История кафедры началась в 1960 г., когда кафедра «Промышленные и гражданские сооружения» выделилась из состава кафедры «Строительные работы, материалы и изделия», которой руководил с 1955 г. к.т.н., доцент Моллот А.Г. Возглавляли кафедру доценты Жданович В.Ф. (1960-1965), Ташкинов Г.А. (1965-1975), Егоров Н.Н. (1975-1985), Чубуков В.Н. (1985-1991). С 1991 по 2008 гг. кафедрой руководил профессор Малков И.Г.

В 1999 году кафедра «Промышленные и гражданские сооружения» (ПГС) переименована в кафедру «Архитектура промышленных и гражданских сооружений» (АПГС).

Дальнейшее развитие специальности «Архитектура» привело к разделению в 2008 г. кафедры «АПГС» на кафедры «Архитектура» и «ПГС». С этого времени и до 2018 г. кафедрами руководили доктор архитектуры, профессор Малков И.Г. (кафедра «Архитектура») и к.т.н., доцент Васильев А.А. (кафедра «ПГС»).

В 2018 г. произошло объединение названных выше кафедр в одну – кафедру «Архитектура и строительство». Возглавил объединенную кафедру доктор архитектуры, профессор Малков И.Г.

Кафедра неустанно ведет работу по расширению номенклатуры преподаваемых дисциплин и открытию новых специальностей и специализаций. В период 1995-1997 гг. и 2007-2008 гг. кафедрой была выполнена большая подготовительная работа по открытию на факультете «Промышленное и гражданское строительство» новых специальностей «Архитектура» и «Экспертиза и управление недвижимостью». В 1999 году был произведен первый набор студентов на специальность «Архитектура», а в 2008 году на специальность «Экспертиза и управление недвижимостью».

С 2009 года кафедра ПГС готовит магистрантов по специальностям «Архитектура» и «Строительство зданий и сооружений». При кафедре в 1997 году открыта аспирантура по специальности «Архитектура», а с 2011 года – по специальности «Строительные конструкции, здания и сооружения», что позволяет готовить в стенах университета научных работников для пополнения преподавательского состава из выпускников БелГУТа.

С января 2021 года кафедру возглавляет кандидат архитектуры, доцент Евстратенко А.В.

Заведующий кафедрой, преподаватели и сотрудники многократно награждались почетными грамотами и дипломами за высокие достижения в области научной и педагогической деятельности.

Кафедра «Архитектура и строительство» осуществляет подготовку и выпускает специалистов по следующим специальностям первой ступени высшего образования с присвоением степени «бакалавр»:

  • 1-69 01 01 «Архитектура»;
  • 1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство;

С 2023 года кафедра осуществляет подготовку и выпускает специалистов по следующим специальностям непрерывной формы образования с присвоением степени «магистр»:

Кафедра «Архитектура и строительство» относится к числу творческих кафедр, обеспечивающих учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную деятельность. 

Реализацию основных направлений деятельности кафедры обеспечивает высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав: 2 профессора, 5 доцентов, 12 старших преподавателей, а также учебно-вспомогательный персонал (заведующий лабораторией, ведущий инженер, инженер, 2 лаборанта 1 категории).

o1

o2

За кафедрой закреплены лекционные аудитории, лаборатории «Строительная физика» и «Строительные материалы».

Обучение студентов ведется по 52 дисциплинам архитектурно-строительного профиля.

В настоящее время на кафедре ведется подготовка по второй ступени высшего образования (в магистратуре) по специальности «Строительство»  профилизация «Строительство зданий и инженерных сооружений», «Архитектура жилых, общественных и промышленных зданий»  и научных кадров высшей квалификации (в аспирантуре) по специальностям - 05.23.23 «Архитектура зданий и сооружений, городских и сельских поселений, межселенных территорий»  - 05.23.01 «Строительные конструкции зданий и сооружений», в очной и заочной формах обучения, в том числе иностранных граждан.

Кафедра поддерживает постоянные творческие, организационные и консультативные связи с основными проектными институтами и творческими мастерскими архитекторов и дизайнеров, администрациями районов города, управлениями архитектуры и градостроительства Гомельского городского и областного исполнительных комитетов.

Базами проведения студенческих практик кафедры являются проектные институты «Гомельгражданпроект», «Гомельпроект», «Гомельоблстройпроект», «Гомельжилпроект», «Гомельагропромпроект», «Полесьепроект», «Гомельский домостроительный комбинат», строительные тресты № 14 и 27, «Белэнергострой», управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома и облисполкома, объекты ЖКХ.

В целях повышения качества подготовки специалистов по специальностям «Архитектура» и «Промышленное и гражданское строительство», их лучшей адаптацией к условиям практической работы, совершенствования методики преподавания, привлечения к учебному процессу ведущих специалистов-практиков кафедра имеет филиал.

Филиал в ОАО «Институт Гомельгражданпроект» возглавляет один из ведущих специалистов ОАО «Институт Гомельгражданпроект» – Демков Александр Евгеньевич.

Филиал кафедры участвует в разработке содержания и проведении учебных занятий, организации учебных и производственных практик, в руководстве научно-исследовательской работой студентов, подготовке дипломных проектов, учебно-методической и организационно-методической работах кафедры.

Действуют соглашения о сотрудничестве с Государственным историко-культурным учреждением «Гомельский дворцово-парковый ансамбль» и Гомельской областной организацией общественного объединения «Белорусское общество инвалидов», что позволяет вести совместную плодотворную работу по различным актуальным направлениям.

Выпускники университета получают диплом государственного образца с присвоением квалификации «архитектор» и могут  осуществлять профессиональную деятельность во всех областях градостроительства и архитектуры: в проектных и научно-исследовательских институтах и их подразделениях; организациях и предприятиях строительного профиля; бюро и группах, имеющих лицензию на право осуществлять проектную работу; на кафедрах вузов, выполняющих исследования в области архитектуры; в государственных органах управления архитектурной и градостроительной деятельностью на городском, районном, областном, национальном уровнях.

С момента основания кафедрой подготовлено значительное количество высокопрофессиональных специалистов, работающих в области архитектуры и строительства, а также в педагогической, творческой и научной сферах.

f5

f4

 

Кафедра «Промышленные и гражданские сооружения» создана в 1960 г., выделившись из состава кафедры «Строительные работы, материалы и изделия», которой руководил с 1955 г. к.т.н., доцент Моллот А.Г. Возглавляли кафедру доценты Жданович В.Ф. (1960-1965), Ташкинов Г.А. (1965-1975), Егоров Н.Н. (1975-1985), Чубуков В.Н. (1985-1991). С 1991 по 2008 гг. кафедрой руководил профессор Малков И.Г., а с 2008 г. и по настоящее время доцент Васильев А.А.

Кафедра неустанно ведет работу по расширению номенклатуры преподаваемых дисциплин и открытию новых специальностей и специализаций. В период 1995-1997 гг. и 2007-2008 гг. кафедрой была выполнена большая подготовительная работа по открытию на факультете «Промышленное и гражданское строительство» новых специальностей «Архитектура» и «Экспертиза и управление недвижимостью». В 1999 году был произведен первый набор студентов на специальность «Архитектура», а в 2008 году на специальность «Экспертиза и управление недвижимостью».

В 1999 году кафедра «Промышленные и гражданские сооружения» (ПГС) переименована в кафедру «Архитектура промышленных и гражданских сооружений» (АПГС). Дальнейшее развитие специальности «Архитектура» привело к разделению в 2008 г. кафедры «АПГС» на кафедры «Архитектура» и «ПГС».

С 2009 года кафедра ПГС готовит магистрантов по специальности 1-70 80 01 «Строительство». При кафедре в 1997 году открыта аспирантура по специальности «Архитектура», а с 2011 года готовит аспирантов по специальности 05.23.01 «Строительные конструкции, здания и сооружения», которая позволяет готовить в стенах университета научных работников для пополнения преподавательского состава из выпускников БелГУТа.

Кафедра успешно работает в области интеграции науки и образования. В 2002 г. Прасол В.М. был избран членом Белорусского Союза Архитекторов. В 2009 г. Прасол В.М., а в 2011 г. Васильев А.А. были избраны Советниками Белорусского академического центра Международной академии архитектуры. В 2013 г. Васильев А.А. и Прасол В.М. избраны член-корреспондентами Белорусского академического центра международной академии архитектуры.

Кафедра «Промышленные и гражданские сооружения» является выпускающей – осуществляет подготовку и выпускает инженеров по специальностям:

1-70 02 02 «Экспертиза и управление недвижимостью»;

1-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»:

  специализации

  1-70 02 01 01 «Технология и организация строительного производства»;

  1-70 02 01 03 «Техническая эксплуатация зданий и сооружений».

В настоящее время на кафедре работают штатные преподаватели: доценты Васильев А.А., Прасол В.М.; старшие преподаватели: Шевчук Н.А., Чирков В.И., Коновалова О.Н.; ассистенты: Шандрак Ю.И., Карамышев А.А., Кузнецова В.В.; совместители: доцент Ташкинов А.Г., ассистенты: Пахомова Л.И., Такунов А.А., Швайликова Э.В., Чугунова А.С.

Состав кафедры: (слева направо нижний ряд) доцент, к.т.н. Прасол В.М.,ст. преп. Шевчук Н.А., ст. преп. Чирков В.И.;   (слева направо средний ряд) техник Чугунова А.С., лаборант Горевая Ю.С., ст. преп. Коновалова О.Н., зав. лаб. кафедры Пахомова Л.И.; (слева направо верхний ряд) ассистент Шандрак Ю.И., ассистент Кузнецова В.В., к.т.н., доцент Васильев А.А., ассистент Карамышев А.А.

За кафедрой закреплены лекционные аудитории, компьютерный класс, лаборатория «Строительная физика» и две лаборатории «Строительные материалы». В 2010 и 2011 гг. на кафедре созданы две лаборатории «Физико-химический анализ бетона» и «Композиционные строительные материалы». Оснащенность лабораторий обеспечивает проведение учебно-лабораторных работ на высоком научно-методическом уровне. На кафедре имеется современная оргтехника, помогающая в работе преподавателям и студентам.

В связи с подготовкой студентов по специальностям и специализациям кафедрой была осуществлена большая учебно-методическая работа – составлены базовые программы, на основании которых разработаны и утверждены рабочие программы, содержание которых отвечает современным уровням задач и перспективным требованиям. На основании программ составлены учебно-методические карты, задания на курсовые проекты, курсовые работы, расчетно-графические и контрольные работы. Для выполнения курсовых работ, проектов, расчетно-графических работ имеется необходимая материальная база, методическая литература и наглядные пособия.

Обучение студентов ведется по 29 дисциплинам архитектурно-строительного профиля. Лекции и практические занятия по дисциплинам кафедры обеспечены плакатами, учебными пособиями, справочниками. На занятиях по дисциплинам «Архитектура», «Основы строительного производства», «Строительное материаловедение», «Информационные технологии в управлении недвижимостью», «Диагностика технического состояния зданий и сооружений», «Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт зданий и сооружений» и по другим применяются слайды, учебные кинофильмы. В дипломном и курсовом проектировании большинством студентов используются персональные компьютеры.

Базами проведения студенческих практик кафедры ПГС являются объединения «Гомельпромстрой» и «Гомельсельстрой» тресты № 27, 14, ОАО «Белэнергострой», проектные институты «Гомельгражданпроект», «Гомельпроект», «Гомельсельстройпроект», «Гомельжилпроект», «Гомельагропромпроект», Областное управление по строительству и архитектуре Гомельского облисполкома, объекты ЖКХ.

 Учебная практика, 2015 строящийся объект

     Учебная практика, 2015 ОАО «Гомельский ДСК»

В целях повышения качества подготовки инженеров по специальностям «Промышленное и гражданское строительство», «Экспертиза и управление недвижимостью», их лучшей адаптации к условиям практической работы по изготовлению и испытанию строительных материалов, диагностике и оценке технического состояния конструкций зданий и сооружений, совершенствования методики преподавания, привлечения к учебному процессу ведущих специалистов-практиков на кафедре созданы два филиала в:

  • НИЛ «Строительные конструкции, основания и фундаменты» им. д.т.н., профессора И.А. Кудрявцева;
  • ОАО «Гомельский ДСК».

Филиалы кафедры участвуют в разработке содержания и проведения учебных занятий, в том числе с использованием и материально-технической базы НИЛ, производственной базы ОАО «Гомельский ДСК», в организации учебных, производственных и преддипломной практик, в руководстве научно-исследовательской работой студентов, в подготовке дипломных проектов, в учебно-методической и организационно-методической работах кафедры.

Кафедра основана в 1953 году. Ее первым руководителем был назначен д.т.н., профессор Карякин Н.И., переведенный в БелИИЖТ из Томского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта. В то время кафедра имела название «Теоретическая механика». За время существования она неоднократно объединялась с кафедрами общеинженерного цикла, выходила из этих объединений, меняла свое название. Но всегда ее стержнем была учебная дисциплина «Теоретическая механика», являющаяся основой всего комплекса инженерных наук.

Направления деятельности кафедры весьма разносторонни. Основным из них является, естественно, учебная работа. А она, в свою очередь, постоянно ставит перед коллективом преподавателей различные конкретные задачи и проблемы, разрешение которых составляет вехи истории кафедры.

Наиболее заметными событиями этого плана были следующие. Для улучшения восприятия студентами изучаемого материала в 1968–1974 годах было закуплено и изготовлено собственными силами около сорока действующих моделей типовых узлов механизмов и машин. Тогда же были внедрены в учебный процесс обучающие машины и специальные планшеты для тест-контроля знаний студентов. В 1984–1986 годах изготовлены настенные плакаты и стенды, иллюстрирующие основное содержание учебного курса теоретической механики. Были разработаны программы решения нескольких громоздких типовых учебных задач на персональных компьютерах и калькуляторах-автоматах.

Для обмена опытом и формирования педагогических навыков у молодых специалистов, пришедших на кафедру, был организован учебно-методический семинар. Занятия этого семинара проходят регулярно с 1997 года.

Особое внимание на кафедре уделяется изданию учебных пособий и методических указаний, полностью обеспечивающих проведение всех видов учебных занятий. Преподавателями кафедры через РИО БелГУТа опубликовано свыше трех десятков различных методических разработок. Среди основных можно назвать: «Теоретическая механика. Часть 1. Статика» (автор Шимановский А.О.); «Прикладная механика: Учебное пособие. Часть 1» (автор Ефремова З.Г.); «Теоретическая механика. Раздел Кинематика» (авторы Шимановский А.О., Кузёмкина Г.М.); «Теоретическая механика. Раздел Основы аналитической механики» (авторы Черноус Д.А., Коломникова О.С.); «Метрология, стандартизация, управление качеством и сертификация» (авторы Новиков А.К., Пастухов М.И., Якубович О.И.); «Техническая механика» (авторы Шимановский А.О., Риженков В.И., Кракова И.Е.).

Авторским коллективом под руководством доцентов Ефремовой З.Г. и Шимановского А.О. из наработок кафедры сформирован сборник задач по теоретической механике в пяти частях. В каждом из разделов сборника содержится до полутора десятков задач, охватывающих все основные разделы курса. Каждая задача представлена тридцатью вариантами условий. В настоящее время эта учебная разработка оказалась самой популярной и необходимой на кафедре и привлекает большое внимание преподавателей зарубежных вузов. Шимановский А.О. является также соавтором учебного пособия «Сборник конкурсных задач олимпиад по теоретической механике с анализом их решений», имеющего гриф Министерства образования.

Начиная с 1982 года, в БелГУТе проводятся олимпиады по теоретической механике. Студенты принимают активное участие в факультетских и университетских турах олимпиад, победители которых приглашаются для участия в городской олимпиаде, которая ежегодно проводится на базе нашего университета. С 2005 года кафедрой ежегодно проводятся Международные студенческие олимпиады по теоретической механике. Команды БелГУТа, подготовленные к.т.н., доцентом Шимановским А.О. и ассистентом Краковой И.Е., начиная с 1994 года, постоянно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на Всероссийских и Международных олимпиадах.

f1
f1

Не менее важным направлением деятельности кафедры является научно-исследовательская работа. Развивалась она в двух основных направлениях: участие в решении транспортных проблем и оказание технической помощи предприятиям местной промышленности.

В конце шестидесятых годов при участии профессора Белого В.А. кафедра создала при Гомельском вагоноремонтном заводе лабораторию, занимавшуюся в течение полутора десятков лет разработкой методов ремонта пассажирских вагонов с использованием полимерных материалов. Руководство ее работой осуществлял Миклашевский С.Н. Его коллега Зайка В.И. разработал конструкцию раздвижной колесной пары, допускающей переход с узкой колеи некоторых стран Западной Европы на нашу – широкую – и наоборот. Перемещения и фиксация колесных дисков специальным замком могли происходить на ходу поезда на специальных небольших участках железной дороги. В 1964 году Зайка В.И. получил авторское свидетельство на свое изобретение. Горским В.М. предложена конструкция упругого тягового привода тепловоза, также защищенная авторским свидетельством.

Автушенко В.А. провел большие исследования возможностей уменьшения потерь сыпучих грузов от выветривания при их перевозке в открытых полувагонах и предложил способы решения названной проблемы. Орлов В.А. и Шаломенок С.Е. дали новую теорию и конструкцию для ускоренной вибрационной выгрузки сыпучих грузов из полувагонов.

В 1974–1977 годах на кафедре работала группа научных сотрудников, занимавшаяся под руководством доцента Фришмана Е.М. и его отца, профессора Фришмана М.А. (Днепропетровский институт инженеров транспорта), исследованием возможности использования постоянных магнитов для транспорта на магнитном подвесе. Работа велась по заданию Государственного комитета по науке и технике и финансировалась Всесоюзным научно-исследовательским институтом электротранспорта.

Горский В.М. и Заворотный А.В. дали свою теорию аварийной остановки экипажа на магнитном подвесе и предложили конструкцию опорно-посадочного устройства. Новизна предложенных технических решений защищена авторскими свидетельствами. Ими же в соавторстве с Ивановым В.А. и Ворожун И.А. предложены устройства для крепления труб большого диаметра на железнодорожной платформе, также защищенные авторскими свидетельствами.

Ефремова З.Г. доказала возможность увеличения плавности хода пассажирского вагона, выполнив изучение движения колесной тележки как системы с двенадцатью степенями свободы. Предложила свою схему ее подвески. Коваленко А.В. выполнил оптимизацию подвески грузового вагона с повышенной осевой нагрузкой, что позволило снизить значения динамических сил, действующих на путь, до значений, соответствующих существующей в настоящее время нагрузке на ось.

Шимановский А.О. занялся исследованием продольной и поперечной устойчивости движения транспортной цистерны, частично заполненной жидким грузом. Разработанная им теория связанных колебаний механической системы экипаж-жидкость не имеет аналогов. Путято А.В. и Кузнецова М.Г. осуществляют дальнейшее развитие названной теории вместе с ее автором.

 

 

Одновременно с перечисленными исследованиями другая часть преподавателей и сотрудников кафедры проводила исследования, не связанные с транспортной тематикой.

В середине семидесятых годов кафедра приняла участие в становлении недавно созданного Белорусского шинного комбината. По его заданию под руководством Дубко А.Н. был решен ряд технических вопросов и, в частности, разработана конструкция автоматической машины для испытаний механических качеств образцов технической резины. Действующий экземпляр такой машины и вся техническая документация для ее изготовления были переданы заказчику.

Савельев В.Г. довел до теоретического обоснования свою идею о наплавном мосте, которую начал воплощать в жизнь еще во время Отечественной войны, находясь в инженерных войсках. Две такие переправы были наведены им через малые реки Республики. Они допускали движение грузовых автомашин с грузоподъемностью до трех с половиной тонн.

Терешко Ю.Д. (заслуженный изобретатель Республики Беларусь) сосредоточился на исследованиях механических свойств и областей применения зубчатых волновых передач. Предложил методы расчета таких передач при использовании генераторов волн с различным количеством роликов. Предложил схему волновой передачи-насоса. Получил несколько авторских свидетельств.

С первой половины восьмидесятых годов кафедра активно участвовала в оказании помощи производственному объединению «Гомсельмаш» в деле доводки конструкции комбайна КСК-100 (руководитель работы Дубко А.Н). Рассматривались вопросы балансировки быстроходных вращающихся деталей машины и уменьшения уровней опасных вибраций. Ранее с подобными вопросами инженеры Гомсельмаша не сталкивались. По предложению кафедры в одну из технологических линий был включен участок балансировки карданных валов.

Старший преподаватель Потеха В.Л. (в настоящее время д.т.н., профессор) занимался проблемами трения скольжения, физикой полимерных материалов.

Доцент Шимановский А.О. в течение нескольких лет исследовал динамические процессы, происходящие с отдельными стержнями и их системами. Дал некоторое развитие теории колебаний коротких балок. Сделал математическое описание распространения ударных волн по стержневой решетке.

С 1996 года под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. выполняются работы по разработке компьютерных методов моделирования контактного взаимодействия упругих тел с учетом нелинейно упругих и упруго-пластических свойств материалов. Научным коллективом, в составе которого работают Куземкина Г.М., Шимановский А.О., Якубович О.И., получен ряд новых результатов, характеризующих статические и динамические свойства композитных материалов, которые цитируются зарубежными авторами.

В 1997 году на кафедре под руководством д.т.н., член-корр. НАНБ Плескачевского Ю.М. аспирант Черноус Д.А. выполнил работу по исследованию механических свойств материалов с аномальными физическими свойствами и защитил кандидатскую диссертацию.

По результатам научных разработок, как выполненных полностью в нашем университете, так и начатых здесь, но законченных в иных организациях, был защищен ряд диссертаций. Кандидатами технических наук стали Секерин Е.В., Автушенко В.А., Терешко Ю.Д., Ефремова З.Г., Потеха В.Л., Заворотный А.В., Шимановский А.О., Куземкина Г.М., Путято А.В., Коваленко А.В., Кузнецова М.Г. В 2011 году к.т.н. Шимановский А.О., а в 2012 году к.т.н. Путято А.В. защитили докторские диссертации. Заканчивают работу над кандидатскими диссертациями Ворожун И.А., Чаганова О.С. и Якубович О.И. Учится в аспирантуре  Каплюк И.И.

Результаты исследований, проведенных на кафедре, стали основой для создания новых объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных как в Беларуси, так и в Российской Федерации.

 foto04

В настоящее время происходит дальнейшее развитие кафедры на основе накопленного ей потенциала. 

Основным направлением работы кафедры «Техническая физика и теоретическая механика» является обучение студентов всех факультетов университета решению задач теоретической и прикладной механики, которые лежат в основе подготовки инженеров. Лаборатории кафедры оснащены необходимыми моделями механизмов и приборами, что позволяет студентам ознакомиться с принципом и особенностями их работы. В результате научно-исследовательской деятельности сотрудниками разработаны новые методики математического и компьютерного моделирования машиностроительных, транспортных и строительных конструкций с помощью современных программных пакетов, которые используются при подготовке студентов соответствующих специальностей.

obh kaf

Кафедра успешно внедряет современные методики изучения преподаваемых дисциплин. Об эффективности подготовки студентов свидетельствует тот факт, что студенты БелГУТа, начиная с 1994 года, постоянно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на Всероссийских олимпиадах.

f1
f1
foto06
f1

С 2005 года кафедрой ежегодно во второй половине апреля проводятся Международные студенческие олимпиады по теоретической механике, в которых приняли участие представители вузов Беларуси, Ирака, Казахстана, Польши, России, Украины, Швеции и др. государств. Круг участников таких олимпиад постоянно расширяется. Интерес к ним проявили вузы государств, расположенных на разных континентах: Австралии, Венесуэлы, Египта, Канады, Мексики, Филиппин.

Сейчас кафедра технической физики и теоретической механики ведет учебный процесс по теоретической механике, циклу дисциплин прикладной механики, а также знакомит студентов с основами научных исследований. Программа последнего названного курса была разработана под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси, ныне Председателя президиума ее Гомельского филиала Плескачевского Ю.М.

Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» («МО и УМ») образована 17 июня 1992 года в связи с открытием в БелГУТе в 1992/93 учебном году новой специальности «Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов».

Согласно приказу ректора № 423 с июля 1992 г. кафедры «Теоретическая и прикладная механика» и «Теория механизмов, детали машин и технология металлов» преобразовали в кафедры «Теория механизмов, детали машин и прикладная механика», заведующий д.т.н., профессор С.В.Щербаков «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» (МО и УМ), заведующий д.х.н., профессор А.В.Рогачев.

В состав кафедры «МО и УМ» вошли:

  1. Кафедра «Технология металлов», организованная в период становления БИИЖТа (1956-1964 г.г.). Ее  возглавил к.т.н., доцент А.М.Макаренко, а в 1964-1976 г.г. – к.т.н., доцент А.П.Федин. С 1976-1986 г.г. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Н.П.Васильев. С 1986 по июль 1992 г. кафедра существовала на базе «Теория механизмов, детали машин и технология металлов», состоящая из кафедр «Теория механизмов и детали машин» (март 1980-апрель 1986 г.г.) и «Технология металлов» (май 1969-апрель 1986 г.г.), «Теоретическая и прикладная механика (1985-1992 г.г.)». Эту кафедру возглавил к.т.н., доцент Ю.В.Богородский, затем д.х.н., профессор А.В.Рогачев.
  2. Научно-исследовательской лаборатории «Физика поверхности и тонких пленок» (НИЛ ФПТП) с 1992 года (руководил д.х.н., профессор А.В.Рогачев.

В 2001 г. кафедру возглавил д. т. н., профессор Богданович Павел Николаевич, работавший до этого заведующим отделом Института механики металлополимерных систем Национальной академии наук Беларуси. Кафедра «Материаловедение, обработка и упрочнение материалов» согласно решению совета университета 20.12.2006 была переименована в кафедру «Материаловедение и технология материалов» («М и ТМ») (приказ № 710-п от 21.12.2006 г.).

Кафедра «Материаловедение и технология материалов» является выпускающей – осуществляет подготовку и выпускает инженеров по специальности 1-36 01 04 «Оборудование и технологии высокоэффективных процессов обработки материалов».

obh foto

За время работы на кафедре были успешно защищены: 1 докторская, 11 кандидатских диссертаций.

Учебная работа на кафедре «М и ТМ» осуществляется в пяти лабораториях (сварки, материаловедения и термической обработки, триботехнических испытаний, вакуумных методов нанесения покрытий, смазки узлов трения) и 3 учебных мастерских (сварочная, слесарная и механическая).

foto2

Кафедра обладает современным технологическим и экспериментальным оборудованием по вакуумным, плазменным методам нанесения покрытий, методам поверхностной обработки, триботехническим испытаниям и металлографическим методам исследований.

 foto3

В учебном процессе используются современные методы исследования, в частности, атомно-силовая микроскопия, атомно-эмиссионный и дифференциально-термический анализ, сканирующая калориметрия, методы ИК-спектроскопии.

foto4

По всем дисциплинам, преподаваемым на кафедре, имеются необходимые информационные материалы для курсового и дипломного проектирования. Значительное количество курсовых работ и проектов выполняются с применением современной вычислительной техники. Студентам кафедры предоставлена возможность пользоваться компьютерным классом.

С целью улучшения организации учебного процесса и совершенствования методики преподавания дисциплин триботехнического цикла в 1992 году был создан филиал кафедры в Институте механики металлополимерных систем НАН Беларуси. Для проведения лекций, лабораторных и практических занятий приглашаются ведущие специалисты ИММС НАНБ.

На протяжении всего существования кафедры велась активная издательская работа; сотрудниками кафедры изданы 4 монографии, 2 учебника, 3 учебных пособия.

Коллектив кафедры поддерживает тесные связи с Институтом повышения квалификации БелГУТа. Наиболее квалифицированные преподаватели читают лекции для инженерно-технических работников транспортного комплекса Республики Беларуси по современным методам восстановления и повышения износостойкости деталей машин, новым технологиям переработки неметаллических материалов, перспективным композитам, новым электронно-плазменным технологиям обработки материалов.

На кафедре проводится постоянное обновление лабораторной базы, насыщение ее современным оборудованием и автоматизация научных исследований. Студенты старших курсов привлекаются к выполнению научно-исследовательских работ. Это позволяет решать основную задачу – качественную подготовку высококвалифицированных инженеров.

При кафедре работает магистратура и аспирантура. За время работы 11 выпускников кафедры защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.

Научно-исследовательская работа коллектива кафедры ведется по трем основным направлениям:

  • совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов;
  • надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта;
  • теоретическое и экспериментальное исследование динамики и прочности механических систем, преимущественно транспортного назначения.

Научная школа  «Трибофатика» профессора Сосновского Л.А.

Специалисты кафедры при выполнении научно-исследовательских работ активно взаимодействуют с отраслевой научно-исследовательской лабораторией «Технические и технологические оценки ресурса единиц подвижного состава», научно-исследовательской лабораторией «Системы электроснабжения транспорта», ООО «НПО ТРИБОФАТИКА», научно-исследовательской лабораторией пути, испытательным центром железнодорожного транспорта «СЕКО».

По научному направлению совершенствования конструкции и повышение эффективности эксплуатации тепловозов проводятся следующие работы:

  • разработка организационно-технологических и технических мероприятий по снижению расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов;
  • разработка автоматизированных систем расчета планового расхода энергоресурсов на тягу поездов в пассажирском движении и оценки эффективности применения ресурсосберегающих мероприятий на магистральных локомотивах;
  • анализ оборудования и технологии ремонта тягового подвижного состава в локомотивных депо и разработка соответствующей нормативной документации;
  • исследование влияния условий движения поезда на расход топливно-энергетических ресурсов;
  • разработка и совершенствование конструкций топливных систем локомотивов, а также технологий их эффективного функционирования.

По научному направлению надежности, энергоэффективности, электробезопасности при проектировании и реконструкции систем электрификации тяговых и стационарных потребителей железнодорожного транспорта проводятся следующие работы:

  • разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта;
  • разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения;
  • разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава;
  • разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного транспорта.

В рамках научного направления теоретических и экспериментальных исследований динамики и прочности механических систем проводятся следующие работы:

  • разработка и внедрение перспективных конструкций железнодорожного подвижного состава, оценка их ресурса;
  • экспериментальные и теоретические исследования процессов повреждаемости, условий достижения предельного состояния и долговечности наиболее ответственных – трибофатических систем машин и механизмов по важнейшим критериям работоспособности;
  • разработка и изготовление машин для износоусталостных испытаний материалов, моделей пар трения и трибофатических систем в условиях, близких к эксплуатационным;
  • разработка и внедрение эффективных методов управления процессами комплексного износоусталостного повреждения трибофатических систем с целью повышения их эксплуатационной надежности при снижении затрат труда, средств и материалов в производстве и эксплуатации; методов износоусталостных испытаний, в том числе ускоренных; нормативных документов, в том числе государственных стандартов.

Кафедра «Локомотивы» начинает свою историю с 1956 года под названием «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава». В 1958 году, после разделения специальностей «Локомотивы» и «Вагоны» кафедра стала называться «Эксплуатация и ремонт подвижного состава», а с 1961 года – «Локомотивы и локомотивное хозяйство». С началом подготовки инженеров по специальности «Городской электрический транспорт», в 1994 году получила название «Тяговый подвижной состав». В 1999 году кафедра «Тяговый подвижной состав» была разделена на две: «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

Первым заведующим кафедрой «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава» был назначен к.т.н., доцент Виктор Николаевич Казаков, один из авторов первого в СССР учебника для вузов «Тепловозное хозяйство».

В сентябре 1957 года кафедру «Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава», а с января 1958 кафедру «Эксплуатация и ремонт подвижного состава» возглавлял дважды почетный железнодорожник, к.т.н., доцент Владимир Антонович Гутковский.

С 1961 по 1964 гг. в должности заведующего на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» работал известный ученый, специалист в области паровозного хозяйства, д.т.н., профессор Николай Александрович Сохачевский. Его учебник по паровозному хозяйству был переведен на немецкий, польский, румынский и китайский языки. Вместе с доцентами кафедры Гутковским В.А., Филимоновым А.И. и Догиным М.Е., имевшими богатый опыт педагогической работы, молодыми в то время кандидатами наук Костроминым А.М., Гизатуллиным Р.К. и другими сотрудниками, Сохачевский Н.А. закладывал традиции кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство». Аспирантуру Сохачевского Н.А. окончили Шумилов А.Г. и Рафаловский В.В.

Под руководством Сохачевского Н.А. создана тепловозная лаборатория, в которой не одно поколение студентов впервые знакомилось с тепловозным оборудованием. В настоящее время лаборатория носит его имя – «Силовые установки и энергетическое оборудование тепловозов им. профессора Сохачевского Н.А.».

С 1964 по 1966 гг. кафедрой руководил к.т.н., доцент Александр Иванович Филимонов – великолепный лектор, высокообразованный и культурный воспитатель молодежи.

С 1966 по 1978 гг. на кафедре работал, а с 1966 по 1973 гг. руководил ею, крупный специалист по тепловозному хозяйству, один из авторов учебника для вузов д.т.н., профессор Павел Константинович Крюгер. Под его руководством окончили аспирантуру В.В. Шидловский, Е.В. Секерин и В.М. Лазеев.

Под руководством к.т.н., доцента Догина Моисея Ефимовича, работавшего на кафедре с 1960 по 1979 гг., была создана научно-исследовательская лаборатория пневмотранспорта, сотрудники которой выполняли исследования не только для железнодорожного транспорта, но и для других отраслей народного хозяйства, развивали теорию двухфазных потоков. Под руководством к.т.н., доцента Догина М.Е. преподавателем кафедры Кучмой М.П. была подготовлена и защищена кандидатская диссертация на тему «Исследование износа и надежности пескоподающих установок локомотивного хозяйства».

С 1973 по 1979 гг. и с 1986 по 1988 гг. кафедру возглавлял известный ученый в области электрооборудования и автоматики тепловозов к.т.н., доцент Анатолий Михайлович Костромин. Под его руководством выполнялись работы по совершенствованию управления дизель-генератором, тяговыми электродвигателями и тепловозом в целом. Школу Костромина А.М. прошли многие специалисты-тепловозники, в том числе защитили кандидатские диссертации
Рафаловский В.В., Шидловский В.В., Секерин Е.В., Чулак С.А. и Френкель С.Я.

В 1988 году коллектив авторов в составе: Костромин А.М., Рафаловский В.В., Френкель С.Я и др. за разработку, внедрение и демонстрацию на ВДНХ СССР изобретения «Устройство автоматического управления транспортным средством» БелИИЖТ награждены дипломом ВДНХ СССР.

С 1979 по 1986 гг. кафедру возглавлял д.т.н., доцент Растам Каримович
Гизатуллин – известный специалист в области топливной аппаратуры тепловозных дизелей. Результаты научных исследований профессора кафедры
Гизатуллина Р.К. до сих пор успешно используются работниками локомотивного хозяйства Белорусской железной дороги, железных дорог стран СНГ, а также при подготовке специалистов-тепловозников.

С 1988 года кафедрой руководят выпускники БелИИЖТа-БелГУТа. Так, с 1988 по 1993 гг. кафедрой заведовал к.т.н., доцент Вячеслав Михайлович Овчинников. В это время построено и сдано в эксплуатацию кафедральное мини-депо (ангар) с действующим тепловозом.

С 1993 по сентябрь 1994 года кафедру «Локомотивы и локомотивное хозяйство», с сентября 1994 по июль 1999 года кафедру «Тяговый подвижной состав», а с июля 1999 по 2001 год кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели» возглавлял к.т.н., доцент Сергей Иванович Сухопаров. В эти годы кафедра начала готовить инженеров по специальностям «Городской электрический транспорт», «Электровозы» и «Судовые энергетические установки». Под руководством к.т.н., доцента Сухопарова С.И. создана лаборатория «Городской электрический транспорт» для подготовки инженеров-электромехаников и лаборатория «Устройство и конструкция автомобилей», переданная позднее кафедре «Общетранспортные проблемы».

В 1999 году произошло разделение кафедры «Тяговый подвижной состав» на кафедры «Тепловозы и тепловые двигатели» и «Электрический подвижной состав».

С 1999 по 2016 гг. кафедрой «Электрический подвижной состав» бессменно руководил к.т.н., доцент Могила Владимир Степанович. Под его руководством начиалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по направлению специальности «Тяговый состав железнодорожного транспорта (электрический транспорт и метрополитен)» и инженеров-энергетиков по специализации «Электроснабжение железных дорог». Продолжалась подготовка и выпуск инженеров-электромехаников по специальности «Городской электрический транспорт». В становлении кафедры принимали участие к.т.н., доценты Рафаловский В.В. и Ергучев Л.А. В 2007 году на кафедре «Электрический подвижной состав» организована научно-исследовательская лаборатория «Системы электроснабжения транспорта», руководителем которой был к.т.н., доцент Евдасев И.С., научным руководителем – к.т.н., доцент Могила В.С. Направлениями исследований лаборатории являлись: разработка методов оптимизации систем тягового электроснабжения электрического подвижного состава и электрических железных дорог, метрополитена и городского электрического транспорта; разработка методов и методик теоретического и практического решения задач по анализу, контролю и оптимизации режимов работы систем электроснабжения; разработка нормативно-справочной базы и стандартов, регламентирующих требования по проектированию, реконструкции, эксплуатации и ремонту устройств систем электроснабжения и подвижного состава; разработка и внедрение автоматизированных расчетных систем для структурных подразделений железнодорожного и городского транспорта, а также метрополитенов.

С 2001 по 2011 гг. кафедрой «Тепловозы и тепловые двигатели» руководил к.т.н., доцент Френкель Семён Яковлевич. При его непосредственном участии в 2008 году был разработан образовательный стандарт 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а также совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)». В этот период на кафедре создан действующий макет высоковольтной камеры тепловоза 2ТЭ10У, а также интенсивно велись научно-исследовательские работы в области нормирования расхода энергоресурсов на тягу поездов. Защищены диссертационные исследования на соискание научной степени кандидата технических наук Самодумом Ю.Г. и Скрежендевским В.В.

С 2011 года кафедру «Тепловозы и тепловые двигатели», а с 2016 по 2017 гг. кафедру «Локомотивы» возглавлял к.т.н., доцент Скрежендевский Виктор Владимирович. Под его руководством в 2013 года разработан образовательный стандарт второго поколения по специальностям 1-37 03 01 «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок», а совместно с заведующим кафедрой «Электроподвижной состав» к.т.н., доцентом Могилой В.С. разработан образовательный стандарт 1-37 02 01 «Тяговый состав железнодорожного транспорта (по направлениям)».

С 2017 по 2019 гг. кафедрой «Локомотивы» руководил д.т.н., доцент Путято Артур Владимирович. Под его руководством созданы учебные лаборатории «Контактные сети железных дорог», «Электроснабжение железных дорог» и «Теория машин и механизмов», которая впоследствии была передана на кафедру «Техническая физика и теоретическая механика», также было произведено дооснащение лаборатории «Механика материалов». В этот период организован филиал кафедры в Гомельской дистанции электроснабжения РУП «Гомельское отделение Белорусской железной дороги».

С 2019 года и по настоящее время кафедрой руководит к.т.н., доцент Френкель Семен Яковлевич.

На кафедре в сотрудничестве с Белорусской железной дорогой ведутся научно-исследовательские работы:

- совершенствование конструкции и повышение эффективности эксплуатации тягового подвижного состава;

- нормирование расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов; динамики и прочности железнодорожного подвижного состава;

- стандартизация технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава;

- расчет режимов совместной работы рельсового электрического транспорта и систем тягового электроснабжения постоянного и переменного тока;

- снижение потерь электрической энергии в тяговой сети и улучшению качества электрической энергии в точках общего присоединения;

- механика материалов и конструкций, движущихся и деформируемых систем;

- механика износоусталостного повреждения и разрушения трибофатических систем и др.

Преподаватели кафедры активно участвуют в работе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь БелГУТа. Проводят учебные занятия с руководящими работниками и специалистами служб Управления, организаций, обособленных структурных подразделений Белорусской железной дороги.

На кафедре создана и успешно функционирует система организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС). НИРС как часть образовательного процесса кафедры реализуется за счет того, что профессорско-преподавательский состав использует в рамках образовательного процесса и работы студенческих научных кружков технологии, способствующие развитию исследовательских умений у обучающихся. Итоги и результаты полученных научных исследований освещаются студентами не только в рамках студенческих научных кружков, но и в ходе работы студенческих научно-технических конференций.

Студенты кафедры ежегодно под руководством преподавателей кафедры участвуют в научных конференциях, предметных олимпиадах университетского, городского, республиканского и международного уровней, конкурсах «Транспорт будущего», стартап-проектах по альтернативной энергетике, а также в Международном инженерном чемпионате «CASE-IN» и др. Студенческие научно-исследовательские работы, выполненные под руководством преподавателей кафедры, неоднократно получали дипломы первой категории на республиканских конкурсах.

Студентам кафедры предоставляется возможность обучения на военно-транспортном факультете по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса, а также приобретения второй специальности (квалификации) на базе высшего образования в институте повышения квалификации и переподготовки кадров.

Особое внимание как в учебное, так и внеучебное время на кафедре уделяется идеологическому и гражданско-патриотическому воспитанию, а также воспитанию информационной культуры обучающихся. Так, сотрудники и студенты  кафедры участвуют в памятных акциях, приуроченных ко Дню защитников Отечества и Вооружённых Сил Республики Беларусь, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Победы в Великой Отечественной войне и т.д.

Кафедра готовит высококвалифицированных специалистов в области эксплуатации, технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава, оборудования электрических подстанций и сетей с применением современных методов и средств повышения надежности, долговечности и экономичности железнодорожного транспорта.

Выпускники кафедры занимают руководящие должности в структурных подразделениях университета, Белорусской железной дороги, на промышленных предприятиях, а также в проектных и конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, лабораториях и проектных организациях Республики Беларусь.

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и эксплуатация подвижного состава"

Казаков В.Н.
к.т.н., доцент

(1956 – 1957 гг.)

bely

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1957 – 1958 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Эксплуатация и ремонт подвижного состава"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1958 – 1960 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Подвижной состав и тяговое хозяйство"

Гутковский В.А.
к.т.н., доцент

(1960 – 1961 гг.)

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы и локомотивное хозяйство"

Сохачевский Н.А.
д.т.н., профессор

(1961 – 1964 гг.)

filimonov

Филимонов А.И.
к.т.н., доцент

(1964 – 1966 гг.)

filimonov

Крюгер П.К.
д.т.н., профессор

(1966 – 1973 гг.)

filimonov

Костромин А.М.
к.т.н., доцент

(1973 – 1979 гг. и 1986 – 1988)

filimonov

Гизатуллин Р.К.
д.т.н., доцент

(1979 – 1986 гг. )

filimonov

Овчинников В.М.
к.т.н., доцент

(1988 – 1993 гг. )

filimonov

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тяговый подвижной состав"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1993 – 1994 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Тепловозы и тепловые двигатели"

Сухопаров С.И.
к.т.н., доцент

(1999 – 2001гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

(2001 – 2011 гг. )

filimonov

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2011 – 2016 гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Электрический подвижной состав"

Могила В.С.
к.т.н., доцент

(1999 – 2016гг. )

filimonov

Заведующие кафедрой "Локомотивы"

Скрежендевский В.В.
к.т.н., доцент

(2016 – 2017 гг. )

filimonov

Путято А.В.
д.т.н., доцент

(2017 – 2019 гг. )

filimonov

Френкель С.Я.
к.т.н., доцент

( с 2019 года и по настоящее время)

filimonov