Проект аспиранта кафедры «Вагоны» – финалист Республиканского конкурса инновационных проектов
Проект «Применение суспензионной системы для магнитопорошковой дефектоскопии различных объектов контроля в промышленном секторе экономики» попал в ТОП-20 лучших проектов страны в номинации «Лучший инновационный проект».
По итогам экспертизы Гомельское вагонное депо, в котором работает один из авторов проекта, вышло в финал 15-го Республиканского конкурса инновационных проектов, организаторами которого являются Государственный комитет по науке и технологиям, Белорусский инновационный фонд, Министерство образования Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси и другие заинтересованные организации.
Авторы проекта:
- руководитель проекта д.т.н., профессор Холодилов Олег Викторович, профессор кафедры «Вагоны» Белорусского государственного университета транспорта,
- начальник ПТО Гомель-пассажирский Отока Александр, аспирант кафедры «Вагоны» Белорусского государственного университета транспорта,
- инженер Конструкторско-технического центра Чепик Дмитрий, выпускник Белорусского государственного университета транспорта.
На Белорусской железной дороге магнитопорошковый контроль (МПК) является основным и широкое применение получил мокрый способ нанесения магнитного индикатора, т. к. он является наиболее чувствительным к поверхностным дефектам.
При мокром способе магнитная суспензия наносится на контролируемую поверхность путём распыления или полива слабой струёй, не смывающей осевший порошок над несплошностью, с обязательным стеканием её с поверхности.
Магнитопорошковому контролю подвергается около 150 наименований деталей и составных частей грузовых и пассажирских вагонов и около 1000 наименований деталей и составных частей локомотивов.
Нанесение магнитной суспензии и использование её повторно возможно только при условии тщательной очистки и обезжиривания поверхности объекта контроля. Таким образом, повторное использование суспензии возможно только для деталей, прошедших очистку и мойку (в моечной машине, мойка под давлением).
Целью проекта была разработка мобильной насосной станции с возможностью рециркуляции магнитной суспензии при проведении магнитопорошкового контроля для различных деталей вагонного и локомотивного хозяйства.
На сегодняшний день нанесение магнитной суспензии в локомотивном и вагонном хозяйстве проводится поливом из ёмкости или распылением из распылителя. При этом повторно суспензия не используется.
Магнитные частицы должны находиться во взвешенном состоянии и равномерно наноситься на объект контроля. Поэтому перед нанесением суспензии путём полива из ёмкости её необходимо постоянно мешать вручную. При нанесении суспензии путём распыления из распылителя необходимо постоянно встряхивать ёмкость в целях недопущения осаждения магнитного порошка.
Однократное использование магнитной суспензии ведёт к увеличению расходов на приобретение магнитного индикатора, увеличению времени на проведение контроля, т. к. суспензию необходимо постоянно готовить в зависимости от объёма ремонта деталей.
Техническим решением этой проблемы является внедрение системы рециркуляции в виде передвижной насосной станции.
Система рециркуляции позволяет повторно использовать магнитную суспензию при проведении МПК деталей, что позволяет снизить расходы на её приобретение. При этом не тратится время на приготовление и сбор магнитной суспензии.
Профессор кафедры «Вагоны»
О.В. Холодилов