Строительство на все времена
28 ноября 2024 года доцентом кафедры «Проектирование, строительство и эксплуатация транспортных объектов» Ахраменко Г. В. и ассистентом той же кафедры Никитенко М. Ю. был организован круглый стол со слушателями курсов повышения квалификации на тему «БАМ – стройка века».
Ахраменко Г. В. является ветераном этой стройки, т.к. с 1977 по 1980 г. она вместе со своим мужем Ахраменко П. Г. работали на строительстве «малого БАМа», железнодорожном направлении Тында–Беркакит. Семейная пара по распределению была направлена в г. Тынду в управление «Бамстройпуть» СМП–567.
Надо сказать, что Ахраменко Петр Геннадьевич в составе строительного отряда принимал участие в строительстве БАМа еще в 1976 г. на ст. Лапри (Западный участок БАМа) при строительстве моста через ущелье, на дне которого протекал водоток. Высота моста составляла примерно 30–35м, к тому же мост располагался в кривой.
Тында считается столицей Байкало-Амурской магистрали. Это одно из немногих мест трассы, история которого началась задолго до БАМа. Первый поселок, ставший перевалочным пунктом для золотоискателей, возник в этих местах еще в начале ХХ века. Железная дорога пришла сюда в 1937 году, когда была проложена ветка от Транссибирской магистрали. Однако просуществовала дорога недолго: в 1942 году рельсы с этого участка были сняты и использованы для срочного строительства Волжской рокады , во многом определившей исход Сталинградской битвы.
В то время ст. Тында представляла из себя обыкновенное щитосборное строение с вывеской «ст. Тында». Сейчас – это современное здание, в строительстве которого принимали участие и супруги Ахраменко в качестве мастеров.
Станция «Тында» – 1977 г.
Станция «Тында» – в настоящее время
Тында в то время – небольшой городок, в основном со щитосборными домами и общежитиями, а также «бочками Диогена».
Сейчас – это современный город с широкими улицами и высотными домами.
В 1970-х, после объявления БАМа всесоюзной стройкой, основную рабочую силу здесь составляли комсомольцы-добровольцы, привлеченные романтикой, возможностью участвовать в грандиозном проекте и достойной оплатой труда. Зарплаты тут были выше, чем в среднем по стране. Строители могли приобретать дефицитные товары и обеспечивать свои семьи.
Галина Владимировна вспоминает: «Первым жильем строителей были палатки, но мы их уже не застали. К 1977 году, когда мы приехали, людей начали переселять во временное жилье – вагончики и щитовые дома без удобств. Работали на трассе в суровых условиях: лютые морозы до –50 градусов и ураганы. Летом множество проблем доставляла мошкара. БАМ хорошо снабжался как продовольствием, так и промышленными товарами. Особое внимание уделялось питанию: рацион был весьма разнообразный. Летом завозили овощи, фрукты и даже такие деликатесы, как красная икра и крабы. Проблемы возникали только с хлебом, его сложно было доставлять на дальние участки».
Культурная жизнь тоже была насыщенная. Сюда, в Тынду в рамках ежегодного фестиваля «Огни магистрали» приезжали известные артисты и творческие коллективы: Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, ВИА «Самоцветы» и многие другие. Концерты и спектакли помогали отвлечься от тяжелых трудовых будней
Но молодость, сплоченность и дружба брали свое. Жили в общежитии дружной семьей. По очереди смотрели детей, если кому-то надо было отлучиться, выручали друг друга и одеждой, и деньгами.
Что поражало, так это техника, работающая на строительстве БАМа, о чем писалось и говорилось уже не раз. Мощная техника из Японии, США и ФРГ способна была разрабатывать скальные выемки, планировать откосы земляного полотна из скальных грунтов, разрабатывать карьеры. Кстати, в разработке угольного бассейна в Нерюнгри работали и белорусские Белазы.
По словам Ахраменко Г. В. великая стройка связала воедино судьбы многих тысяч людей свыше ста национальностей и это было незабываемое время и хорошая трудовая школа, которая наложила отпечаток на дальнейшую трудовую деятельность.
Доцент кафедры «ПСиЭТО» Г.В. Ахраменко
Ассистент кафедры «ПСиЭТО» М.Ю. Никитенко
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter