Курс физики, как ведущей естественной науки мира, дает возможность студентам овладеть знаниями физических законов и их практического применения, способствует формированию у студентов научного мировоззрения и современного физического мышления, играет роль фундаментальной базы, без которой невозможна успешная деятельность инженера.

Главной целью курса химии является выработка основ творческого мышления, умение ориентироваться в сущности физико-химических процессов и применять их на практике. Центральное место в содержании курса химии занимают теоретические основы и связь с теми науками, с которыми придется столкнуться будущему специалисту.

На кафедре имеется специализированное лабораторное оборудование для проведения лабораторных работ по курсу общей физики, радиационной безопасности, общей химии (специальные химические столы на 32 посадочных места, вытяжные шкафы и т.п.) 2011 г. изготовления, наборы химической посуды и реактивов для проведения лабораторных работ по специальностям кафедры, оборудование для проведения лабораторных занятий по органической и физической химии, а также по специальностям «Защита металлов от коррозии», «Защита от коррозии строительных конструкций» и «Методы исследования строительных материалов». Также имеется большое число приборов для проведения оптико-микроскопических исследований, аналитическое весовое оборудование, муфельные печи, сушильные шкафы, термостаты, дериватограф (Q-1500 D), ИК-спектрометр (Specord 75-IR), иономеры, рефрактометры, комплект оборудования для нанесения полимерных покрытий, установка для изучения трения и износа и другое современное оборудование. Имеется комплект программ для компьютеризированной оценки знаний студентов по дисциплинам кафедры. Разработана компьютерная программа для обработки результатов исследования свойств трехкомпонентных систем методом симплекс-решетчатого планирования. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий имеется набор плакатов по всем специальностям кафедры, а также графопроекторы и диапроекторы.

Все преподаватели участвуют в гуманитарно-просветительской работе в различных формах учебных занятий, а также проводят воспитательную работу со студентами во время плановых посещений студенческих общежитий. Кураторы кафедры проводят идеологическую, воспитательную и информационную работу со студентами своих групп по планам кафедры и факультета.

Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» осуществляет обучение студентов по следующим дисциплинам:

  • Физика
  • Физика (фак.)
  • Механика, молекулярная физика, электричество
  • Оптика. Физика атома и ядра (фак.)
  • Безопасность жизнедеятельности человека
  • Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Раздел «Радиационная безопасность»
  • Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций. Раздел «Радиационная безопасность и основы геотехники»
  • Возобновляемые источники энергии
  • Нефтепродуктообеспечение
  • Организация производства и управление предприятием
  • Основы эколого-энергетической устойчивости производства
  • Основы энергосбережения
  • Теория и практика использования на транспорте смесевого углеводородного топлива
  • Теплотехника
  • Теплотехника и теплопередача
  • Теплотехника и теплотехническое оборудование
  • Энергетический аудит и менеджмент
  • Энергетическое планирование и финансы в сфере энергосбережения

Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» образована в августе 2020 года путем объединения кафедр «Экология и энергоэффективность в техносфере» и «Физика и химия», руководит кафедрой кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.

Кафедра «Экология и энергоэффективность в техносфере» была образована в сентябре 2016 года после объединения кафедр «Экология и рациональное использование водных ресурсов» и «Энергоэффективные технологии на транспорте».

В 2016 г. под руководством заведующего кафедры Вячеслава Михайловича Овчинникова на кафедре началась подготовка студентов по уникальной для Республики Беларусь специальности «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент», которая относится к направлению образования в области энергоаудита в рамках профиля подготовки специалистов с высшим образованием. Введение новой специальности явилось реакцией на такую глобальную тенденцию, как необходимость развития энергоресурсосбережения в нашей стране и его активное внедрение в различные производственные процессы.

Энергосбережение из сугубо управленческого уклона получает существенный технический уклон и становится высокотехнологичной дисциплиной, необходимой для повышения конкурентоспособности предприятий за счет применения энергоэффективных технологий и энергосберегающего оборудования. Всему этому способствовало создание кафедры «Энергоэффективные технологии на транспорте» (01.09. 2011) по инициативе В.М. Овчинникова, которую он в то время возглавлял. С момента создания до момента объединения на кафедре работали к.т.н., доценты Колдаева С. Н., Макеев В. В., ст. преподаватели Мокренко (Евминова) И. М., Слесаренко В. А., зав. лабораторией Бороденок Е. К.

Стоит отметить, что В.М. Овчинников на протяжении многих лет работы в нашем университете (более 50 лет), являясь в разные годы заведующим кафедрой, а в настоящее время - руководителем научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте», посветил долгие годы решению проблем энергетической и экологической безопасности, а также повышению энергосбережения на транспорте и предприятиях промышленности.

С сентября 2019 г. по август 2020 г. руководство кафедрой «Экология и энергоэффективность в техносфере» осуществлял кандидат технических наук Пехота Александр Николаевич.

Кафедра «Физика» была образована в октябре 1953 года.  Долгие годы кафедрой «Физика» заведовал профессор Владимир Яковлевич Матюшенко (1941–2009) – один из авторов научного открытия «Явление образования насыщенной водородом зоны в подповерхностном слое металла при трении». В период 2009 - 2015 года заведующим кафедрой «Физика» являлся Владимир Александрович Зыкунов – специалист в области физики элементарных частиц, участник нескольких экспериментальных программ в физике высоких энергий: CMS LHC (Большой адронный коллайдер), E-158 (SLAC, Стэнфордский линейный ускоритель) и MOLLER (лаборатория им. Джефферсона, JLab).

В 1990 году на кафедре был введен курс «Радиационная безопасность» и создана новая лаборатория радиационной безопасности, оснащенная необходимым для работы студентов оборудованием и компьютерами для обработки результатов. С тех пор на кафедре подготовлены и изданы учебные пособия и практикум по ядерной физике и радиационной безопасности, допущенные Министерством образования Республики Беларусь для использования в ВУЗах (доцент В.А. Савастенко), а также и учебно-методическое пособие «Основы радиационной безопасности» (доцент В.Г. Родненков).  

В январе 2016 года кафедра «Физика» и кафедра «Химия» путем слияния были реорганизованы в кафедру «Физика и химия». Заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Неверов Александр Сергеевич. С 2019 года кафедру возглавляла доктор технических наук, профессор Кудина Елена Федоровна.

Кафедра «Физика и энергоэффективные технологии» - одно из крупных и авторитетных подразделений вуза, поддерживающего связи с предприятиями города и области, а также университетами ближнего и дальнего зарубежья, где преподаватели принимают участие в международных конференциях и семинарах.

foto kafКоллектив кафедры и научно-исследовательского центра «Экологическая безопасность и энергосбережение на транспорте» (январь 2016 г.)

В настоящее время кафедра выпускает инженеров-строителей по специальности 1-70 04 03 «Водоснабжение, водоотведение и охрана водных ресурсов» для производственно-технологической, проектной и исследовательской деятельности в области систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также для работы на строительстве и эксплуатации очистных и гидротехнических сооружений.

foto2
foto3

Экскурсия студентов специальности СВ на ТЭЦ-2

foto2
foto3

Экскурсия на очистные сооружения РУП «Белоруснефть-Особино»

Выпускники кафедры достойно пополняют коллективы очистных сооружений различных городов Беларуси, работают в составах творческих коллективов проектных институтов, трудятся на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства города, области и республики.

С 1997 год кафедра выпустила более 500 специалистов, из которых более 60 человек получили диплом с отличием.

С 1998 года более 60 студентов являлись именными стипендиатами.

foto5Защита дипломных проектов в университете и на филиале кафедры КПУП «Гомельводоканал»

На кафедре уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров системы высшего образования. Ежегодно на кафедре осуществляется руководство магистрантами по очной и заочной форме обучения.

В 2015 году открыта специальность 1-43 01 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент» (специализация 1-43 01 06 06 «Энергоэффективные технологии и энергетический менеджмент на транспорте»).

Кафедра принимает активное участие в международном сотрудничестве по вопросам охраны окружающей среды.

Помимо образовательного процесса большое внимание уделяется всестороннему развитию личности. С этой целью организуется посещение различных культурных мероприятий, памятных мест Гомеля и Республики Беларусь.

foto6Экскурсия на Аллею Героев в Студенческий сквер по улице Советской и посещение III Национального форума "Музеи Беларуси"

Стало хорошей традицией ежегодное проведение совместно с областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды экологических акций по охране окружающей среды, в рамках которых студентами-волонтерами очищены береговые территории реки Сож в местах отдыха, что, несомненно, способствует формированию у студентов любви к родному краю, бережному отношению к природе и ее ресурсам.

foto7

Кафедрой ежегодно проводится научно-практическая конференция «Чернобыль - наша боль».

foto8Участники конференции «Чернобыль – наша боль»

Работа кафедры развивается в соответствии с требованиями научно-технического прогресса дорожной отрасли. Важнейшие научные исследования кафедры связаны с разработкой компьютерных инновационных технологий в области проектирования и реконструкции железных дорог: их электрификации и проектирования вторых путей на однопутных участках Белорусской железной дороги, введение скоростного движения пассажирских поездов; с созданием цифровых карт железнодорожных узлов и рельефа местности для дальнейшего проектирования и реконструкции дорог; с изыскательскими работами по обследованию несущей способности зданий и сооружений Гомеля и Гомельского региона.

Наряду с ними особую значимость приобретают исследования, связанные с разработкой методов, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие дорожной сети.

Основными направлениями научной деятельности преподавателей кафедры являются:

  • обоснование проектных решений при реконструкции железных дорог для скоростного движения пассажирских поездов (Дубровская Т.А., Довгелюк Н.В.), поездов межобластного значения (Ахраменко Г.В.), электрификации и строительства вторых путей на Белорусской железной дороге (Довгелюк Н.В., Ахраменко Г.В.);
  • разработка методики оценки экономической эффективности формирования сети пунктов взаимодействия пригородных железных дорог и метрополитена (Вербило В.А.);
  • создание цифровой карты Брестского железнодорожного узла (Головнич А.К., Кожедуб С.С.);
  • теоретическое обоснование выбора схемы пересечений железных дорог с автомобильными (Довгелюк Н.В.);
  • геодезические работы при обследовании несущих конструкций сооружений по Гомелю и Гомельской области (дворцово-паркоый ансамбль, Гомельский строительный лицей, издательско-полиграфическое предприятие «Сож» и др.( Атрошко Е.К., Марендич В.Б.);
  • использование резиновой крошки в асфальтобетонной смеси при строительстве аэродомов и новых автомобильных дорог (Темников Е.А.).

Дальнейшую свою научную работу кафедра видит в продолжении и совершенствовании приведенных выше инновационных методов и технологий проектирования новых и реконструкции существующих железных и автомобильных дорог, а также:

  • выбор технических параметров реконструкции железных дорог для скоростного движения пассажирских поездов с учетом неопределенности (Орша-Минск-Негорелое);
  • обоснование параметров плана железнодорожной линии и разработка технико-экономического обоснования и внедрения скоростного движения пассажирских поездов с использованием вагонов с наклоном кузова;
  • восстановление параметров железнодорожного пути по результатам его цифровой съемки;
  • использование систем спутникового ориентирования в геодезии и реконструкции железных и автомобильных дорог.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Кафедра «Геодезия» была создана в 1953 году. Первым ее заведующим был ректор университета, к.т.н., доцент Петрукович А.А. С 1954 года кафедру возглавляли: профессора Лебедев С.М. (1954 – 1962 гг.) и Купчинов И.И. (1960 – 1977 гг.), доценты Иванова М.М. (1977 – 1987 гг.) и Атрошко Е.К. (1987 – 1991 гг.). Практически с момента основания на кафедре работали доцент Процко Д.В., старший преподаватель Виленский В.Р., ассистенты Абушенко Н.В., Аксамитов П.Г., Корпачев Л.А., Левин Н.М. В период с 1992 по 2006 годы кафедра «Геодезия» входила в состав кафедр «Инженерная геология, основания и фундаменты», «Станции и узлы», «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».

Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» образована в 1954 году. Первым заведующим кафедрой был доцент Зайцев П.Ф., который возглавлял ее до 1973 года. В последующие годы кафедрой руководили доценты Акимов В.И. (1973 – 1975 гг.), Шульпенков В.М. (1975 – 1984 гг.), Вербило В.А. (1984 – 1985 гг.), Довгелюк Н.В. (1985 – 1987 гг.). По стабильности преподавательского состава кафедра занимала ведущее место в вузе. С момента ее основания на кафедре, кроме названых выше, работали доценты Раскин А.М., Ахраменко Г.В., старший преподаватель Зайцева Т.Н. В 1987 году в состав кафедры вошли несколько преподавателей кафедры «Строительное производство» (доценты Нехорошев Ю.П., Томберг К.И., старший преподаватель Лапицкий А.А., ассистент Кныш В.П.) и кафедра стала называться «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». Эту кафедру с января 1987 года до ноября 1994 года возглавляла доцент Довгелюк Н.В. В ноябре 1994 года кафедра была объединена с кафедрой «Станции и узлы» и на их базе образована кафедра «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», которую возглавляли профессор Негрей В.Я. (1994 – 1997 гг.), доценты Вербило В.А. (1997 – 1998 гг.), Подкопаев В.А. (1998 – 2005 гг.), к.т.н. Пожидаев С.А. (2005 – 2006 гг.).

   

В июле 2006 года была образована самостоятельная кафедра «Изыскания и проектирование дорог» и ее заведующим был назначен доцент Вербило В.А. С сентября 2011 года заведующая кафедрой – доцент Довгелюк Н.В. В настоящее время на кафедре ведут учебную, научную и воспитательную работу: доценты Головнич А.К., Атрошко Е.К., Ахраменко Г.В., Вербило В.А., Довгелюк Н.В., старшие преподаватели Куновская Г.М., Марендич В.Б., Сырова Н.С., Ткачев А.А., ассистенты Дралова И.П., Кожедуб С.С., Руденко Т.А. и Темников Е.А. Техническую часть учебного процесса обеспечивают заведующая лабораторией Старовойтова О.Н. С 2006 года при кафедре открыта магистратура, а с 2007 года аспирантура под руководством д.т.н., доц. Головнича А.К.

   

Кафедра работает со студентами семи факультетов из десяти, имеющихся в университете, и выпускает инженеров по специальностям «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Для обеспечения учебного процесса кафедра имеет два специализированных кабинета и аудиторию, оснащенную персональными компьютерами. Теоретические знания, полученные на кафедре, закрепляются на учебной геодезической и производственной практиках, которые студенты проходят на учебном полигоне университета, в подразделениях Белорусской железной дороги, на предприятиях дорожно-строительной отрасли и в научно-исследовательских учреждениях Республики Беларусь. В целях повышения уровня учебно-методической работы кафедра использует в учебном процессе обучающие программы, деловые игры, тематические кинофильмы, диафильмы, слайды, практикует защиту дипломных проектов на производственных предприятиях.

Коллективом кафедры за время ее существования подготовлено более 500 печатных работ, в том числе научные статьи, тезисы докладов на научно-технических конференциях, курсы лекций, учебные, учебно-методические и справочные пособия. В разные годы участвовали в написании учебников и монографий д.т.н. Купчинов И.И., Лебедев С.М., Головнич А.К. и учебных пособий доценты Петрукович А.А., Вербило В.А., изданных в центральных издательствах Москвы и Минска. Доцент Довгелюк Н.В. является одним из разработчиком ныне действующих СНиП по проектированию железных дорог колеи 1520 мм Российской Федерации.

Серьезное внимание кафедра уделяла и уделяет научно-исследовательской работе студентов. Научные работы студентов, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно занимали призовые места на республиканских конкурсах, а в 1988 году работа, выполненная под руководством доцентов Шульпенкова В.М., Довгелюк Н.В. и старшего преподавателя Зайцевой Т.Н. заняла первое место на всесоюзном конкурсе.

Большой вклад ученые кафедры внесли в разработку важнейших направлений развития транспорта и транспортной науки. Они принимали участие в разработке генеральных схем развития железнодорожных узлов Белоруссии на перспективу, основных принципов построения высокоскоростных железнодорожных магистралей, теории и практики проектирования трассы, плана и профиля новых и реконструируемых железных дорог, проектирования пересечений железных дорог с другими путями сообщения. Ими были выполнены исследования геодезических построений на транспорте, геодезического обеспечения проектов транспортных конструкций и производственных зданий, оптимизации геодезических методов определения осадок и деформаций железнодорожных и промышленных сооружений. В 2005 году ассистент Ткачев А.А. выполнял съемочные работы электронным тахеометром на строительстве Национальной библиотеки Республики Беларусь.

В последние годы под руководством д.т.н., доц. А.К. Головнича проводится большая работа по автоматизированному проектированию транспортных коммуникаций Беларуси.

Преподавателями кафедры постоянно ведется воспитательная работа среди студентов, в учебных аудиториях, на объектах практики, в факультетском общежитии. Пять преподавателей кафедры являются кураторами студенческих групп строительного факультета.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Коллектив кафедры составляет 16 сотрудников, среди которых 1 профессор, 5 доцентов, 4 старших преподавателя и 4 ассистента и преподаватель-стажер.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» готовит инженеров для транспортного и строительного комплекса Республики Беларусь, в том числе по специальностям «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» и «Автомобильные дороги». Выпускники этой кафедры могут работать, кроме того, на строительстве промышленных и жилых зданий и сооружений и в проектных организациях соответствующего профиля.

На кафедре работают высококвалифицированные педагоги и научные работники, в том числе один доктор технических наук, доцент и четыре кандидатов технических наук, доцентов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры занимается разработкой важнейших направлений развития транспорта и транспортной науки, в том числе вопросами организации высокоскоростного движения поездов на Белорусской железной дороге; теории и практики проектирования плана и профиля железных и автомобильных дорог; геодезического обеспечения проектов транспортных конструкций и производственных зданий.

В последние годы под руководством доктора технических наук, доцента Головнича А.К. проводится большая работа по автоматизированному проектированию транспортных коммуникаций Беларуси.

Кафедра ведет учебные занятия по следующим основным специальным дисциплинам:

  • Изыскания и проектирование железных дорог;
  • Проектирование автомобильных дорог;
  • Инженерная геодезия;
  • Пути сообщения и их транспортные качества;
  • Автоматизированное проектирование дорог;
  • Автоматизированное проектирование автомобильных дорог;
  • Городские улицы и дороги;
  • Геодезические работы в автодорожном строительстве;
  • Спецкурс по геодезии;
  • Надежность автомобильных дорог и безопасность дорожного движения;
  • Реконструкция и взаимодействие железных дорог с городскими путями сообщения;
  • САПР автомобильных дорог;
  • Геодезия и фотограмметрия;
  • Кадастр и оценка земельной собственности;
  • Основы управления интеллектуальной собственностью.

Кафедра «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» образована 10 октября 2017 путем объединения кафедр «Строительство и эксплуатация дорог» и «Изыскания и проектирование дорог».

Кафедра «Строительство и эксплуатация дорог» была организована на строительном факультете в 1994 году. Преподавательский состав кафедры был сформирован из преподавателей кафедры «Изыскания и проектирование железных дорог» и преподавателей кафедры «Дороги и дорожно-строительные машины». Предшественниками кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» по закрепленным за ней в настоящее время циклам дисциплин являются:

  • кафедра «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство» строительного факультета, созданная в 1954 г. С 1959 г. кафедра называлась «Путь и путевое хозяйство», а в 1993 г. была переименована в кафедру «Дороги и дорожно-строительные машины»;
  • кафедра «Строительное производство» факультета ПГС, образованная в 1965 г. В 1980 году из ее состава выделилась кафедра «Строительство железных дорог», объединенная в 1987 году с кафедрой «Изыскания и проектирование железных дорог» и получившая название «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». В таком составе кафедра продолжала работать до 1993 года.

Сотрудничество этих двух кафедр обеспечивало подготовку специалистов для работы в двух отраслях народного хозяйства – в строительстве и на транспорте. Такая концепция реализовывалась в обучении студентов специальности «Строительство железных дорог», которая затем была переименована в «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». С 1992 года кафедра осуществляет подготовку инженеров по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», которая была переименована в «Автомобильные дороги»

Организаторами и руководителями кафедр в прошлом являлись:

  • «Общий курс железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Путь и путевое хозяйство» – первый ректор БелИИЖТа, к.т.н., доцент Петрукович А.А.; к.т.н., доценты Скрежендевский Е.В., Смыков Е.К., Войтович Е.И., Бубликов Н.В.;
  • «Строительное производство» – к.т.н., доценты Моллот А.Г., Буй В.И., Нехорошев Ю.П.;
  • «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог» – к.т.н., доценты Довгелюк Н.В., Акимов В.И., Шульпенков В.М.;
  • «Дороги и дорожно-строительные машины» – к.т.н., доцент Бубликов Н.В.;
  • «Строительство и эксплуатация дорог» – к.т.н., доценты Бубликов Н.В., Матвецов В.И., Томберг К.И., к.т.н., доцент Ковтун П.В.

Кафедра «Изыскания и проектирование дорог» образована в 2006 году в результате разделения кафедры «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», впитав в себя две старейшие кафедры БИИЖТа – БелГУТа – «Геодезия» и «Изыскания и проектирование железных дорог».

Кафедра «Геодезия» была создана в 1953 году. Первым ее заведующим был ректор университета, к.т.н., доцент Петрукович А.А. С 1954 года кафедру возглавляли: профессора Лебедев С.М. (1954 – 1962 гг.) и Купчинов И.И. (1960 – 1977 гг.), доценты Иванова М.М. (1977 – 1987 гг.) и Атрошко Е.К. (1987 – 1991 гг.). Практически с момента основания на кафедре работали доцент Процко Д.В., старший преподаватель Виленский В.Р., ассистенты Абушенко Н.В., Аксамитов П.Г., Корпачев Л.А., Левин Н.М. В период с 1992 по 2006 годы кафедра «Геодезия» входила в состав кафедр «Инженерная геология, основания и фундаменты», «Станции и узлы», «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций».

Кафедра «Изыскания и проектирование железных дорог» образована в 1954 году. Первым заведующим кафедрой был доцент Зайцев П.Ф., который возглавлял ее до 1973 года. В последующие годы кафедрой руководили доценты Акимов В.И. (1973 – 1975 гг.), Шульпенков В.М. (1975 – 1984 гг.), Вербило В.А. (1984 – 1985 гг.), Довгелюк Н.В. (1985 – 1987 гг.). По стабильности преподавательского состава кафедра занимала ведущее место в вузе. С момента ее основания на кафедре, кроме названых выше, работали доценты Раскин А.М., Ахраменко Г.В., старший преподаватель Зайцева Т.Н. В 1987 году в состав кафедры вошли несколько преподавателей кафедры «Строительное производство» (доценты Нехорошев Ю.П., Томберг К.И., старший преподаватель Лапицкий А.А., ассистент Кныш В.П.) и кафедра стала называться «Изыскания, проектирование и строительство железных дорог». Эту кафедру с января 1987 года до ноября 1994 года возглавляла доцент Довгелюк Н.В. В ноябре 1994 года кафедра была объединена с кафедрой «Станции и узлы» и на их базе образована кафедра «Изыскания и проектирование транспортных коммуникаций», которую возглавляли профессор Негрей В.Я. (1994 – 1997 гг.), доценты Вербило В.А. (1997 – 1998 гг.), Подкопаев В.А. (1998 – 2005 гг.), к.т.н. Пожидаев С.А. (2005 – 2006 гг.).

В июле 2006 года была образована самостоятельная кафедра «Изыскания и проектирование дорог» и ее заведующим был назначен доцент Вербило В.А. С сентября 2011 по октябрь 2017 года кафедрой руководила – доцент Довгелюк Н.В.

Студенты на практике изучают технологический процесс

Студенты на практике изучают технологический процесс

Кожедуб С.С. и Головнич А.К. участвуют в работе секции международной научно-технической конференции

Кожедуб С.С. и Головнич А.К. участвуют в работе секции международной научно-технической конференции

Доцент Вербило В.А. выступает с докладом на международной научно-технической конференции

Доцент Вербило В.А. выступает с докладом на международной научно-технической конференции

Объявление результатов защиты дипломных проектов

Объявление результатов защиты дипломных проектов

Старший преподаватель Жуковец А.Г. ведет занятия у студентов V курса

Старший преподаватель Жуковец А.Г. ведет занятия у студентов V курса

Студенты V курса производят измерения на учебном стрелочном переводе 
под руководством Цыганкова В.Г.

Студенты V курса производят измерения на учебном стрелочном переводе под руководством Цыганкова В.Г.

Высокое качество образовательного процесса обеспечивают 7 кандидатов наук, 9 старших преподавателей. За кафедрой закреплены более 50 дисциплин для специальностей I и II ступеней высшего образования. Кафедра организует работу государственных экзаменационных комиссий (по специальностям кафедры) для сдачи государственного экзамена и (или) защиты дипломных проектов.

pseto

Кафедра «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» является выпускающей и осуществляет подготовку:

- начиная с 2023 года приема согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2022 «Специальности и квалификации»:

  1. инженеров по специальностям (общее и специальное высшее образование):
  2. магистров (углубленное высшее образование) по специальностям 7-06-0732-01 «Строительство» и 7-06-0715-01 «Транспорт».

по 2022 год приема согласно Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»:

  1. инженеров по специальностям (I ступень высшего образования):
    • 1-37 02 05 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» с присвоением квалификации инженер путей сообщения-строитель;
    • 1-70 03 01 «Автомобильные дороги» с присвоением квалификации инженер-строитель.
    • 1-40 05 01 «Информационные системы и технологии (в проектировании и производстве)» с присвоением квалификации инженер-программист.
  2. магистров технических наук (II ступень высшего образования) по специальности 1-70 80 01 «Строительство зданий и сооружений» и 1-37 80 01 «Транспорт».

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры являются:

  • Исследование надежности и долговечности конструкций зданий и сооружений, включая:
    • исследование свойств композитной арматуры;
    • исследование свойств анизотропных грунтов – намывных, искусственно уплотненных, армированных синтетическими материалами;
    • совершенствование конструкции плиты безбалластного мостового полотна и узла их сопряжения с главными продольными балками на железнодорожных мостах Белорусской железной дороги;
    • разработка прогрессивных конструкций (сборно-монолитных плит перекрытия и коробчатых фундаментов) для эффективного использования при строительстве КПД;
    • применение самонапрягающегося бетона для буронабивных свай.
  • Моделирование хлоридной агрессии на высококачественный бетон для обеспечения расчетного срока эксплуатации.

Кафедра является одним из разработчиков СНБ-5.01.01-99 «Основания фундаментов зданий и сооружений» и пособия к нему «Проектирование и устройство фундаментов машин с динамическими нагрузками», а также пособия «Оценка степени износа зданий и сооружений» к СНБ «Здания и сооружения. Требования к техническому состоянию и обслуживанию конструкций и инженерных систем, оценка их пригодности к эксплуатации».

По заданию Службы пути разработан стандарт "Технологические правила по ремонту каменных, бетонных и железобетонных конструкций железнодорожных мостов и труб на Белорусской железной дороге".

Для более тесного сотрудничества преподавателей кафедры с производством открыт филиал кафедры в коммунальном проектно-изыскательском предприятии «Институт «Гомельоблстройпроект».

В рамках государственной программы ГПОФИ "Поверхность 1.54" выполнена исследовательская работа "Использование физико-химических методов определения деструкции наполненных силикатных материалов, работающих в специфических агрессивных средах, для оценки состояния конструкций и разработка методов, направленных на увеличение их долговечности".

В рамках государственной программы научных исследований «Строительные материалы и технологии» по заданию 9.2 «Разработка теории и методологии создания строительных материалов с высокими потребительскими свойствами на заданный срок службы, научных принципов создания импортозамещающих экологически чистых строительных материалов и технологий, обеспечивающих энергоэффективность и эксплуатационную надежность» выполняется госбюджетная тема «Моделирование хлоридной агрессии на высококачественный бетон для обеспечения расчетного срока эксплуатации».

При исследовании надежности и долговечности конструкций зданий и сооружений проведено обследование состояния строительных конструкций зданий и сооружений большого количества разных объектов народного хозяйства. Например:

  • Объекты сельского хозяйства: здания и сооружения подсобных хозяйств ОАО "Тихиничи", РУП "СПО "Химволокно", РУП "Совхоз-комбинат "Заря", КДСУП "Заря Полесья", РУП "Гомельский завод сельскохозяйственного машиностроения "Гомсельмаш" и др.;
  • Министерства образования: здания детских садов, школ, училищ, техникумов и университетов (более 100 объектов);
  • Министерства здравоохранения: Гомельская областная детская клиническая больница; пульмоно-фтизиатрический диспансер в г. Речица; поликлиника УВД; Лоевская районная больница; железнодорожная поликлиника; Гомельская областная железнодорожная больница; больница в д. Юровичи; Терюхский психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов; Кормянская ЦРБ и др.;
  • Министерства культуры и спорта: здания и сооружения Отдела по физической культуре, спорту и туризму Речицкого райисполкома; бассейн в г. Бобруйске, здание Гомельского театра кукол; Дворец легкой атлетики в г. Гомеле; Драмтеатр; Дома культуры в п. Коммунар, в н.п. Прибытки, в н.п. Иваки, в н.п. Севруки, в н.п. Березки; Гомельский госцирк; музей в н.п. Поколюбичи и др.;
  • Жилищного строительства: жилые дома в г. Гомеле и районных центрах Гомельской области (около 100 объектов).

К выполнению обследований приобщаются студенты старших курсов. Сочетая научную и практическую работу, студенты непрерывно пополняют свои знания по таким дисциплинам, как железобетонные, каменные, металлические конструкции; конструкции из дерева и пластмасс; механика грунтов, основания и фундаменты. Все это позволяет сблизить учебный процесс с запросами производства и улучшить качество подготовки будущих инженеров.

В настоящее время кафедра "Строительные конструкции, основания и фундаменты" является сформировавшимся учебно-научным подразделением БелГУТа, способным решать сложные инженерные задачи по обучению и воспитанию студентов, развивать науку, осуществлять подготовку специалистов XXI века.