Вестник БелГУТа: наука и транспорт. № 1 (34), 2017
СОДЕРЖАНИЕ (статьи по секциям, аннотации к статьям)
БЕЗОПАСНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
Проведен анализ тенденций развития систем мониторинга состояния ответственных частей подвижного состава на железных дорогах Западной Европы и США. Показана перспективность широкого использования микропроцессорной техники, организации системы предупредительного технического обслуживания и ремонта подвижного состава по фактическому состоянию ответственных компонентов ходовых частей вагонов.
Приведено описание влияния различных факторов на работу приводов с асинхронными тяговыми двигателями. Рассмотрена работа двигателя при отклоняющемся напряжении и обрыве одной из фаз. Проведен анализ механических и электрических характеристик асинхронного двигателя при включении в цепь трехфазного инвертора и синхронного генератора. По результатам исследований были сделаны соответствующие выводы о влиянии трехфазного инвертора и синхронного генератора на работу асинхронного двигателя.
АВТОМАТИКА, ТЕЛЕМЕХАНИКА И СВЯЗЬ
В статье определены основные проблемы, которые возникают в ходе эксплуатации контактных подвесок и токосъемных элементов электроподвижного состава при скоростном движении и разработка рекомендаций по улучшению их работы. Проведен анализ выходов из строя проводов и тросов контактных сетей, исследованы проблемы, которые возникают при эксплуатации разных типов токоприемников и токосъемных элементов скоростных электропоездов, их влияние на надежность работы процесса токосъема. В ходе исследования установлено, что состояние контактной сети электрифицированных железных дорог Украины не соответствует требованиям, которые предъявляются для обеспечения надежной работы скоростных электропоездов. Установлено, что происходит обвальное старение контактной сети.
Рассмотрены особенности расчета мгновенных схем при работе ряда тяговых подстанций постоянного тока на общую нагрузку. Для автоматизации расчетов расширено определение функции токораспределения, получены нелинейные зависимости, которые наиболее целесообразно использовать в современных средствах моделирования систем тягового электроснабжения. Особенности расчетов двухпутных участков предложено учитывать с использованием общей формулы нахождения сопротивления относительно тяговой нагрузки.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Проведение II Европейских игр в 2019 г. в Минске является важным событием, значимым не только для столицы Беларуси, но и для всей страны. Одной из важнейших задач успешного проведения подобного крупного спортивного события является обеспечение удобного передвижения участников и гостей соревнований. Сложность решения такой задачи обусловлена наличием высоких пиковых нагрузок пассажиропотока, связанных с проведением игр.
В данной статье приводится обзор методов прогнозирования транспортного спроса на время проведения массовых спортивных мероприятий, требования к такой прогнозной модели, задачи, решаемые при транспортном планировании таких мероприятий, краткий обзор мирового опыта решения подобных проблем и основные пути транспортного обеспечения Европейских игр-2019 в г. Минске.
Предложен критерий выбора формы организации работы пассажирских транспортных средств (ПТС), отличающийся учетом затрат на эксплуатацию ПТС и потерями времени пассажиров. Установлена зависимость, позволяющая принять решение об организации работы ПТС на маршруте по интервалу или расписанию, повысить эффективность работы городского пассажирского маршрутизированного транспорта (ГПМТ) в межпиковый период за счет сокращения времени ожидания путем перехода от интервальной работы в часы "пик" на работу по расписанию в моменты спада пассажиропотока. На основании проведенных экспериментальных исследований получено численное значение интервала, при котором целесообразно организовать работу по расписанию.
Рассмотрены факторы, влияющие на систему городских пассажирских маршрутизированных перевозок (СГПМТ). Определены неуправляемые и управляемые факторы и их влияние на результативность работы городского пассажирского маршрутизированного транспорта (ГПМТ). На основе анализа влияния управляемых и неуправляемых факторов на ГПМТ определены выходные параметры СГПМТ и критерий их оптимизации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
Изложены подходы к развитию системы государственного контроля безопасности транспортной деятельности участников перевозочного процесса на инфраструктуре железнодорожного транспорта Республики Беларусь. Установлены основные социально-экономические и нормативно-правовые условия реализации функций государственного контроля безопасности транспортной деятельности на железнодорожном транспорте в рамках Министерства транспорта и коммуникаций. Указаны приоритеты развития системы государственного контроля на основе создания двухуровневого взаимодействия – органа контроля и участника перевозочного процесса. Определены подходы к созданию участниками перевозочного процесса на железнодорожном транспорте системы управления безопасности (СУБ), которая охватывает управленческие и производственные процессы. Представлена структура СУБ участника перевозочного процесса и основные мероприятия по реализации процессов совершенствования системы контроля транспортной деятельности.
Ерофеев А. А. Предпосылки создания системы интеллектуального управления перевозочным процессом
Рассмотрены основные концепции создания и уровни управления интеллектуальных систем. Определены особенности железнодорожной транспортной системы как объекта управления, которые не позволяют использовать типовые подходы интеллектуального управления. Установлены концептуальные подходы создания интеллектуальной системы управления перевозочным процессом, которые включают модели поведения системы, технологии реального масштаба времени и централизации информации, интегрированные адаптивные технологии управления перевозочным процессом. Рекомендована этапность разработки интеллектуальной системы управления и дано описание реализованных на Белорусской железной дороге этапов.
Ерофеев А. А. Влияние сбоев в информационно-управляющих системах на перевозочный процесс
Установлены основные виды отказов и сбоев, которые могут встречаться в информационно-управляющих системах железнодорожного транспорта. Определены количественные параметры задержек в обработке данных в системе управления перевозочным процессом на Белорусской железной дороге. Предложена методика оценки влияния сбоев в информационно-управляющих системах на перевозочный процесс. Данная методика учитывает виды рисков возникновения сбоев и их вероятностные характеристики. Апробация методики произведена на примере Информационно-аналитической системы поддержки управленческих решений для грузовых перевозок Белорусской железной дороги. По итогам исследования были установлены типы зависимостей коэффициентов величины изменения натуральных показателей от продолжительности сбоев. Разработаны рекомендации по минимизации потенциальных дополнительных затрат железной дороги в случаях сбоев в информационно-управляющих системах.
С первоначальными типами расселения населения Беларуси связаны и современные типы городских поселений, основанные на межпоселенных трудовых связях, формированию которых способствовали транспортные коммуникации (главные дороги и губернский тракт). Это позволило в дальнейшем по данным направлениям обеспечить строительство железных дорог, которые способствовали урбанизации прилегающих к ним территорий. Таким образом, железнодорожная магистраль как средство коммуникации активизировала деловое общение населения территорий, пролегающих к ней, оказала влияние на переустройство быта и, можно сказать, явилась двигателем социально-экономического прогресса в ХХ веке.
Изложены принципы композиции транспортных потоков участников перевозочного процесса на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. Определены типы потоков и идентифицированы процессы интеграции товарной массы в систему поездообразования и график движения поездов для целевого планирования пропуска поездов на объектах. Установлены временные и физические характеристики транспортных потоков, влияющие на способ их реализации при процессно-объектном моделировании графика движения поездов. Дано распределение возможных долей участия перевозчиков в организации поездных назначений в зависимости от их доходности.
Шкурин К. М. Системный подход к оптимизации плана формирования поездов
Рассматривается влияние времени нахождения подвижного состава в движении на величину эксплуатационных расходов. На примере участка Минск – Орша анализируется зависимость участковой скорости и времени следования поезда по участку от его категории. Дано обоснование целесообразности применения критерия минимизации времени нахождения подвижного состава в движении при разработке плана формирования.
Изложены основные составляющие экономической эффективности организации скоростного движения пассажирских поездов и факторы, влияющие на ее оценку. Приведена методика стоимостной оценки результатов работы железнодорожной магистрали при организации скоростного движения. Рассмотрены результаты расчета по приведенной методике экономической эффективности организации скоростного движения пассажирских поездов по магистрали Красное – Минск – Брест.
Рассмотрены актуальные проблемы организации оперативного планирования местной работы железнодорожных участков и узлов. Предложено определение динамической модели применительно к объекту и предмету исследования. Установлена роль и функции динамической модели при реализации управленческих процедур – планирования, регулирования и контроля перевозочного процесса. Представлена концепция динамической модели перевозочного процесса. Установлены требования к динамической модели и описаны ее объекты. Обоснованы применяемые подходы. Установлены аналитические зависимости. Решение задач исследования осуществлялось с использованием теории систем, методов теории множеств, теории управления, теории вероятностей.
Станция передачи вагонов представляется как сеть подсистем (парков) массового обслуживания транспортного потока (поездов) и их тесное взаимодействие друг с другом в эксплуатационной работе. Приведены примеры на конкретных железнодорожных станциях по структуре и взаимодействию подсистем, участвующих в обслуживании вагонопотоков.
Показано влияние технологических каналов на время обслуживания поездов в подсистемах станции передачи вагонов. Предложены мероприятия по ускорению обслуживания транспортного потока в подсистемах станции передачи вагонов.
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ
На основе анализа уравнений связи, описывающих характеристические отношения между напряжением и деформацией, предложены варианты их графического отображения, позволяющие выделять группы материалов со сходным поведением под нагрузкой. Это может способствовать выбору материалов в экспериментах по моделированию с учетом масштабного фактора процессов деформации деталей сооружений и конструкций. Предложенные графические зависимости представляют удобный метод оценки модулей упругости и податливостей по известным экспериментальным значениям других модулей и податливостей.
Поддубный А. А., Яровая А. В. Перспективы применения быстровозводимых мостов и переправ
Рассмотрены перспективы применения быстровозводимых мостов и переправ. Предложено создать научно-исследовательскую лабораторию по изучению и проектированию быстровозводимых мостов и переправ на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта». Определены основные направления деятельности предлагаемой лаборатории. Представлены решенные научно-практические задачи по совершенствованию и модернизации сборно-разборных мостовых конструкций. Оценены возможности подготовки специалистов.
Приведены результаты многолетних исследований карбонизации бетона и ее влияния на изменение технического состояния железобетонных элементов (ЖБЭ) и конструкций (ЖБК). Показаны очень условное определение карбонизации и ее влияние на защитные свойства бетона по отношению к стальной арматуре в современных нормативных документах и обоснована необходимость разработки белорусского нормативного документа, учитывающего влияние карбонизации на оценку и прогнозирование технического состояния ЖБЭ и ЖБК.
ЭКОНОМИКА
Рассмотрены тарифы на услуги инфраструктуры в ряде стран СНГ и Балтии; сформулированы принципы, заложенные в основу аналогичных тарифов на Белорусской железной дороге; приведены основные особенности, учтенные при расчете тарифов на услуги инфраструктуры для условий Республики Беларусь.
Приводятся обоснования необходимости разработки и внедрения системы показателей качества транспортных услуг как способа создания обратной связи с потребителями услуг. Создание базы показателей качества услуг в рамках единой транспортной системы позволит оживить рынок транспортных услуг, мотивировать перевозчиков к совершенствованию своей работы для укрепления конкурентоспособности, повысить эффективность управления процессами качества на предприятиях, оказывающих транспортные услуги.
Представлены основные сведения о системе подтверждения соответствия продукции, предназначенной для железных дорог. Проанализирована деятельность органа по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТа при декларировании и сертификации. Сделан вывод, что проведение работ по сертификации отвечает большинству критериев прикладных научных работ. Рассматриваются различные аспекты сертификации железнодорожной продукции
МАРКЕТИНГ
Уточнено понятие «маркетингового исследования» и его отличие от понятия «исследование рынка». Рассмотрены принципы маркетинговых исследований как составной части научных исследований и как специфического способа получения информации. Кратко охарактеризована система маркетинговых исследований, сформированная в пассажирском секторе железнодорожного транспорта Украины. С учетом наработанной практики и специфики транспортной услуги предложены новые направления маркетинговых исследований в пассажирских перевозках. Проанализированы существующие классификации маркетинговых исследований, выполнена их систематизация и упорядочение. Полученная классификация позволяет придать им комплексный характер, четко ориентированный на решение поставленных задач.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Рассмотрены вопросы создания профессионального сообщества ученых и специалистов по городскому транспортному планированию. Приведены результаты анализа деятельности национальных и зарубежных объединений и организаций, связанных с вопросами городского транспортного планирования и управления. Выполнен анализ организационных структур и специфик деятельности данных организаций в России и за рубежом, проведено исследование возможных вариантов создания рассматриваемого экспертного сообщества и на этой основе разработаны предложения по определению функций, полномочий, организационно-правовой структуры и основных направлений работы профессионального объединения в рассматриваемой сфере деятельности.
Скачать весь журнал. № 1 (34), 2017 год |
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter