Научно-исследовательская работа коллектива кафедры ведется по трем основным направлениям:

  • совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов;
  • надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта;
  • теоретическое и экспериментальное исследование динамики и прочности механических систем, преимущественно транспортного назначения.

Научная школа  «Трибофатика» профессора Сосновского Л.А.

Специалисты кафедры при выполнении научно-исследовательских работ активно взаимодействуют с отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава», научно-исследовательской лабораторией «Системы электроснабжения транспорта», ООО «НПО ТРИБОФАТИКА», научно-исследовательской лабораторией пути, испытательным центром железнодорожного транспорта «СЕКО».

По научному направлению совершенствования конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов проводятся следующие работы:

  • разработка организационно-технологических и технических мероприятий по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
  • разработка автоматизированных систем расчета планового расхода энергоресурсов на тягу поездов в пассажирском движении и оценки эффективности применения ресурсосберегающих мероприятий на магистральных локомотивах;
  • анализ оборудования и технологии ремонта тягового подвижного состава в локомотивных депо и разработка соответствующей нормативной документации;
  • исследование влияния условий движения поезда на расход топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и совершенствование конструкций топливных систем локомотивов, а также технологий их эффективного функционирования.

По научному направлению надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта проводятся следующие работы:

  • разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта;
  • разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения;
  • разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава;
  • разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного транспорта.

В рамках научного направления теоретических и экспериментальных исследований динамики и прочности механических систем проводятся следующие работы:

  • разработка и внедрение перспективных конструкций железнодорожного подвижного состава, оценка их ресурса;
  • экспериментальные и теоретические исследования процессов повреждаемости, условий достижения предельного состояния и долговечности наиболее ответственных – трибофатических систем машин и механизмов по важнейшим критериям работоспособности;
  • разработка и изготовление машин для износоусталостных испытаний материалов, моделей пар трения и трибофатических систем в условиях, близких к эксплуатационным;
  • разработка и внедрение эффективных методов управления процессами комплексного износоусталостного повреждения трибофатических систем с целью повышения их эксплуатационной надежности при снижении затрат труда, средств и материалов в производстве и эксплуатации; методов износоусталостных испытаний, в том числе ускоренных; нормативных документов, в том числе государственных стандартов.

Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».

В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.

С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.

Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».

С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.

С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.

Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».

С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.

В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.

С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.

С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.

С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».

В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.

С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.

С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».

С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.

На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:

- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;

- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;

- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;

- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;

- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;

- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;

- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.

Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.

На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.

Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.

Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.

Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты  кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.

Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"

Казаков В.Н.
к.т.н., доцент

(1956 – 1957 гг.)

bely

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1957 – 1958 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1958 – 1960 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1960 – 1961 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"

Сохачевский Н.А.
д.т.н., профессор

(1961 – 1964 гг.)

filimonov

Филимонов А.И.
к.т.н., доцент

(1964 – 1966 гг.)

filimonov

Крюгер П.К.
д.т.н., профессор

(1966 – 1973 гг.)

filimonov

Костромин А.М.
к.т.н., доцент

(1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988)

filimonov

Гизатуллин Р.К.
д.т.н., доцент

(1979 – 1986 гг. )

filimonov

Овчинников В.М.
к.т.н., доцент

(1988 – 1993 гг. )

filimonov

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1999 – 2001гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

(2001 – 2011 гг. )

filimonov

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2011 – 2016 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"

Могила В.С.
к.т.н., доцент

(1999 – 2016гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы"

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2016 – 2017 гг. )

filimonov

Путято А.В.
д.т.н., доцент

(2017 – 2019 гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

( с 2019 года и по настоящее время)

filimonov

В настоящее время на кафедре осуществляется подготовка бакалавриатов по следующим специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации».

  1. 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». Срок обучения – 4 года. Квалификация – инженер-электромеханик:
  • 1-37 02 01-01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (Тепловозы)»
  • 1-37 02 01-02 "Тяговый состав железнодорожного транспорта (Электрический транспорт и метрополитен)».
  1. 1-43 01 03 Электроснабжение (по отраслям). Срок обучения – 4 года.
    Квалификация – инженер-энергетик:
  • 1-43 01 03 06 Электроснабжение железных дорог

С 2023/2024 учебного года на кафедре осуществляется подготовка на уровне бакалавриата по двум специальностям в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

  1. 6-05-0715-08 «Подвижной состав железнодорожного транспорта», включая две профилизации:

Срок обучения – 4 года. Степень – бакалавр. Квалификация – инженер

  1. 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника». Срок обучения – 5 лет. Степень – магистр. Квалификация – инженер-энергетик.

Кроме того, на кафедре осуществляется обучение студентов по программе магистратуры  по специальности 7-06-0715-01 «Транспорт», непрерывной образовательной программе высшего образования по специальности 7-07-0712-01 «Электроэнергетика и электротехника», ориентированным на научно-исследовательскую деятельность, и включающим углубленное изучение в сфере транспорта. Также на кафедре осуществляется подготовка аспирантов по специальности 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация».

sostav

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» (ТТМиО) образована 1 февраля 2020 года путем объединения кафедр «Детали машин, путевые и строительные машины» (ДМ, ПиСМ) и «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) согласно приказу ректора №1270 от 18 декабря 2019 года.

Кафедра «Детали машин, путевые и строительные машины» начала свою историю с 1954 года. Одним из ее организаторов был В.А. Белый, впоследствии академик Академии наук Беларуси.

На различных этапах становления и развития БелИИЖТа (БелГУТа) кафедру возглавляли известные педагоги и ученые: доктор физико-математических наук, профессор В.И. Довнорович; кандидаты технических наук, доценты В.А. Орлов, А.Н. Дубко, В.Г. Савельев, Ю.В. Богородский, Д.Д. Беньковский, В.М. Горский; доктор технических наук, профессор С.В. Щербаков.

С 1994 года после реорганизации кафедру возглавлял д.т.н., профессор В.А. Довгяло.

Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ) образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».

Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В. Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МОиУМ), заведующий д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В состав кафедры МОиУМ вошли:

Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее  возглавил к.т.н., доцент А.М. Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П. Федин. В 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П. Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе кафедры «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В. Богородский, затем д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

Научно-исследовательской лабораторией «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года руководил д.х.н., профессор А.В. Рогачев.

В 2001 г. кафедру возглавлял д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению Совета университета 20.12.2006 г. была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» (МиТМ) (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).

С 01.02.2020 и по настоящий момент заведующим кафедрой «Транс-портно-технологические машины и оборудование» является д.т.н., профессор Владимир Александрович Довгяло.

Кафедра «Транспортно-технологические машины и оборудование» является выпускающей и осуществляет подготовку и выпуск инженеров-механиков по специальности 1-37 02 03 «Техническая эксплуатация погрузочно-разгрузочных, путевых, дорожно-строительных машин и оборудования» и инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».

Помимо упомянутых специальностей, с 2023 года кафедра начинает подготовку и выпуск инженеров и инженеров-механиков по специальностям, наиболее востребованным экономикой, 6-05-0715-07 «Эксплуатация наземных транспортных и технологических машин и комплексов» и 6-05-0714-02 «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» соответственно.

Организовать полноценный учебный процесс помогают сотрудники из состава кафедры.

Основное направление деятельности коллектива кафедры – подготовка высококвалифицированных специалистов по эксплуатации, модернизации, техническому обслуживанию и ремонту погрузочно-разгрузочных, путевых и дорожно-строительных машин и материалов.

Учебная работа на кафедре «ТТМиО» осуществляется в шести лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения, дорожно-строительных машин) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая), в аудиториях филиала кафедры и других аудиториях.

m1

m2

Для проведения учебных занятий по основным дисциплинам кафедры преподаватели используют модели и макеты механизмов, стенды образцов деталей машин, изготовленных из металлических, полимерных и металлополимерных материалов, другие наглядные пособия и плакаты. Для демонстрации видеоматериалов и проведения презентаций используется современный мультимедийный комплекс. Также в учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.

m3

Кроме того, кафедра имеет в своем составе следующие машины, размещенные на территории БелГУТа:

  • малогабаритное универсальное энергетическое средство УЭС-30 «Полесье» с комплектом сменных адаптеров для земляных и дорожных работ;
  • машина для одиночной замены шпал;
  • кран шпальный.

 
УЭС-30 «Полесье»


Машина для одиночной замены шпал

 

По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.

m4

Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.

 foto3

При всем этом проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-механиков.

Научно-педагогический потенциал преподавателей и лабораторно-техническая база кафедры позволяют на высоком уровне осуществлять обучение студентов в соответствии с современным состоянием, достижениями и перспективами развития машиностроения и материаловедения. Преподаватели кафедры уделяют большое внимание повышению качества подготовки молодых специалистов путем более углубленного изучения студентами реальных объектов и приобретения практических навыков работы на испытательных стендах и машинах.

m5

Для повышения эффективности изучения новых путевых и дорожно-строительных машин, а также технологий дорожного строительства и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла созданы филиалы кафедры на предприятиях Гомельского отделения Белорусской железной дороги (ПМС-116), Гомельском ДРСУ-113 и участке новых технологий КУП «Гомельоблдорстройкомплект», Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических приглашаются ведущие специалисты из описанных выше организаций. Производственные практики проводятся по сквозной программе, в соответствии с которой после первой технологической практики студенты получают рабочую специальность, а в процессе второй работают на инженерно-технических должностях.

m6

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.

Преподаватели и аспиранты кафедры осуществляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по республиканским научно-техническим программам, по проектам, финансируемым Министерством образования и Министерством обороны Республики Беларусь, по заказам Белорусской железной дороги и по договорам с предприятиями и организациями Беларуси. Традиционным направлением научно-исследовательской работы коллектива кафедры является повышение надежности и работоспособности деталей, узлов и конструкций машин и механизмов за счет применения новых прогрессивных материалов и ресурсосберегающих технологий. Созданы все условия для достижения высоких результатов студентами, магистрантами и аспирантами в различных конкурсах, организованных в Беларуси и за ее пределами.

m7

Многофункциональные путевые машины на шасси МАЗ-6303 и МТЗ Беларус Ш-406, модернизированные специалистами кафедры, принимали участие в Международной научно-технической выставке военной техники «МИЛЕКС-2007» и на выставке военной техники Министерства обороны РБ «Осень – 2008», где получили высокую оценку Главы государства.


Многофункциональная путевая машина

 
Локомобиль на шасси МАЗ-6303

Сотрудники кафедры участвовали в разработке специальных тележек для непрерывной смены рабочего канта рельсовых плетей в кривых участках бесстыквого пути на железобетонных шпалах.

m8

m9

Широкий спектр изучаемых машин и технологий их ремонта, а также фундаментальная подготовка позволяют выпускникам кафедры успешно трудиться на предприятиях Белорусской железной дороги, в организациях строительного и дорожно-строительного комплекса, а также на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь.

m10

В первый учебный год (с 1 октября 1953 г.) на кафедре начал формироваться коллектив преподавателей по дисциплинам «Начертательная геометрия» и «Черчение». Приказом №21 от 25 сентября 1953 г. на должности ассистента кафедры «Графика» назначен Слуцкий В.И. и старшего лаборанта – Ляльков В.Я. 26 сентября 1953 г. приказом №25 Евмененко В.К. также назначен ассистентом кафедры «Графика».

Так как к началу первого учебного года преподавательский состав кафедры не был сформирован в полном объеме, то учебную работу начинали и вели как совместители преподаватели других кафедр: исполнявший обязанности проректора института, к.т.н. Тышкевич Н.И., декан механического факультета, к.т.н. Белый В.А., к.т.н, доцент Зайцев П.Ф.

foto001

Первым преподавателем, целиком посвятившим себя работе на кафедре, был Евмененко В.К., который, наряду с другими видами учебной работы, много внимания уделял организации занятий по техническому рисованию. Позже, при его активном участии, был создан хорошо оборудованный кабинет, где проводились академические занятия и кружковая работа по изобразительному искусству.

foto9

foto15

Несмотря на то, что в первый учебный год коллектив преподавателей только начинал складываться, требования к качеству графических работ были высокими, что существенным образом влияло на общий уровень инженерной подготовки студентов первого выпуска.

foto002

Важным в обеспечении учебного процесса был вклад лаборанта – ветерана кафедры – Лялькова В.Я. Благодаря его усердию в работе производилась выдача студентам заданий, принадлежностей, пособий и создавался фонд технических деталей, необходимых для учебной работы.

foto1

foto7

К следующему 1954-55 учебному году кафедра пополнилась преподавательским составом, что создало условия для дальнейшей систематической работы по совершенствованию учебного процесса. Кафедру возглавил Харит Ю.А., закончивший аспирантуру при ЛИИЖТе и защитивший кандидатскую диссертацию. С июля 1954 г. (по июль 1987 г.) стал работать преподавателем Гаман Г.М., с октября 1954 г. (по май 1963 г.) – Свистун В.Ф., с января 1955 г. (по октябрь 1987 г.) – Пырх Д.Ф., с сентября 1953 г. (по март 1967 г.) – Файншмидт Л.А., с октября 1954 г. (по сентябрь 1958 г.) – Бышев И.И., с февраля 1955 г. (по август 1958 г.) – Петров Г.А., с июня 1955 г. (по октябрь 1978 г.) – Рудченко Д.А., с февраля 1957 г. (по май 1960 г.) – Шпак Н.Г.

Определившийся коллектив преподавателей широко развернул методическую работу, издавались пособия, сборники заданий, в строгую систему был приведен курс лекций, читавшийся по начертательной геометрии, планомерно осуществлялась работа по оборудованию аудиторий чертежными столами, демонстрационными плакатами, моделями и тематическими стендами.

Показательно, что еще во время становления нашего института не все вузы имели подобным образом оборудованные аудитории. Как учебная аудитория обращал на себя внимание зал для технического рисования. В нем имелся комплект удобных для работы столиков мольбертов, рассчитанный на численный состав полной группы, комплекты натурных постановок, гипсовых слепков для рисования, подставок для них, осветительная аппаратура. Наличие этого оборудования создавало условия для серьезной работы по развитию у студентов пространственных представлений, эстетических чувств и важных практических навыков в рисунке.

foto4

foto12

Пополнился лаборантский состав кафедры. Славилась ювелирной точностью графических работ старшая лаборантка кафедры Плесская Н.М. (работала с марта 1954 г. по ноябрь 1984 г.). Заметной была работа по созданию наглядных пособий Цурганова С.М. (на кафедре с сентября 1955 г. по июнь 1987 г.) и Игнатовского В.А. (на кафедре с марта 1954 г. по сентябрь 1991 г.). Кафедрой изыскивались и совершенствовались формы работы по привитию чувства ответственности за качество выполняемых студентами практических работ. Было принято решение практические работы выполнять только в аудитории. Хранение работ было организовано в кафедральном архиве.

На кафедре практиковалась своеобразная форма кружковой работы по изучению начертательной геометрии. Занятия проводились инициативной группой хорошо успевающих студентов под руководством преподавателя.

Рос авторитет кафедры на межвузовских научно-методических конференциях, на которые выносились доклады ведущих преподавателей. Преподаватели кафедры совершенствовали свою теоретическую подготовку на кафедральных семинарах, регулярно обсуждали методические вопросы.

С сентября 1961 г. по сентябрь 1987 г. на кафедре работал ассистент Петров В.Г., который уделял постоянное внимание кафедральным методическим разработкам по строительному черчению.

В мае 1963 г. избирается по конкурсу и назначается заведующим кафедрой к.т.н., доцент Иловайский Л.В., который неоднократно переизбирался и проработал в этой должности до мая 1986 г. Он проявил себя как умелый руководитель коллектива преподавателей, хороший педагог и воспитатель студенческой молодежи. Он принимал активное участие в общественной жизни института и города. На кафедре продолжался рост ее численного состава. После окончания институтов коллектив преподавателей пополнили Игнатовский В.А., Цурганов С.М., Матуль Т.Н. (с сентября 1972 г. по июнь 2000 г.), Скорин М.Ф. (с октября 1974 г. по август 1988г.), Свириденок И.И. (с октября 1976 г. по октябрь 1991 г.), Иванова А.В. (с октября 1979 г. по октябрь 1987 г.).

Значительный отрезок времени проработали на кафедре преподаватели Гизатуллина Н.Г. (с октября 1965 г. по ноябрь 1971 г.) и Михалевич В.Н. (с октября 1967 г. по май 1988 г.), проявивший себя как инициатор внедрения в учебный процесс технических средств обучения.

Активно включился в учебную работу выпускник нашего института 1-го выпуска – к.т.н. Курочкин П.А. (на кафедре с декабря 1978 г. по август 1994 г.). Коллектив кафедры считал для себя актуальным вопрос формирования молодых кадров как достойную и перспективную смену ветеранов в ближайшем будущем.

Время выдвигало перед коллективом кафедры новые задачи и проблемы, но главной его заботой было дальнейшее совершенствование учебной и методической работы, повышение эффективности воспитательной работы. Кафедрой разрабатывались новые учебные и методические пособия, совершенствовался учебный процесс. Внедрялись новые формы проведения занятий с программированным контролем успеваемости студентов и применением технических средств обучения. Усилиями преподавателей и лаборантов кафедры были переоборудованы аудитории кафедры и помещения для установки проекционной аппаратуры. Накапливался и систематизировался демонстрационный материал.

С июня 1987 г. по август 2009 г. кафедру возглавлял к.т.н., доцент Королик Т.К. На кафедре начинает формироваться коллектив молодых преподавателей – достойная и перспективная смена уходящим на заслуженный отдых ветеранам. Это ст. преподаватель Подгорнова Г.Т. (работает с октября 1987 г.), ст. преподаватель Супрун Д.Д. (с сентября 1989 г.), ст. преподаватель Лескова Л.А. (с октября 1989 г.), ст. преподаватель Брель Е.В. (с сентября 1990 г.), к.т.н., доцент Калашник Е.Г. (с сентября 1991 г.), ст. преподаватель Вельянинов С.И. (с января 1994 г.), ст. преподаватель Артюшков О.В. (с сентября 1994 г.), ассистент Свидинская А.В. (с сентября 1998 г.), ст. преподаватель Никитин О.В. (с сентября 1999 г.), ст. преподаватель Вельянинова Л.А. (с сентября 2000 г.), ассистент Ермоленко И.М. (с января 2001 г.), ассистент Мельникова Н.Н. (с сентября 2001 г.), к.т.н., ст. преподаватель Лодня В.А. (с сентября 2001 г.), ассистент Грабусова А.А. (с февраля 2003 г.), ассистент Бирилло Н.С. (с июля 2003 г.), ст. преподаватель Зуева Л.М. (с ноября 2005 г.), ассистент Яковцева О.И. (с августа 2006 г.), ассистент Лобанов А.В. (с сентября 2007 г.), ассистент Бабич Т.В. (с сентября 2007 г.), к.т.н., ассистент Киселевский О.С. (с февраля 2008 г.), ассистент Кухорев Л.П. (с февраля 2011 г.), к.т.н., доцент Кульгейко М.П. (с февраля 2020 г.), д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М. (с февраля 2022 г.).

С сентября 2009 г. по январь 2022 г.  кафедру возглавлял к.т.н., доцент Лодня В.А. .

с февраля 2022г. кафедру возглавляет д.т.н., к.ф.-м.н., доцент Остриков О.М.

Кафедра «Графика» является базовой, общеинженерной.

Основной задачей кафедры является инженерно-графическая подготовка специалистов по всем инженерным специальностям всех факультетов, а также обучение основам машиностроительного черчения на факультете профориентации и довузовской подготовки.

Издавна сложилось определение, что «Чертеж – язык техники» и без овладения им невозможно грамотно не только проектировать сооружения и технологию производственных процессов, но и претворять имеющиеся проекты в жизнь. Кроме того, дисциплины кафедры духовно обогащают человека, позволяют ему полнее и глубже понять окружающую действительность.

В настоящее время кафедра располагает учебными аудиториями, которые оборудованы чертежными столами, кульманами, демонстрационными моделями и плакатами, тематическими стендами. Занятия по машинной графике проводятся в 3 компьютерных классах вычислительного центра БелГУТа на персональных ЭВМ новейших моделей.

   

Ежегодно кафедрой организуются олимпиады по начертательной геометрии, трехмерному моделированию. По результатам проводимой олимпиады по начертательной геометрии ежегодно формируется команда наиболее талантливых студентов для участия в республиканской олимпиаде в БНТУ (г. Минск). Проводимая олимпиада по технологиям трехмерного моделирования позволяет выявить наиболее талантливых студентов и рекомендовать их выпускающим кафедрам для научной работы.

   

Все преподаватели кафедры активно руководят научно-исследовательской работой студентов, результаты которой ежегодно докладываются на студенческих научно-технических конференциях. Лучшие доклады публикуются в сборниках студенческих научных работ БелГУТа и участвуют в республиканских конкурсах студенческих научных работ.

Коллектив кафедры «Графика» в настоящее время состоит, в основном, из творчески мыслящих людей, способных решать задачи по совершенствованию образовательного процесса и воспитанию будущих специалистов.

Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1958 году. Первым заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» был доцент Цикунов А.Е., затем кафедру возглавляли профессор Криворучко Н.З., доценты Бугаев В.П., Лисичкин Э.А., Шилович А.В., профессор Ершова Н.М., доценты Галай Э.И., Пигунов В.В., Захарова Т.В. С 2006 по 2015 год руководил кафедрой к.т.н., доцент Пигунов А.В.

Большая заслуга в становлении и развитии кафедры принадлежит профессору Криворучко Н.З., возглавившему кафедру в 1964 году и основавшему белорусскую научную школу вагонного хозяйства.

Учебный процесс на кафедре вели д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. доцент Галай Э.И., к.т.н. профессор Чернин И.Л., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Пигунов В.В., Захарова Т.В., Разон В.Ф., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Рудов П.К., Васильев С.М., Чернин Р.И., ст. преподаватели Гагина Л.Н., Галай Е.Э., ассистенты Ясько Н.А, Моисейчикова О.М. Подготовка специалистов осуществлялась по специальности «Подвижной состав железнодорожного транспорта», а также преподавались отдельные дисциплины по другим специальностям.

В 1964 году при кафедре была открыта аспирантура. Под руководством Николая Захаровича Криворучко подготовлены 1 доктор и 15 кандидатов технических наук, среди которых д.т.н., профессор Сенько В.И., д.т.н. Галай Э.И., д.т.н. Путято А.В., к.т.н., доценты Лисичкин Э.А., Чернин И.Л., Разон В.Ф., Пигунов В.В., Пигунов А.В., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Рудов П.К.

Подготовкой аспирантов и докторантов руководили д.т.н., профессор Сенько В.И. и д.т.н. Галай Э.И. Под руководством д.т.н., профессора Сенько В.И. выполнены и защищены кандидатские диссертации Пигуновым А.В., Путято А.В., Гурским Е.П., Васильевым С.М., Пастуховым М.И., Черниным Р.И. В 2012 году докторскую диссертацию защитил Путято А.В. Под руководством д.т.н. Галая Э.И. выполнена и защищена кандидатская диссертация Рудовым П.К.

С момента образования кафедры началась активная работа по созданию современных пособий по основным курсам. Первым фундаментальным трудом был учебник профессора Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство», изданный в 1961 году, который стал единственным в то время учебником по вагонному хозяйству для студентов железнодорожных вузов и инженерно-технических работников железнодорожного транспорта. Учебник многократно переиздавался, в т.ч. в Польше, Китае, Корее и на Кубе.

Преподавателями кафедры издано 27 учебников и монографий и свыше 200 учебных пособий и методических разработок. Среди них учебники для вузов: Криворучко Н.З., Гридюшко В.И., Бугаев В.П. «Вагонное хозяйство» (1976); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Криворучко Н.З. «Вагонное хозяйство» (1988); учебники для техникумов и колледжей: Пастухов И.Ф. и др. «Вагоны» (1988); Гридюшко В.И., Бугаев В.П., Сузова А.Ф. «Экономика, организация и планирование вагонного хозяйства» (1980); Галай Э.И., Каверин В.В., Колядко И.А. «Монтаж, эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных машин» (1990); Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Кошкалда Р.О. «Конструкция вагонов» (2000); учебные пособия для вузов: Галай Э.И. «Тормоза локомотивов и вагонов: проблемы и перспективы» (I. 1992; II. 1993); Галай Э.I. «Тармазы цягнiкоу» (1999); Сенько В.И. «Техническое обслуживание вагонов» (2001); Сенько В.И., Чернин И.Л., Бычек И.С. «Техническое обслуживание вагонов. Организация ремонта грузовых вагонов» (2002), Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поездов» (2002); Пигунов В.В. «Ходовые части вагонов. Расчет деталей» (2005); Лисичкин Э.А., Разон В.Ф., Горошко В.М. «Электрооборудование судов» (2006); Разон В.Ф. «Автоматическое управление машинами циклического действия» (2008); Галай Э.И. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Конструкция тормозного оборудования» (2010); монографии: Галай Э.И. «Повышение эффективности электропневматических тормозов поезда» (2002); Сенько В.И. «Экономико-математические методы и модели в планировании вагонного хозяйства» (2001) и «Совершенствование организации технического обслуживания и текущего ремонта вагонов» (2002); Сенько В.И., Пигунов А.В. «Комплексная оценка остаточной несущей способности кузовов пассажирских вагонов» (2004); Сенько В.И., Путято А.В., Шимановский А.О. «Прочность кузова железнодорожной цистерны с учетом перемещения перевозимого жидкого груза» (2006); Сенько В.И., Гурский Е.П. «Информационные модели в управлении вагонными парками» (2010),. Сенько В.И., Гурский Е.П., Шевченко Д.Н., Сенько Л.В. «Планирование работы вагонного хозяйства с использованием методов математического моделирования» (2012); Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Строительная механика вагонов» (2013); Галай Э.И., Галай Е.Э., Рудов П.К. «Тормозные системы железнодорожного транспорта. Расчет пневматических тормозов» (2014).

Многочисленные учебные пособия и методические указания, изданные через РИО БелГУТа (БелИИЖТа), полностью обеспечивали проведение всех видов занятий, курсовое и дипломное проектирование. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса на кафедре стало применение математических методов и вычислительной техники в инженерных расчетах. Значительный вклад в эту работу внесли Сенько В.И., Ершова Н.М., Пастухов И.Ф., Пигунов В.В., Разон В.Ф., Захарова Т.В., Гагина Л.Н., Акулов Н.В. и др.

В подготовке высокопрофессиональных специалистов-вагонников кафедра тесно взаимодействовала с Белорусской железной дорогой. В 1987 г. был официально организован и активно функционировал филиал кафедры на Гомельском ВРЗ, проводились практические занятия в вагонном депо, в отраслевых научно-исследовательских лабораториях, на испытательном центре железнодорожного транспорта «СЕКО». Это позволяло студентам закрепить на практике теоретические знания технологии ремонта и технического обслуживания вагонов, приобрести навыки научных исследований, выполнять реальные практические разработки.

Научная работа на кафедре велась с момента ее основания. Научное направление кафедры было сформировано основоположником науки о вагонном хозяйстве профессором Криворучко Н.З. Исследования выполнялись по заказам МПС СССР и железных дорог. Результаты научных разработок легли в основу руководящих документов МПС СССР, использовались и используются при выборе конструкции и модернизации пассажирских и грузовых вагонов, создании новых технологических процессов и совершенствовании организации ремонта и технического обслуживания вагонов.

Существенное развитие получила транспортная наука в исследованиях д.т.н., профессора Сенько В.И. в области прогнозирования функционирования вагонного хозяйства на перспективу и организации периодических видов ремонта вагонов. Д.т.н. Э.И. Галаем разработаны теоретические основы скоростного регулирования тормозной силы пассажирского подвижного состава, позволяющие значительно повысить безопасность перевозки пассажиров.

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Тормозные системы подвижного состава» (руководитель – д.т.н. Галай Э.И.) решала жизненно важные задачи по совершенствованию конструкции, технического обслуживания и ремонта автотормозов, непосредственно связанных с безопасностью движения на Белорусской железной дороге. Неоднократно преподаватели выезжали в заграничные командировки по приглашению коллег из других государств, для решения актуальных транспортных проблем.

В 1997 году под руководством профессора Сенько В.И. была образована отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава». В лаборатории решались как оперативные, так и перспективные задачи по оздоровлению, модернизации и продлению срока службы вагонов, совершенствованию и развитию вагонного хозяйства Белорусской железной дороги.

В 2009 году под руководством профессора Сенько В.И. был организован испытательный центр железнодорожного транспорта («СЕКО»), позволяющий проводить весь комплекс натурных прочностных испытаний конструкции вагонов, новых и модернизированных.

Результаты научной, научно-педагогической деятельности отражены в многочисленных трудах, публикациях в отечественных и зарубежных изданиях. Преподаватели кафедры – участники многих научно-технических конференций и симпозиумов.

Талантливые молодые преподаватели активно занимались научно-исследовательской работой. Награждены премией Гомельского облисполкома талантливых молодых ученых за активную научную деятельность Пигунов А.В., Васильев С.М., Гурский Е.П., Чернин Р.И.

Преподавательский состав кафедры на протяжении многих лет проводил занятия в Институте повышения квалификации руководителей и специалистов железнодорожного транспорта.

На кафедре функционировало 9 студенческих научно-исследовательских кружков. Результатом творческой деятельности явились награды и призовые места в республиканском конкурсе студенческих научных работ. Студентами получено 42 авторских свидетельств и патентов на изобретения, в т.ч. под руководством доцентов Чернина И.Л. – 28, Железнякова А.Д. – 1, Галая Э.И. – 2, Рудова П.К. – 11.

Кафедра «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» одна из «молодых» кафедр университета. Она была создана 1 февраля  2003 г. согласно приказу ректора БелГУТа профессора, д.т.н. Сенько В.И. (№ 38 от 16 января 2003 г.). Заведующим кафедрой был назначен д.т.н., профессор Холодилов О.В.

Обеспечение качества различных объектов техники невозможно без использования на всех стадиях их жизненного цикла технических средств неразрушающего контроля и диагностирования. Интеллектуализация средств НК и ТД предъявляет повышенные требования к специалистам, работающим в этой области.

В этой связи создание новой кафедры явилось актуальным и, как показала жизнь, ее выпускники оказались востребованы в различных отраслях промышленности Республики Беларусь.

1 января 2016 г. путем объединения кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика» была образована кафедра «Вагоны».

В 2018 году Галай Е.Э. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Повышение эффективности действия автоматических регуляторов грузовых режимов торможения вагона».

За последние годы были изданы учебные пособия: Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Надежность подвижного состава железнодорожного транспорта» (2016), Сенько В.И., Гурский Е.П., Чернин Р.И., Чернин И.Л. «Грузовые вагоны железных дорог» (2018) и Пигунов В.В., Пигунов А.В. «Конструкция ходовых частей вагонов» (2018).

Кафедра «Вагоны» образована 1 января 2016 года, в соответствии с приказом ректора университета № 959 от 23.12.2015 г., путем объединением кафедр «Вагоны и вагонное хозяйство» и «Неразрушающий контроль и техническая диагностика». Руководит кафедрой к.т.н., доцент Пигунов Анатолий Владимирович.

Кафедра «Вагоны» - одна из крупных и авторитетных кафедр механического факультета, поддерживающая связь с предприятиями Белорусской железной дороги, а также с университетами ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники кафедры постоянно принимают участие в международных научных конференциях и семинарах.

Белорусская железная дорога является базой для прохождения производственных практик на вагоноремонтных и вагоностроительных заводах и во всех вагонных депо. Большинство дипломных проектов выполняются по тематике службы вагонного хозяйства дороги.

Большое внимание уделяется научным исследованиям в области вагоностроения, модернизации подвижного состава, разработке эффективных способов неразрушающего контроля, повышению эффективности работы тормозных систем.

Учебный процесс ведется с широким применением современных пакетов прикладных программ позволяющих моделировать несущую способность конструкций подвижного состава и их динамическую нагруженность.

Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы вагоностроительных, вагоноремонтных и эксплуатационных предприятий Белорусской железной дороги, работают в составах научно-исследовательских коллективов, конструкторских бюро, лабораторий неразрушающего контроля.

Кафедра располагает компьютерным классом и восьмью учебными лабораториями, которые оснащены действующими установками вагонов, холодильными агрегатами, электрифицированными стендами, оборудованием и приборами. В становлении и организации работы лабораторий большая заслуга д.т.н., профессора Сенько В.И., д.т.н. Галая Э.И., к.т.н., доцентов Лисичкина Э.А., Чернина И.Л., Пастухова И.Ф., Пигунова В.В., инженеров Родзевича Е.Г., Костюченко Н.Д., Табухова Г.А., Князева Н.Ф., Свириденко В.В., Ясько Н.А.

На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров. Ежегодно осуществляется руководство магистрантами и аспирантами по очной и заочной форме обучения.

Преподаватели кафедры проводят занятия в Институте повышения квалификации. На занятиях слушатели изучают современные прогрессивные технологии ремонта, модернизации и технического обслуживания вагонов, методы и средства диагностики подвижного состава, вопросы энергосбережения и экологии в вагонном хозяйстве, экономики в условиях рыночных отношений.

В настоящее время преподаватели кафедры руководят двумя студенческими научно-исследовательским кружком «Совершенствование конструкций и технологий ремонта вагонов». Большое внимание уделяется привлечению молодежи к научным исследованиям.

och1

 

Кафедра была создана в сентябре 1953 года. Первоначально она называлась кафедрой «Основы марксизма-ленинизма» и в ее состав входили все преподаватели общественных дисциплин. Заведующим кафедрой был назначен к.и.н., доцент К.П. Шилко (1953–1954), выпускник Минского педагогического института, ветеран ВОВ. В первые годы на кафедре работали кандидаты исторических наук Е.Д. Диренок, А.А. Филимонов, ассистенты П.Г. Денисенок, Н.Г. Ковалев, И.Н. Волков и зав. кабинетом Н.Н. Заровская.  

В последующие годы, с началом занятий на старших курсах, штат кафедры пополнили кандидаты экономических наук Ф.А. Башкинцев, Н.Ф. Лопушанский, кандидаты философских наук Д.А. Ходалевич и Г.И. Хорошко, кандидат исторических наук И.П. Поклонский, преподаватели Г.И. Науменко, З.И. Потапенко, Р.Н. Раскин, М.И. Рожков, Г.И. Шевчук, А.И. Шелеляев. Это позволило приступить к организационной перестройке и разукрупнению кафедры «Основы марксизма-ленинизма».  

В 1955 г. из нее выделились дисциплины экономического цикла, и была создана кафедра «Политэкономия», в состав которой в 1965 г. вошли преподаватели философских и экономических дисциплин. На базе уже этой кафедры были образованы кафедры «Экономика транспорта» (1964) и «Философия» (1969).  

С 1965 г. после введения курса научного коммунизма кафедра «Основы марксизма-ленинизма» была переименована в кафедру «История КПСС и научный коммунизм». С сентября 1991 г. кафедра стала называться «История и политология».   

Кафедра «История и политология» (просуществовала под разными наименованиями) в БелИИЖТе почти 40 лет. После К.П. Шилко ее более 25 лет возглавлял крупный белорусский ученый, д.ист.н. Е.Д. Диренок. В дальнейшем кафедру возглавляли кандидаты исторических наук, доценты Г.И. Шевчук, И.П. Поклонский и Н.И. Тарасенко.   

Большую работу по совершенствованию учебно-методического процесса и развитию научных исследований сыграли ведущие преподаватели кафедры доценты Г.П. Машицкий, И.П. Поклонский, Н.И. Тарасенко, Г.И. Шевчук, Э.А. Чертко, Г.И. Близнец, Г.М. Чаянкова, О.С. Осипова, А.Б. Бессольнов, старшие преподаватели В.И. Горбачев и Л.С. Боровик.   

Лекционные курсы и семинарские занятия преподаватели проводили, органически увязывая программный материал с современной жизнью мира и страны, с развитием железнодорожного транспорта республики. 

Об уровне и эффективности исследовательской работы на кафедре свидетельствует тот факт, что по ее результатам было опубликовано 4 монографии и защищены 5 кандидатских диссертации (Г.И. Шевчук, М.И. Рожков, Г.И. Близнец, А.Б. Бессольнов, Г.М. Чаянкова), причем 3 из них связаны с железнодорожным транспортом республики.   

Философские дисциплины изучались в течение всей истории нашего вуза, но как самостоятельное подразделение кафедра «Философия» работала с 1969 по 1992 годы.

Кафедру последовательно возглавляли кандидаты философских наук, доценты Г.И. Хорошко, Н.Н. Сунцов, М.И. Зуй.

На кафедре работали опытные преподаватели, доценты Ю.Н. Будрин (будущий первый декан гуманитарно-экономического факультета БелГУТа), В.А. Дубровин, М.И. Зуй, Е.Г. Кириченко, В.Л. Михаленко, старшие преподаватели Е.Б. Калач, В.И. Клыго, В.А. Ольшевский, Р.Р. Тимофеенко, заведующий кабинетом С.А. Гончаров и старший лаборант М.Б. Красная.

1
Г.И. Хорошко
1
Н.Н. Сунцов
1
Ю.Н. Будрин
1
Р.Р. Тимофеенко

С образованием кафедры значительно активизировалась учебно-методическая, научная и воспитательно-идеологическая работа.   

Подлинным центром организации самостоятельной подготовки студентов стал учебно-методический кабинет кафедры, оснащенный необходимой литературой и комплексом ТСО, экранно-наглядными пособиями, набором слайдов и фонотекой ряда лекций. По ряду тем использовались учебные фильмы и результаты социологических исследований, проводимых кафедрой в институте и на предприятиях.   

Кафедра поддержала идею, распространившуюся в середине 80-х годов в вузах республики об укреплении союза философии и естествознания. На всех факультетах института были созданы и успешно работали философско-методологические семинары преподавателей и научных сотрудников. Консультантами семинаров были преподаватели философии. Работа семинаров весьма положительно сказывалась на повышении мировоззренческой направленности всей системы учебного и воспитательного процесса в институте и получила положительную оценку на республиканском Совете методологических семинаров при Президиуме АН БССР.  

Все преподаватели кафедры принимали активное участие в научно-исследовательской работе. Основными направлениями этой работы были социологические исследования, обобщение и популяризация передового опыта организаторской и воспитательно-идеологической деятельности в трудовых коллективах. Результатом исследовательской работы явились защиты докторской (О.С. Осипова) и кандидатских диссертаций (М.И. Зуй, Е.Г. Кириченко).   

В июле 1992 г. кафедры «История и политология» и «Философия» объединены в кафедру «Философия, история и политология», которую возглавил кандидат исторических наук, доцент Н.И. Тарасенко, а с 1996 г. по настоящее время – кандидат философских наук, доцент Е.Г. Кириченко.  

1
Н.И. Тарасенко
1
Е.Г. Кириченко

90-е годы ХХ в. в истории коллектива кафедры «Философия, история и политология» стали исключительно насыщенным, плодотворным и сложным этапом развития, определяющей чертой которого явились подготовка и переход на новые учебные программы курсов по философии, истории и политологии, а также введение и освоение новых дисциплин: истории Беларуси, культурологии, социологии, социальной психологии, этики, эстетики, религиоведения, логики, прав человека, основ психологии и педагогики. В дополнении к основным дисциплинам преподавателями кафедры были подготовлены новые варианты спецкурсов, учитывающие специфику университета: основы делового общения и дипломатии, психология и этика на транспорте, психология управления, философия техники, политическая идеология и культура, история белорусской культура, белорусоведение, история г. Гомеля.   

Динамизм и продуктивность этой работы во многом определились активной позицией и деятельностью преподавателей, объединенных в учебные модули кафедры, возглавляемые Н.В. Бессольновой, Г.И. Близнец, Е.Г. Кириченко, Л.В. Подъяловской, О.С. Осиповой.

1
модуль по истории
1
модуль по философии
1
модуль по политологии

При формировании учебных программ коллектив кафедры отошел от односторонне-идеологической ориентации знаний, освободился от жесткой политической ангажированности гуманитарных наук. Весь процесс образования осуществляется в рамках гуманитаризации и гуманизации образования. С полной уверенностью можно говорить о том, что на содержательном уровне был осуществлен переход от моноцентристской модели обществоведческого образования к антропокультурологической парадигме социально-гуманитарной подготовки на всех ступенях системы образования.  

Преподавателями кафедры были подготовлены и опубликованы учебно-методические пособия по всем дисциплинам: истории Беларуси (Г.И. Близнец, Л.С. Скрябина, Г.М. Чаянкова, Н.А. Рябцева), истории белорусской культуры и белорусоведению (Н.А. Рябцева), Великой Отечественной войне советского народа (Л.С. Скрябина), культурологии (Е.Б. Калач, Н.В. Бессольнова), логики (Е.Г. Кириченко, В.А. Ольшевский, Е.В. Литвинчук), основам психологии и педагогики (А.Б. Бессольнов, О.С. Осипова, Т.И. Сосновская, Т.А. Тупиченко), политологии (Л.В. Подъяловская, Н.И. Тарасенко, Н.К. Тетерюков), социологии (Е.В. Литвинчук, О.С. Осипова, Н.К. Тетерюков), философии (Ю.Н. Будрин, Е.Г. Кириченко, В.Л. Михаленко, Г.И. Хорошко), религиоведению (А.П. Елопов), этике (М.И. Зуй, Н.К. Тетерюков).  

Была организована и методически обеспечена работа по подготовке магистрантов, аспирантов и соискателей. Учитывая опыт образовательной системы РФ, других зарубежных стран, национально-культурные особенности белорусской системы образования доцентами Ю.Н. Будриным и Е.Г. Кириченко была подготовлена и издана программа для сдачи кандидатского экзамена по философии, соответствующая требованиям ВАКа Республики Беларусь, затем концептуально переработана в связи с введением курса «Философия и методология науки».

Преподаватели кафедры активно занимаются научными исследованиями. Успешно выполнялись темы: «Социокультурные аспекты модернизации посттоталитарного общества», «Социальное познание: междисциплинарно-концептуальный анализ (руководитель – доц. Е.Г. Кириченко); «Системные исследования механизма социальных и соцкультурных трансформаций современного белорусского общества с позиции социосинергетического подхода» (проф. О.С. Осипова); «Концептуальный анализ генезиса восточнославянского суперэтноса», «Белорусско-российские отношения: история и современность» (доц. Г.М. Чаянкова).

Кафедра была разработчиком фундаментальных научно-исследовательских проектов, направленных на анализ состояния и перспектив развития белорусского социума, проблем единства славянских народов.

1
Кафедра «Философия, история и политология» являлась инициатором изучения культурного наследия епископа Туровского княжества XII века Святителя Кирилла. Для широкой общественности Республики Беларусь было открыто имя крупнейшего мыслителя, философа, проповедника и просветителя белорусского народа, стоящего у истоков славянской духовности.

Основные усилия были направлены на выполнение госбюджетных тем: «Славянский мир в XXI веке» (2005-2009), «Славянский мир в условиях глобализации» (2010-2014), «Восточнославянская цивилизация в современном глобализирующемся мире» (2015-2019), «Система идеологической и воспитательной работы в УО «БелГУТ». С января 2020 г. преподаватели начали работу над кафедральной госбюджетной научной темой «Евразийское пространство в условиях вызовов и рисков современности».

Результаты научных исследований получили отражение в монографиях: «Социальное познание: специфика, формы, функции» (Е.Г. Кириченко), «Беларусь на пути перемен» (Е.Г. Кириченко, О.С. Осипова, Н.К. Тетерюков), «Методологическое обоснование социогенеза: классические подходы и инновации» (О.С. Осипова), коллективных сборниках статей «Славянский мир в условиях глобализации» и «Восточнославянская цивилизация в современном глобализирующемся мире» и «Евразийское пространство в условиях вызовов и рисков современности»; учебно-методических пособиях; сборниках материалов и тезисов научных конференций.

1
1
1
evrazie prostranstvo

По итогам работы XXV Юбилейной Международной выставки-презентации научных, учебно-методических и литературно-художественных изданий, проведенной Российской Академией Естество-знания, А.Б. Невзорова, Е.Г. Кириченко, А.Б. Бессольнов стали лауреата-ми и были награждены медалью Сократа за монографию «Философские и социально-гуманитарные аспекты высшего инженерного образования». 2 мая 2019 г. кафедрой проведена Республиканская научно-практическая конференция, посвященная 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В работе конференции принял уча-стие депутат Палаты Представителей Национального Собрания Республи-ки Беларусь П.Л. Жданович. На заседаниях пяти секций конференции были представлены и обсуждены доклады о важнейших событиях Великой Оте-чественной войны, вкладе белорусского народа в разгром германского фашизма, роли транспорта в Великой Отечественной войне. Особое вни-мание было уделено проблеме оккупационного режима на территории Бе-ларуси, развертыванию партизанской и подпольной борьбы, а также важ-нейшим аспектам патриотического воспитания молодежи. Состоялась пре-зентация книги заведующего отделом военной истории Института истории НАН Беларуси, д.ист.н., профессора А.М. Литвина «Кто может, пере-дайте родным: тайны тюремных камер оккупированного Гомеля (1941-1943)».

1
1
1

На кафедре ведется активная научно-исследовательская работа со студентами, которая осуществляется в форме подготовки рефератов, докладов, участия в студенческих научно-технических конференциях и олимпиадах. Кафедра была организатором и участником Международных молодежных конференций «Восточнославянское единство: в прошлом, настоящем и будущем» (1998), «Славянский мир на пороге третьего тысячелетия» (2001), «Великая Отечественная война: взгляд из XXI века» (2009), «Отечественная война 1812 года: взгляд из XXI века (к 200-летию войны)» (2012), «Великая Отечественная война: воспоминания прошлого как основа для нашего будущего» (к 70-летию освобождения Беларуси) (2013), «100-летие Первой мировой войны» (2014), «70-лет окончания Второй мировой войны» (2015), «Октябрь 1917 г.: история и современность» (2017). На этих конференциях были представлены доклады студентов БелГУТа, научными руководителями которых являлись преподаватели кафедры.  

Кафедра является ведущим методическим центром университета в деле организации и проведения идейно-воспитательной работы со студентами вуза. Преподаватели кафедры творчески используют как традиционные, так и новые формы этой работы. Ежегодно коллективом кафедры проводятся десятки мероприятий: читательские конференции и круглые столы, встречи с деятелями науки и культуры, посещения художественных выставок, культпоходы в театр, экскурсии по историческим местам Гомельщины и ближнего зарубежья.  

В рамках работы ИПК и ПК УО «БелГУТ» кафедрой организована и методически обеспечена работа курсов повышения квалификации «Экономическое и социальное управление производственной деятельностью. Идеология белорусского государства», «Совершенствование идеологической и кадровой работы на предприятиях Белорусской железной дороги», «Создание эффективного психологического климата в коллективе» для ИТР Бел.ж.д., «Инновационные технологии в образовании» и др.

1
1
1

Преподаватели общественных дисциплин БелИИЖТа (БелГУТа) принимали и продолжают принимать активное участие в общественно-политической жизни вуза, города, области и Республики Беларусь. На протяжении ряда лет кафедра активно участвует в работе Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское общество «Знание»».    

Работа обществоведов университета высоко оценивалась руководством вуза, Белорусской железной дороги, МПС СССР, местными, республиканскими и союзными общественными и государственными органами. Практически все преподаватели кафедры удостоены поощрений: профессор Е.Д. Диренок награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовую доблесть», Грамотой Верховного Совета БССР; доцент Г.И. Хорошко – орденом «Знак Почета», медалью Франциска Скорины, Грамотой Верховного Совета БССР, знаком «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР, присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры БССР»; доцент Г.И. Шевчук – Грамотой Верховного Совета БССР, знаками «Почетный железнодорожник» и «За отличные успехов работе» в области высшего образования СССР; Г.П. Мащицкий – Грамотой Верховного Совета БССР; доценты Н.Н. Сунцов и В.Л. Михаленко – знаками «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР; доцент Е.Г. Кириченко – медалью Ф. Скорины, юбилейной медалью в честь 80-летия освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, знаками «Отличник образования Республики Беларусь», «Отличник Белорусской железной дороги», Почетными грамотами и благодарностью Министерства образования Республики Беларусь, Почетными грамотами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Гомельского областного исполнительного комитета и Администрации Железнодорожного района г. Гомеля; доцент Г.М. Чаянкова – орденом Франциска Скорины, медалью «За трудовые заслуги», юбилейными медалями «85 лет Гомельской области» и в честь 80-летия освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков», знаками «Отличник Белорусской железной дороги», «За выдатную службу ў транспартных войсках» II степени, Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Управления Белорусской железной дороги, Гомельского областного исполнительного комитета и Гомельского областного Совета депутатов, Гомельского городского исполнительного комитета и Гомельского городского совета депутатов, Администрации Железнодорожного района г. Гомеля, удостоена звания «Заслуженный работник образования Республики Беларусь»; доцент А.Б. Бессольнов – Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь, учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта», РГОО «Белорусское общество «Знание»»; доцент Н.К. Тетерюков – медалью «За доблестный труд», двумя Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь; старший преподаватель А.П. Елопов – орденом святителя Кирилла Туровского II степени, Почетной грамотой Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь; учебно-вспомогательный персонал кафедры А.Л. Бирилло и Е.А. Савельева – Почетными грамотами Министерства образования Республики Беларусь.