ЗАМЕЖНЫМ ГРАМАДЗЯНАМ
12
11
10

Анонсы

Пн Ат Ср Чц Пт Сб Нд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Навіны



ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО – 2025. Категория «Учащиеся школ и колледжей»


23 мая 2025 года на базе учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта» прошел финал республиканского конкурса «Транспорт будущего».

Конкурс проводится учреждением образования «Белорусский государственный университет транспорта» при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и государственного объединения «Белорусская железная дорога» с целью активизации научно-исследовательской деятельности школьников, учащихся колледжей, студентов, магистрантов и аспирантов, а также создания условий для реализации творческого потенциала молодежи.

Финальный этап конкурса «Транспорт будущего» проводился в форме очного представления конкурсных работ участниками перед членами жюри (деканами всех факультетов университета). Председатель жюри – Петр Васильевич Стоцкий, заместитель Начальника государственного объединения «Белорусская железная дорога».

Руководил работой жюри в финале конкурса «Транспорт будущего» модератор мероприятия, заместитель председателя жюри – проректор по научной работе учреждения образования «Белорусский государственный университет транспорта» Александр Александрович Ерофеев.

e1

Первой работала секция конкурса категории «Учащиеся школ и колледжей».

Приглашенные представили 5 проектов на финальный этап конкурса «Транспорт будущего» с подготовленными мультимедийными презентациями и действующими моделями. Представление конкурсных работ осуществлялось в ходе открытого заседания с обсуждением. Члены жюри задавали вопросы конкурсантам, обсуждали спорные моменты и даже подсказывали пути наилучшего решения того или иного вопроса. Оценивались работы каждым членом жюри по критериям: актуальность, новизна, оригинальность, наличие элементов исследовательского подхода, личный вклад авторов, проработанность вопросов, предполагаемая эффективность, целостность и полнота отражения, качество презентации.


ПОБЕДИТЕЛИ

Школы 

1 место

Пухтеев Михаил Иванович, Зимовская Алина Игоревна,
юные железнодорожники Детской железной дороги имени К.С. Заслонова

«Перспективы развития смешанного сообщения в Республике Беларусь»

Улучшение доступности транспортных услуг для населения небольших и средних населенных пунктов стало целью проекта юных железнодорожников. Они провели анализ действующих маршрутов смешанного сообщения Минск – Гомель – Ветка и Гомель – Муляровка – Петриков, выявили их недостатки, предложили решение нескольких проблем: удаленности остановочных пунктов автомобильного транспорта от железнодорожных станций и проблему несогласованности графиков движения. Создание единого информационного сервиса станет, по мнению победителей конкурса, идеальным решением проблемы планирования поездок в смешанном сообщении.

1 1

1 3

1 5

1 2

Проект требует незамедлительного рассмотрения и принятия решений. Тема остра, болезненна и при этом настолько весома, что годится не только для конкурса в номинации школьников, но и для кандидатской и даже докторской диссертации. Конечно, она требует немалого финансирования и юридического осмысления, но именно этим и нужно заниматься, чтобы развивать эту тему, – председатель жюри П.В. Стоцкий выразил исключительно положительную оценку проекту. 

s1


2 место 

Мищенко Владислав Игоревич,
учащийся 8 «Г» класса ГУО «Средняя школа № 12 г. Светлогорска имени И.Г. Котлярова»

«Механизм для смещения центра тяжести у вагонов»

Владиславу после изучения ходовой части подвижного состава пришла идея на основе конструктора Mindstorms education EV3 разработать макет устройства для смещения центра тяжести вагона. Конкурсант сконструировал макет механизма, прикрепил модуль EV3 к корпусу макета, запрограммировал модель на автономный процесс смещения центра тяжести с минимальным участием человека в этом процессе.

2 2

2 1

2 4

2 5

Проект Владислава Мищенко вызвал достаточно бурную полемику. Член жюри декан механического факультета В.А. Лодня поставил на обсуждение вопрос выбора системы привода и себестоимости внедрения этого проекта. При этом подчеркивалась ценность механизма, который позволит превышать определенный лимит скорости на поворотах без опрокидывания вагона, и, конечно, трудоемкость создания модели.

2 6

2 3

 
3 место 

Башкиров Роман Юрьевич, Лисейчиков Александр Андреевич, Поклад Владислав Дмитриевич,
учащиеся 10 класса ГУО «Средняя школа № 22 г. Могилева»

«Обеспечение безопасности работников при производстве путевых работ на перегонах,
оборудованных устройствами автоблокировки»

Проектом предлагается для ограждения места производства работ на перегонах, оборудованных устройствами автоблокировки, применять проходные светофоры. Ограждение производит (снимает) путеец нажатием (вытаскиванием) кнопки, установленной в щитке ограждения на ближайшем к месту работы релейном шкафу. При этом имитируется занятость блок-участка, на котором планируются работы.   

Ребята изучили нормативно-техническую документацию, регламентирующую обеспечение безопасности работающих на путях, разработали схемы устройства для ограждения места работ, показали прогнозируемый эффект от внедрения данных устройств.

3 1

3 2

3 4

3 3

Член жюри декан факультета управления процессами перевозок Н.В. Кекиш обсудила с конкурсантами предложенный способ включения автоблокировки. Итог обсуждения: данное устройство можно рекомендовать к установке при проведении подготовительного этапа к путевым работам на перегонах.

k1

3 5

 
4 место 

Мотькин Михаил Игоревич, Семенчук Артем Вячеславович, Ковальчук Вадим Витальевич,
 
учащиеся средних школ г. Гомеля

«Цифровой автоматический речевой информатор железнодорожной станции»

Ребята сконструировали прототип автоматического речевого информатора железнодорожной станции для оповещения пассажиров и персонала железнодорожной станции о приближении поезда по первому или второму пути. Устройство воспроизводит голосовые сообщения при замыкании контактов, имитирующих сигналы от датчиков или реле системы управления станцией.

4 1

4 6

4 4

4 7

При обсуждении проекта конкурсанты рассказали, что продумали различные ситуации, и отвечали на вопросы жюри уверенно. Например, ими предусмотрен вариант прибытия одновременно двух поездов на оба пути.


Колледжи

1 место

Журо Илья Алексеевич, Короленко Евгений Игоревич, Степанцов Михаил Михайлович,
учащиеся Гомельского колледжа – филиала Белорусского государственного университета транспорта

«Использование нейросетей в хозяйстве автоматики и телемеханики»

Конкурсанты проанализировали возможности различных нейросетей (ChatGPT, Google Gemini, DeepSeek) для поиска причин отказов устройств СЦБ. В процессе анализа они пришли к выводу, что искусственный интеллект – отличный помощник, но необходимо ответственно подойти к выбору нейросети. А также наработать как можно большую базу неисправностей, которую будет использовать искусственный интеллект, так как точность поиска причины пока не всегда 100%.

1k 1

1k 2

1k 3

1 5

Заместитель председателя жюри конкурса, специалист в области искусственного интеллекта, проректор по научной работе Белорусского государственного университета транспорта А.А. Ерофеев отметил, что эта задача очень важна, тема крайне актуальна. Но область применения должна быть сдвинута в сторону более вариативной в смысле технического обеспечения безопасности транспортного процесса. Обеспечение безопасности движения поездов должно составлять 100%  результата при поиске неисправности и применении того или иного способа решения.

e2

 
2 место

Кудравец Артем Николаевич, Паенков Станислав Сергеевич, 
учащиеся Гомельского колледжа – филиала Белорусского государственного университета транспорта

«Доставка грузов на орбиту»

В ходе работы конкурсанты изучили свойства теплового расширения металлов и представили свои выводы изученного. Идея проекта заключается в том, что по экватору на одинаковом расстоянии устанавливаются столбы, которые несут функцию опоры и функцию нагревательных элементов. На столбы кладется металлическая замкнутая лента в виде кольца, на ленту устанавливаются контейнеры с грузом. При нагревании лента увеличивается в длине, что позволяет доставить груз в разряженную атмосферу.

Члены жюри отметили смелую цель проекта, дали свои рекомендации по включению наработок и результатов изучения материала в свою научно-исследовательскую деятельность.

2k 2

2k 1

2k 3

Председатель жюри конкурса Петр Васильевич Стоцкий торжественно вручил победителям дипломы и подарки, предоставленные государственным объединением «Белорусская железная дорога».

0

1

2

8

7

3

Он выразил искреннюю благодарность всем участникам республиканского конкурса.

Вы поднимаете такие вопросы, которые не просто актуальны, а требуют их решения буквально «вчера». И то, что вы предлагаете свои пути решения, очень ценно.

Благодаря таким, как вы – целеустремленным, умным, любознательным, инициативным – научно-технический прогресс будет иметь дальнейшее движение. Ведь его двигателем являетесь именно вы. Благодаря вам можно уверенно говорить о том, что транспорт будущего в надежных руках. 

Рано или поздно вы станете абитуриентами, и в большинстве своем выберете Белорусский государственный университет транспорта – уникальный, единственный университет, из которого выходят высококлассные специалисты транспортной отрасли, а Белорусская железная дорога всегда поддержит ваши инициативы и прогрессивные начинания.

s2

Проекты победителей конкурса будут рекомендованы на республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси» и международные конкурсы.

6

5

Поздравляем победителей! Благодарим всех участников конкурса. Желаем им новых интеллектуальных побед и достижений!

Пресс-служба:
Татьяна Модина,
фото Михаила Каранкевича

Готовится к публикации материал об итогах работы секции «Студенты, магистранты и аспиранты».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter

БелДУТ на Дошцы гонару

Фотагалерэя