В последние годы на кафедре выполнялись научные исследования по методам комплексного решения электромагнитной совместимости микроэлектронных систем управления ответственными технологическими процессами, по разработке процессорно-релейной системы управления стрелками и сигналами и другие работы, имеющие важное практическое значение и высокий научный уровень.
Разработки сотрудников кафедры широко используются в хозяйстве сигнализации и связи Белорусской железной дороги и на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Кафедра имеет тесные связи с учеными России, Украины, Латвии, Литвы, Германии и других иностранных государств. Результаты исследований докладываются на международных конференциях и симпозиумах. Коллектив кафедры активно участвует в подготовке специалистов транспорта в рамках программ Института повышения квалификации.
На кафедре под руководством преподавателей кафедры работают студенческие научные кружки, проводятся олимпиады по специальным предметам, конкурсы на лучшие курсовые проекты, научно-практические конференции по многим проблемам железнодорожной автоматики, телемеханики и электромагнитной совместимости. Лучшие работы студентов успешно участвуют в университетском и республиканском конкурсах, получают развитие в магистратуре и аспирантуре.
На базе кафедры доктором технических наук, профессором Бочковым К.А. в 1998 г. Была создана научно-исследовательская и испытательная лаборатория «Безопасность и электромагнитная совместимость технических средств», которая аккредитована Белстандартом на техническую компетентность и независимость в декабре1999 г.
Лаборатория проводит научно-техническую экспертизу и испытания на безопасность функционирования, электромагнитную совместимость (ЭМС) и поиск опасных отказов в микроэлектронных и компьютерных системах управления ответственными технологическими процессами (системы управления движением поездов, системы аварийной автоматики и т.д.).
Она включена в реестр испытательных лабораторий, результаты испытаний которых признаются администрациями железных дорог стран СНГ и Балтии.
Коллективом лаборатории во главе с руководителем д.т.н., профессором Бочковым К.А. разработана необходимая для проведения испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость (ЭМС) нормативная база, программы и методики испытаний.
Лаборатория располагает современным оборудованием швейцарской фирмы «Schaffner» - мирового лидера испытательной техники в области ЭМС, оборудованием немецкой фирмы «RFT», современным компьютерным оборудованием (как стационарным, так и переносным) для проведения испытаний на ЭМС и имитационных испытаний на безопасность.
К основным работам, выполненным лабораторией за период с 2000 по 2007 год относятся: проведение испытаний компьютерной системы ДЦ «Неман» на соответствие требованием по безопасности и устойчивости к воздействию электромагнитных помех; испытания на безопасность и электромагнитную совместимость блока автоматического регулирования скорости поездов метрополитена; комплекс сертификационных испытаний на безопасность функционирования и электромагнитную совместимость автоматизированной системы телемеханического управления «Лисна 1М»; исследование помехозащищенности устройства контроля бдительности машиниста УКБМ, путевого приемника тональных рельсовых цепей ПП1-8/8, микроэлектронного импульсного датчика ДИМ-3; анализ схемных решений светодиодного источника света иИС-Т.6.200.к для железнодорожных переездов.
На базе лаборатории постоянно проводятся научные семинары с участием студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. К исследованиям, проводимым в лаборатории, привлекаются студенты старших курсов. В значительной части дипломных проектов, выполненных на кафедрах «Автоматика и телемеханика», используются результаты исследований, проводимых в лаборатории.
В 2003 – 2007 годах совместно со специалистами КТЦ и Службы Белорусской железной дороги разработана отечественная система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов (МПЦ) «Iпуть». Система предназначена для замены выработавших свой ресурс систем электрической централизации и даст возможность значительно сократить затраты при их модернизации, а также выполнить программу по импортозамещению. В мае 2007 года она включена в опытную эксплуатацию. По основным техническим характеристикам МПЦ «Iпуть» не уступает лучшим зарубежным образцам. Она впервые в мире дополнена интегрированной системой поддержки принятия решений дежурным по станции в нештатных ситуациях (СППР). В 2011 году МПЦ «Iпуть» была принята в постоянную эксплуатацию. Освоение серийного производства и широкое внедрение ее на Белорусской железной дороге позволит сэкономить значительные средства только на импортозамещении.
Преподаватели и сотрудники кафедры участвуют в проведении и других актуальных научно-исследовательских работ, таких, например, как совершенствование грозозащиты устройств СЦБ, создание бесконтактных схем управления устройствами СЖАТ и др.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl-Enter