовательном процессе, читая лекции, проводя практические занятия, а также являются руководителями и консультантами при написании студентами дипломных работ.

 

foto2

 

Особенности обучения

Студенты, обучающиеся по специальности «Таможенное дело», изучают два иностранных языка (по выбору).

Параллельно студенты имеют возможность при желании обучаться на военной кафедре, что позволяет молодым людям получить звание офицера запаса.

Особенности поступления

Лица, поступающие на специальность «Таможенное дело», сдают сертификаты ЦТ по следующим предметам:

  • белорусский или русский язык;
  • математика;
  • иностранный язык.

Специфика работы на транспорте предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности труда. Поэтому с целью повышения качества подготовки будущих специалистов по вопросам безопасности труда в соответствии с приказом МПС СССР от 29 декабря 1965 года в БелИИЖТе была создана кафедра «Охрана труда». Ее штат формировался из преподавателей кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство», откуда были переведены к.т.н., доцент Скоморох М. А. и ассистент Зайка А. П.

Первым заведующим кафедрой был избран к.т.н., доцент Скоморох М. А., а заведующим лабораторией - Разночинцев Д. Д. На первом этапе становления кафедры основное внимание было уделено созданию материальной и учебно-лабораторной базы и учебно-методическому обеспечению дисциплины «Охрана труда». Большая помощь кафедре в оснащении учебным и лабораторным оборудованием, а также приборами была оказана со стороны МПС СССР и ведущих транспортных вузов страны. Перенимался опыт ведущих вузов страны по подготовке будущих специалистов в области безопасности труда на железнодорожном транспорте.

Осуществлялась специализация преподавателей при проведении учебных занятий по потокам, которые формировались с учетом специфики и характера работы в соответствующих службах. Это позволило усилить практическую направленность учебного процесса и более тесно увязывать читаемый курс с реальным производством.

С 1972 - 1983 гг. кафедрой заведовал выпускник факультета «Управление процессами перевозок» БелИИЖТа к.т.н., доцент Андреев В.К.

skomorox

к.т.н., доцент Скоморох М.А

andreev

к.т.н., доцент Андреев В.К.

С 1983 года по настоящее время заведующий кафедрой – к.т.н., доцент Шатило С.Н. На кафедре активизируется учебно-методическая и научно-исследова-тельская работа. Чтение лекций по охране труда осуществлялось с учетом базовой подготовки преподавателей кафедры и специфики предстоящей работы будущих специалистов.

В настоящее время кафедра осуществляет подготовку студентов всех факультетов и форм обучения по охране труда, юридическим вопросам и безопасности жизнедеятельности.

В состав кафедры входят: 6 штатных преподавателей: к.т.н., доцент Шатило С.Н., ст. преподаватели Дорошко С.В., Блиншев В.В., Гончаренко Т.И., преподаватель Кишкун А.Н., ассистент Ивлева Т.И.; учебно-вспомогательный персонал: ведущий инженер Карпенко В.В.

Цели и задачи работы кафедры, основные направления деятельности.

Подготовка будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности и правовому регулированию хозяйственной деятельности.

Особое внимание при организации учебного процесса на кафедре уделяется фундаментальной подготовке в области исследования условий труда и разработки средств защиты от опасных и вредных производственных факторов, практической направленности учебного процесса. Применение в учебном процессе современного лабораторного оборудования и приборов позволяет проводить исследования состояния условий труда и разрабатывать конкретные мероприятия по их улучшению.

Для проведения лабораторных работ по дисциплине «Охрана труда» кафедра имеет две специализированные лаборатории. Лаборатории оборудованы и оснащены стендами, лабораторными установками и измерительными приборами для исследования условий труда. Для отработки приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим применяются специальные электронные тренажеры. Каждая лаборатория имеет технический паспорт, согласованный с учебным отделом и специальными службами университета.

foto1Занятия в специализированной учебной лаборатории охраны труда

На кафедре проводится значительная работа по совершенствованию организации учебного процесса и повышению качества подготовки будущих специалистов. Особое внимание при этом уделяется учебно-методическому обеспечению учебного процесса, разработке инженерных решений, направленных на обеспечение безопасности и улучшение условий труда в производственной сфере. Преподавателями и сотрудниками кафедры издаются учебные пособия с грифом Министерства образования и учебно-методические пособия.

Форма создания кафедры «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем», посредством объединения двух общеобразовательных кафедр университета, определяет ее историю.

История кафедры «Информационные технологии» тесно связана с историей создания и развития Вычислительного центра университета.

В марте 1970 года в БелИИЖТе была создана лаборатория вычислительной техники, которую возглавил выпускник Московского института инженеров транспорта, к.т.н., доцент Владимир Петрович Казанцев. Широкое применение ресурсов лаборатории во всех видах деятельности института и высочайшая актуальность применения вычислительной техники на железнодорожном транспорте потребовали формирования коллектива специалистов, способных тиражировать знания по использованию ЭВМ. С этой целью в декабре 1972 года по распоряжению Министерства путей сообщения СССР была создана кафедра «Вычислительная техника».

На момент создания кафедры ее штатными преподавателями были старшие преподаватели А.М. Бураченко и А.С. Черняков, доценты О.П. Гораев и В.П. Казанцев, который возглавил кафедру и находился в должности заведующего до 1983 года.

В 1976 году при кафедре «Вычислительная техника» была создана научно-исследовательская лаборатория автоматизированных систем управления (НИЛ АСУ), которой в разное время руководили доценты Е.И. Симашук, О.П. Гораев, В.П. Казанцев. Этой лабораторией разработан целый ряд информационных систем, предназначенных для совершенствования управления транспортными объектами, вузом и различными предприятиями производственной сферы.

В 1983 году лаборатория вычислительной техники БелИИЖТа была реорганизована в самостоятельное подразделение института – Вычислительный центр.

В различные периоды времени учебную и научную работу на кафедре осуществляли: доценты В.П. Казанцев, Е.И. Симашук, В.Ф. Ляшенко, В.С. Серегина, М.Т. Гладышев, Н.М. Ершова, Л.Н. Миклашевская, Р.Л. Теряхова, А.П. Кейзер, Е.Л. Миняйлова; старшие преподаватели А.М. Бураченко, А.Б. Зборовская, А.С. Черняков, О.И. Еськова, В.Г. Денисов.

В 1983 году кафедру «Вычислительная техника» возглавил к.т.н., доцент Олег Павлович Гораев, остававшийся в должности заведующего до 2004 года, когда ему было поручено возглавить факультет «Профориентации и довузовской подготовки» БелГУТа.

В 1986 году кафедрой был организован филиал при Гомельском ГорОНО, на котором преподавателями кафедры «Вычислительная техника» проводились курсы повышения квалификации для учителей, обучающих школьников предмету «Информатика».

В 1990 году в БелГУТе был создан Методический центр по компьютеризации учебного процесса, в функции которого входило обучение преподавателей и сотрудников института методам и приемам работы с персональными ЭВМ, а также разработка обучающих и контролирующих систем по учебным дисциплинам. При этом кафедра «Вычислительная техника» являлась методическим центром, координирующим непрерывное и эффективное использование ЭВМ в процессе обучения студентов и в других видах деятельности университета. Помимо прочего, на кафедру было возложено проведение семинаров и курсов по планомерному повышению квалификации преподавательского состава университета в области использования электронно-вычислительных машин.

Исходя из тенденций развития вычислительной техники, в 2000 году кафедра получила наименование «Информационные технологии».

В период с 2005 по 2007 годы кафедру «Информационные технологии» возглавил к.т.н., доцент Юрий Анатольевич Пшеничнов, с 2008 по 2016 год – к.т.н., доцент Лев Аркадьевич Иоффе.

Заведующие кафедрой «Информационные технологии» («Вычислительная техника»)

 

В этот период, профессорско-преподавательский состав кафедры направлял свои усилия в развитие методического обеспечения своих дисциплин, продолжая активно взаимодействовать с уже самостоятельными подразделениями университета, курирующими сферу применения информационных технологий в деятельности БелГУТа, а также с выпускающими кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями НИИ железнодорожного транспорта в области исследований для реализации потребностей Белорусской железной дороги и ее подразделений.

В условиях бурного и массового распространения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности особую актуальность получили методические наработки и практический опыт сформированный кафедрой «Вычислительной техники» и, позднее, «Информационных технологий». Успешность применения компетенций профессорско-преподавательского состава в данных сферах получили распространение в активной деятельности кафедры по организации и подготовке студентов к участию в олимпиадах по информатике. К настоящему времени результаты этой сферы деятельности кафедры изобилуют дипломами различных категорий в командном и личном зачете в олимпиадах различного уровня (межвузовского, городского, областного, республиканского), а также в Чемпионате мира по программированию.

Современные требования к участию команд в подобных мероприятиях определили необходимость создания при кафедре учебной лаборатории, направленной на специализированную подготовку студентов к олимпиадам, развития ее технического обеспечения. В настоящее время кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» осуществляет работы по ее созданию.

С развитием технологий транспортной деятельности и других отраслей экономики, широким распространением информатизации процессов управления, существенно возросла роль их математического обеспечения. Данная тенденция формировалась на протяжении многих лет. Исходя из цели, задач и миссии БелГУТа по подготовке специалистов высшей инженерной квалификации для транспортного комплекса Республики Беларусь, в период активного развития прикладных транспортных исследований в области трибофатики, под инициативой создателя ее методологических, экспериментальных и теоретических основ, доктора технических наук, профессора Леонида Адамовича Сосновского, 1 июля 1992 года была создана кафедра «Прикладная математика и теория надежности», которую он и возглавил.

Первоначальный штат кафедры состоял из профессоров Л.А. Сосновского и М.Т. Гладышева, доцента В.С. Серегиной, ассистента А.Ю. Сокольского (работавших ранее в составе кафедры «Вычислительная техника»), лаборантов М.Я. Лещенко и Э.Ф. Воробьевой.

В период становления и развития кафедры под руководством Л.А. Сосновского, была открыта аспирантура, расширялся ее штатный состав. К работе на кафедре по совместительству был приглашен известный в республике специалист в области теории вероятностей и теории массового обслуживания профессор Ю.В. Малинковский, на должность ассистента – выпускница Ленинградского университета Т.В. Алымова.

В декабре 1994 года кафедру возглавил д.т.н., профессор Михаил Тихонович Гладышев, создатель основ нелинейной вычислительной гидравлики, продолживший вектор развития кафедры. В 1995 году для работы на кафедре была приглашена еще одна выпускница Ленинградского университета – Е.Л. Сазонова (Бурдук).

В ноябре 1995 года к руководству кафедрой приступил д.т.н., профессор Иван Васильевич Максимей, особое внимание в сфере научных интересов уделявший имитационному моделированию. Под его руководством было подготовлено более 30 кандидатов наук, а на кафедре остались работать его ученики – к.т.н., доцент С.И. Жогаль, Г.Ю. Мишин.

Заведующие кафедрой «Прикладная математика и теория надежности»

 

В связи с развитием университета, в 1997 году кафедра была переименована и получила название «Прикладная математика», а руководство кафедрой было возложено на к.ф.-м.н., доцента Валентину Серафимовну Серегину.

Под руководством В.С. Серегиной кафедра продолжила вектор своего развития. В штат преподавателей кафедры вошли: выпускники математического факультета и сотрудники Гомельского государственного университета С.И. Жогаль, И.Н. Кравченя. В.Е. Евдокимович, А.Н. Старовойтов, А.А. Гаврилюк, выпускник электротехнического факультета БелГУТа Д.Н. Шевченко, выпускники заочного факультета Д.И. Бочаров, И.А. Евстратовский.

Профессорско-преподавательским составом кафедры обеспечивалось методическое обеспечение лекционных курсов и практических занятий. В данный период развития кафедры было написано более трехдесятков методических трудов по всем ее дисциплинам: от практикумов и учебно-методических пособий до учебника «Задачи и модели исследования операций» (Максимей И.В., Серегина В.С., Жогаль С.И. и др.)

Лабораторная база кафедры, обеспечивающая требования автоматизации инженерных расчетов сложных математических моделей, дополнялась не только сторонними программными продуктами, но и собственными разработками. Актуальность данного вида деятельности была определена сферой подготовки выпускников БелГУТа, имеющей ярко выраженную специфику. В разработке пакетов прикладных программ на кафедре принимали участие ее преподаватели: Г.Ю. Мишин, Д.Н. Шевченко, Е.Л. Бурдук, Ф.Ф Лазаренко.

При кафедре под руководством профессора И.В. Максимея были подготовлены диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата технических наук ее преподавателей: С.И. Жогаль, И.Н. Кравчени и Д.Н. Шевченко. Активное взаимодействие в области подготовки кадров научной квалификации с Гомельским государственным университетом, в частности с профессором Ю.В. Малинковским, нашло отражение в подготовке диссертаций и получению ученых степеней кандидата наук А.Н. Старовойтовым, В.Е. Евдакимовичем, А.А. Гаврилюком.

С сентября 2012 года кафедру возглавил к.ф-м.н., доцент Александр Николаевич Старовойтов, обеспечивший ее дальнейшее развитие исходя из задач, возлагаемых на него руководством университета.

Заведующие кафедрой «Прикладная математика»

 

Под руководством А.Н. Старовойтова была продолжена тенденция формирования методического обеспечения дисциплин кафедры в соответствии с требованиями образовательных стандартов Республики Беларусь по всем специальностям БелГУТа: были созданы учебно-методические комплексы, расширился функционал применения информационных технологий при обучении студентов теории вероятностей, математическому моделированию и другим направлениям математического обеспечения транспортных систем.

В настоящее время, когда особой актуальностью обладают процессы инновационного развития транспортного комплекса, роль исследований сложных реальных технических, социальных, экономических и управленческих систем крайне высока. В основе научной базы таких исследований всегда выступают аспекты математики и математические методы. Однако современный уровень развития технологий транспорта и высочайшая детализация исследуемых моделей предопределяет интеграцию математических и информационных технологий при обеспечении решений транспортных задач.

В этой связи, при оптимизации структуры университета, с целью реализации указанного выше принципа при подготовке кадров высшей инженерной квалификации для транспортного комплекса Республики Беларусь, с 1 сентября 2016 года была создана кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем», функция руководства которой была возложена на к.т.н., доцента Николая Николаевича Казакова.

С сентября 2017 года обязанности заведующего  кафедрой исполняет доцент Ирина Николаевна Кравченя.

И. о. заведующего кафедрой «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем»

kravchenay

И. Н. Кравченя

Кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» была создана 1 сентября 2016 года в составе факультета «Управление процессами перевозок», посредством объединения двух общеобразовательных кафедр «Информационные технологии» и «Прикладная математика».

Кафедра «Информационное и математическое обеспечение транспортных систем» является учебным подразделением университета, обеспечивающим планомерное и непрерывное обучение студентов всех специальностей, форм и ступеней обучения по применению математических и информационных технологий при реализации процедур инновационного развития экономики Республики Беларусь. Обучение начинается с первого курса и непрерывно продолжается на всех этапах подготовки специалистов транспортного комплекса. Такая организация учебного процесса, регламентируемая образовательными стандартами Республики Беларусь, позволяет студентам формировать навыки применения информационных и математических технологий начиная от процедур обучения по общеинженерным и специальным дисциплинам, заканчивая реализацией конкретных инженерных или научных проектов на этапах дипломного проектирования, магистерской подготовки, работы с диссертациями на соискание ученых степеней.

foto obch

В настоящее время на кафедре работают 13 штатных преподавателей: Иоффе Л.А., Жогаль С.И., Пшеничнов Ю.А., Кравченя И.Н., Марьина Н.А., старшие преподаватели Алымова Т.В., Борисенко М.В., Бурдук Е.Л., Голдобина Т.А., Захаров Д.В., Литвинович Т.Н., Лыч Ю.П., Шинкевич Т.Л.. Штат учебно-вспомогатель-ного персонала составляет 4 человека: заведующий лабораторией Сазонов В.В., инженер Симашук А.Е., ведущий лаборант Карнаушенко О.Н. и лаборант Чернова С.И.

С 2010 года на кафедре выполнено 23 научно-исследовательские работы на хоздоговорной основе, госбюджетная научно-исследовательская работа «Исследование эффективности использования транспортных коммуникаций и подвижного состава». По результатам научной  деятельности издано 20 научных статей, 25 материалов научных конференций, 14 тезисов докладов на научных конференциях.

На кафедре работает студенческое технологическое бюро, в которой студентами выполняются научно-исследовательские работы.

На постоянной основе производится обмен взаимными публикациями с ведущими университетами Евразии: Литовский национальный университет (Вильнюс, Литва), Клайпедский технический университет (Клайпеда, Литва), Киевский университет экономики и технологий транспорта (Киев, Украина), Украинский национальный университет транспорта (Киев, Украина), Самарская транспортная академия (Самара, Россия), Уральский технический университет (Уральск, Казахстан) и др. Осуществляется сотрудничество в нескольких международных проектах: образовательный проект Европейского Союза «Белорусская сеть дорожной безопасности» в рамках международного сотрудничества TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPCR научно-инженерный проект Европейского Союза TASIS «Развитие транспортной инфраструктуры в 1-м и 9-м международных транспортных коридорах» и др.

Учебно-методическая работа кафедры

Учебно-методическая работа кафедры направлена на совершенствование методики преподавания дисциплин, непосредственное методическое обеспечение учебного процесса, повышение педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава и включает:

  • разработку учебно-программной документации, необходимой для проведения образовательного процесса, включающей учебно-методические комплексы по дисциплинам, задания к лабораторным, практическим  и курсовым работам;
  • разработку и издание учебных и учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам;
  • внедрение в учебный процесс результатов научно-методических исследований, новых технологий обучения;
  • подготовку методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Учебная работа кафедры осуществляется в соответствии с учебными программами дисциплин, планом работы кафедры, индивидуальными планами работы преподавателей. Кафедра осуществляет учебно-методическую работу со студентами факультета "Управление процессами перевозок", а также со студентами первого курса всех факультетов.

Кафедра является выпускающей для специальности 1 - 44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте".

На филиалах кафедры проводится ежегодный научно-методический семинар студентов, работников структурных предприятий ОАО «Гомельоблавтотранс» с коллективным выездом студентов и преподавателей на предприятия с современными технологиями выполнения перевозок пассажиров и грузов.

Особое внимание на кафедре уделяется дипломному проектированию, которое рассматривается как один из важнейших этапов обучения студентов в вузе. Темы дипломных проектов разрабатываются с учетом запросов производства. На кафедре внедрена система защиты дипломных проектов на производстве на базе ОАО"Гомельоблавтотранс".

Выпускники специальности подготовлены для работы в качестве специалистов по организации перевозок и управлению транспортом в следующих организациях:

  • предприятия по выполнению внутриреспубликанских и международных перевозок пассажиров и грузов;
  • транспортно-экспедиционные организации;
  • пассажирские терминалы и транспортно-логистические центры;
  • транспортные управления разных уровней органов исполнительной власти;
  • учреждения образования транспортного профиля;
  • научно-исследовательские и проектные организации в области транспорта.

Кафедра обеспечивает учебный процесс и ведет преподавание по 19 учебным дисциплинам:

  • Автомобильные перевозки грузов и пассажиров
  • Автомобильные перевозки
  • Информационные системы на транспорте
  • Логистика
  • Маркетинг на транспорте
  • Международные автомобильные перевозки грузов
  • Международные автомобильные перевозки пассажиров
  • Международные перевозки опасных грузов
  • Международная транспортно-экспедиционная деятельность
  • Мониторинг рынка транспортных услуг
  • Общий курс транспорта
  • Общий курс транспорта и страхование
  • Основы проектирования транспортных объектов
  •  Основы теории транспортных систем
  • Транспортные тарифы
  • Техническая эксплуатация транспортных средств
  • Транспортные двигатели, конструкционные и эксплуатационные материалы
  • Транспортные средства для международных автомобильных перевозок
  • Экономика транспорта и управление персоналом

Преподаваемые дисциплины в полной мере обеспечены необходимой литературой. За период с 2003 года по настоящее время кафедрой подготовлено и издано 8 учебных пособий с грифом Министерства образования Республики Беларусь, более 20 учебно-методических пособий.

Предпосылкой создания кафедры явилась начатая с 1992 года подготовка специалистов по новой специальности в области транспорта и транспортной деятельности "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте". Для подготовки специалистов по инициативе ректора университета Ярошевича В.П. в 1998 году была создана кафедра "Общетранспортные проблемы" под руководством кандидата технических наук, доцента Чижонка В.Д. В целях повышения качества подготовки специалистов на базе ОАО "Автобусный парк № 1 г. Гомеля" и Гомельского объединенного автовокзала в 1998 году были открыты филиалы кафедры. Это дало возможность проведения лабораторных занятий, учебной и производственной практик, научно-исследовательских работ на данных предприятиях и максимального приближения  учебного процесса к производству. Также в этом же году была оборудована лаборатория  кафедры "Организация и безопасность дорожного движения". В 2003 году создан филиал кафедры на базе ОАО "Автобусный парк № 6", что позволило усовершенствовать процесс обучения студентов.

С 2004 года кафедру возглавляет доцент, кандидат технических наук Михальченко А.А. В это же время внедряется схема защиты дипломных проектов выпускниками на производстве в РУП "Гомельоблавтотранс". В 2014 году на базе кафедры "Общетранспортные проблемы" созданы две кафедры: "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте" во главе с доцентом Михальченко А.А. и "Организация дорожного движения", возглавляемая доцентом Аземшей С.А.

В настоящее время кафедра продолжает развиваться, повышая современный уровень навыков и знаний учащихся, профессиональную подготовку преподавательского состава, осваивает инновационные методы преподавания, наращивает и совершенствует ценный опыт проведения  научных исследований в области перевозок, активно проводит учебную и научно-исследовательскую работу, сотрудничает с ведущими вузами страны и зарубежья.

Кафедра «Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте» образована в июле 2012 года. В настоящее время на кафедре работает 4 доцента, 5 старших преподавателей, 1 ассистент. Ведется преподавание 21 дисциплины. Открыта магистратура и докторантура.

За 12 лет работы кафедры издано 29 учебно-методических пособий и 14 учебных пособий с грифом Министерства образования РБ; разработан 21 учебно-методический комплекс по новым дисциплинам. При кафедре работает научно-исследовательская лаборатория «Комплексная эксплуатация видов транспорта», в которой выполняются научные исследования по важным проблемам развития транспортного комплекса РБ и студенческое технологическое бюро.

Кафедра осуществляет подготовку по специальности 1-44 01 01 "Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте".

На кафедре ведется преподавание следующих дисциплин:

  1. Автомобильные перевозки пассажиров и грузов;
  2. Информационные системы на транспорте;
  3. Логистика;
  4. Маркетинг на транспорте;
  5. Международные автомобильные перевозки грузов;
  6. Международные автомобильные перевозки пассажиров;
  7. Международные перевозки опасных грузов;
  8. Мониторинг рынка транспортных услуг;
  9. Общий курс водного транспорта;
  10. Общий курс железных дорог;
  11. Общий курс транспорта;
  12. Основы проектирования транспортных объектов;
  13. Тарифные схемы на транспорте;
  14. Техническая эксплуатация транспортных средств;
  15. Транспортная экология;
  16. Транспортные двигатели, конструкционные и эксплуатационные материалы;
  17. Транспортные средства для международных автомобильных перевозок;
  18. Транспортные средства и их эксплуатационные качества;
  19. Экономика транспорта и управление персоналом.

Кафедрой проводится постоянная работа по формированию системы корпоративных ценностей у студентов выпускного курса специальности «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» на протяжении всего периода обучения. В процессе этой работы для всех студентов 3-5 курсов предусмотрен выезд на современные, стабильно работающие автотранспортные предприятия. Здесь студент встречает современные производственные помещения, оборудованные хорошими подсобными помещениями, а мудрый наставник – директор автопредприятия убедит молодого человека, чтобы тот не наступил в своей профессиональной жизни на «эти неприятные грабли снова». При этом студент имеет возможность сделать первые шаги производственной деятельности. Этот опыт интересен даже республиканскому телевидению.

Студент 4 курса проводит сборку двигателя автобуса
на лабораторных занятиях

Директор АП г. Речицы Ярец Е.И. проводит
практические занятия со студентами 3 курса УА

Студент выпускного курса видит свою корпоративную причастность именно к такому производству, где наряду с условиями труда высокого уровня также просматривается высокая заработная плата, хорошая социальная защищенность во всех отношениях. Во время таких выездов у студента имеется возможность общения с руководителями ОАО «Гомельоблавтотранс», а если повезет и Министерства транспорта и коммуникаций, с которыми можно оговорить свою будущую профессию, место работы, условия проживания и устройства семейной жизни.

Кафедрой практикуется публичная защита дипломных проектов на предприятиях Гомельоблавтотранса с привлечением ведущих специалистов по рассматриваемым в дипломных проектах проблемам. Это особенно важно, так как тема дипломного проекта выдается тем предприятием, на котором предстоит работать будущему специалисту. При этом, в процессе защиты можно решить важные производственные вопросы, которые подлежат внедрению. При защите дипломного проекта широко используются информационные технологии, которые могут существенно пригодиться будущему специалисту в производственном процессе. При такой форме проведения дипломного проектирования кафедрой достигнут важный результат – 100 % дипломных проектов рекомендуется к внедрению. Коллективом кафедры проводится постоянный поиск прогрессивных технологий выполнения перевозочного процесса современным подвижным составом.

Публичная защита дипломного проекта на предприятии

По результатам изучения профилирующих по специальности дисциплин выпускники сдают экзамен на производстве при вступлении в должность. Хорошие навыки обучения и высокий уровень компетентности выпускников позволяют им быстро занимать руководящие должности на автотранспортных предприятиях. Часть практических и лабораторных занятий кафедры проводятся на ее филиалах: Автобусном вокзале г. Гомеля и в Автопарке № 6, где студенты могут в реальном производстве изучить основные производственно-технологические процессы. В АП № 6 имеется хорошая учебная база по изучению работы диспетчерской службы эксплуатации, на которой проводится отработка практических занятий по подготовке будущих диспетчеров автотранспортных предприятий, формируются навыки работы с документацией служебного характера.

Студенты имеют доступ в цеха ремонта, где у них формируется более ясное мировоззрение о будущей профессиональной деятельности. К услугам кафедры предоставлены наиболее современные технологические линии ремонта и эксплуатационной подготовки подвижного состава в рейс. На реальном производственно-технологическом процессе выполняется более доскональное изучение работы автомобильных двигателей, что является более доступным для восприятия теоретических знаний, полученных в аудиториях БелГУТа.

Дополнительно можно попробовать свои силы при изучении отдельных агрегатов силовой установки микроавтобуса. При этом проведение практических занятий в таком формате дает студентам хорошие навыки для реальной оценки размещения агрегатов в силовой установке подвижного состава. Проведение практических и лабораторных занятий на реальном производстве обеспечивает более качественную подготовку специалистов и их востребованность для реального производства, что гарантирует их будущее трудоустройство.

Технологическая линия подготовки автобусов в рейс
и их диагностики на филиале кафедры

Студентки УА-41 на изучении двигателя микроавтобуса
на филиале кафедры

Учебным процессом кафедры предусмотрено проведение занятий по 37 дисциплинам. При их изучении студенты осваивают следующие навыки: автомобильные перевозки грузов в международном и городском сообщении; ведение внешнеэкономической деятельности; перевозки опасных грузов в международном сообщении; изучают конструктивные и эксплуатационные материалы и прикладную гидравлику; обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок; транспортные средства для международных автомобильных перевозок и их эксплуатационные качества и др. Сегодня автотранспортные предприятия области оснащены современным подвижным составом, предназначенным для международных перевозок грузов. Предприятия оказывают помощь кафедре по проведению практических занятий на данном подвижном составе: техническая эксплуатация, обслуживание, профилактика крупноагрегатных узлов и элементов подвижного состава.

Автомобиль для перевозки опасных грузов,
предложен для изучения на лабораторных занятиях
на филиале кафедры

втопоезд для международных перевозок грузов,
представленный студентам при проведении
практических занятий в АП г. Светлогорска

Кафедра уделяет большое внимание воспитательной и идеологической работе со студентами и совместно с руководителями автотранспортных предприятий ОАО «Гомельоблавтотранс» при непосредственном участии генерального директора осуществляет выезды на места боевой славы Республики Беларусь и мемориальные комплексы, имеющие важное значение для патриотического воспитания молодежи.

   

Студенты и преподаватели кафедры при посещении «Линии Сталина»